город Омск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А70-18654/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-967/2022) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 по делу N А70-18654/2021 (судья Михалева Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Ясень" (ИНН 7224005590, ОГРН 1087232019434) о взыскании 224 195 руб. 68 коп., без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, Общество, ООО "ТЭО") обратилось Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Ясень" (далее - ответчик, Товарищество, СНТСН "Ясень") о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период январь - июль 2019 года, ноябрь - декабрь 2019 года в сумме 184 549 руб. 63 коп., пени за период с 10.01.2020 по 24.11.2021 в сумме 39 646 руб. 05 коп., а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга начиная с 25.11.2021 и по день фактической оплаты долга.
Исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены частично, с СНТСН "Ясень" взысканы пени в сумме 259 руб. 37 коп. по договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.08.2019N ТО02КО0101009986, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 09,00 руб.; в доход федерального бюджета с ООО "ТЭО" взыскана государственная пошлина в размере 580 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с апелляционной жалобой с дополнениями, в которых просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает следующее: объем оказанных услуг по обращению с ТКО за период с января по июль 2019 года надлежит рассчитывать исходя из норматива накопления ТКО, так как отношения сторон в указанный период урегулированы типовой формой договора; дата начала оказания услуг региональным оператором потребителю 09.01.2019, а договор заключен сторонами 19.08.2019 и действует с даты его заключения по 31.12.2019 с последующей пролонгацией; договор не имеет обратной силы, его условия предусматривают распространение условий к отношениям, возникшим до момента его заключения; в спорный период мусорный контейнер у потребителя отсутствовал, установлен только в декабре 2019 года, следовательно, учет объема ТКО, исходя из количества и объема контейнера, невозможен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
19.08.2019 между ООО "ТЭО" (региональный оператор) и СНТСН "Ясень" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТО02КО0101009986 от (далее - договор), согласно которому региональный оператор обязуется оказывать потребителю услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу (пункт 1 договора).
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяется согласно приложению N 1 к договору (пункт 2 договора).
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, равной величине утверждённого в установленном порядке тарифа (пункт 5 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель оплачивает услугу по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга.
В соответствии с пунктом 7(1) договора региональный оператор выставляет потребителю первичный документ (счет, универсальный передаточный документ - далее - УПД) за соответствующий расчетный период.
Потребитель обязан получить УПД у регионального оператора в порядке, указанном в абзаце "ж" пункта 10 договора, то есть до 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель возвращает региональному оператору один экземпляр подписанного УПД в срок до 3-х дней с даты получения у регионального оператора.
В случае, если потребитель не получил УПД от регионального оператора в установленном порядке и в установленный срок, а также в случае непредставления потребителем региональному оператору подписанного экземпляра УПД в установленный срок, УПД считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 25 договора все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменной виде, подписаны уполномоченными на то лицами, и заверены печатями обеих сторон
В соответствии с приложением N 1 к договору сторонами согласован объект - Ясень СНТ, адрес объекта: 625054, Тюменская область, г. Тюмень, п. Березняковский, ул. Центральная, способ расчета объема - по количеству и объему контейнеров, единица расчета норматива - контейнеры, объем контейнеров 0,75 куб.м, стоимость услуг с учетом НДС в год 6290,04 руб., место (площадка) накопления ТКО - КП Тюменская обл., г. Тюмень, СНТ Ясень, периодичность вывоза ТКО - по заявке: не менее 1 раза в месяц, дата начала оказания услуг - 09.01.2019.
Истец указал, что 30.11.2019 выставил ответчику УПД и счета на общую сумму 218 706 руб.
45 коп.
Из содержания счетов на оплату усматривается, что расчет объема ТКО за период с январь-июль 2019 года, ноябрь 2019 осуществлен истцом по нормативу, исходя из 339 членов товарищества. Расчет объема услуг за декабрь 2019 года осуществлен истцом в соответствии с условиями договора, исходя из 1-го контейнера объемом 0,75 куб.м.
Платежным поручением от 31.12.2019 N 69 ответчик осуществил оплату услуг по договору за 2019 год на сумму 6290 руб. 04 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, отсутствие оплаты задолженности со стороны ответчика, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 9, 10, 309, 310, 329, 330, 421, 422, 429.4, 431, 450, 452, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены (далее - Правила N 505), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), условиями договора, исходя из того, что оплата услуг по обращению с ТКО за спорный период должна быть осуществлена ответчиком в порядке и на условиях заключенного договора от 19.08.2019 N ТО02КО0101009986, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установив наличие оплаты оказанных услуг за исковой период, однако, с просрочкой за январь, декабрь 2020 года и март 2021 года, частично удовлетворил исковые требования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018 заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам (ТКО) в соответствии с Законом N 89-ФЗ относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Как было указано ранее, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
На основании пункта 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцом размещено на официальном сайте в сети "Интернет" 07.12.2018.
Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил N 1156.
При этом, в соответствии с абзацем четвертым пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) Правил N 1156).
Как следует из материалов дела, СНТСН "Ясень" и ООО "ТЭО" 19.08.2019 подписали договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТО02КО0101009986.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, до момента подписания между сторонами договора правоотношения сторон существовали на условиях типового договора.
Между тем, в данном случае, стороны установили, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО в отношении объектов определяется в соответствии с приложением N 1 к договору (пункт 4 договора).
В соответствии с приложением N 1 сторонами согласована дата начала оказания услуг - 09.01.2019.
Кроме того, в договоре стороны согласовали метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в месте накопления по адресу: КП Тюменская обл., г. Тюмень, СНТ Ясень, что не противоречит положениям Правил N 1156, Правил N 505.
Согласно распоряжению Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Тюменской области", место (площадка) накопления ТКО включена в территориальную схему.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в исковой период истец претензий потребителю об отсутствии контейнерной площадки, контейнеров, либо невозможности вывоза ТКО по условиям указанным в договоре и приложении N 1, не предъявлялось.
Таким образом, учитывая приведенное нормативное регулирование, условия договора, расчет объема услуг ТКО за период январь-июль 2019 года, ноябрь-декабрь 2019 года, по нормативу является неправомерным.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оплата услуг по обращению с ТКО за спорный период должна быть осуществлена ответчиком в порядке и на условиях заключенного договора от 19.08.2019 N ТО02КО0101009986, в части определения способа расчета по количеству и объему контейнеров, стоимости услуг по обращению с ТКО.
Произведя перерасчет задолженности за спорный период в соответствии с условиями договора, действующим законодательством и фактическими обстоятельствами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии на стороне ответчика задолженности в исковой период, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания основного долга в сумме 184 549 руб. 63 коп.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
В соответствии с пунктом 17 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку задолженность за спорный период оплачена ответчиком 31.12.2019, следовательно, основания для начисления пени по заявленному истцом периоду, начиная с 10.01.2020, отсутствуют.
Суд первой инстанции верно отметил, что ответчиком допущена просрочка оплаты услуг за январь, декабрь 2020 года и март 2021 года, следовательно, имеются основания для начисления пени за просрочку оплаты, которая по расчету суда первой инстанции составили 259 руб. 37 коп.
Расчет пени судом апелляционной инстанции проверен, признан арифметически верным. Доводов в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2021 по делу N А70-18654/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18654/2021
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "ЯСЕНЬ", СНТ СН "Ясень"