г. Самара |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А72-11657/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - Наумов С.А., доверенность N 18 от 02 сентября 2021 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 января 2021 года по делу N А72-11657/2021 (судья Коннова О.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества "МТС" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076), город Москва,
к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (ОГРН 1157325000172, ИНН 7325133662), город Ульяновск,
с участием третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, город Ульяновск,
о признании незаконным отказа N 1818 от 11 июня 2021 года в выдаче разрешения на использование земельного участка в кадастровом квартале 73:19:073201,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "МТС" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - министерство, ответчик), с привлечением в качестве третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - управление), о признании незаконным отказа N 1818 от 11 июня 2021 года в выдаче разрешения на использование земельного участка в кадастровом квартале 73:19:073201, и обязать министерство выдать разрешение на использование обществом указанного земельного участка.
Решением суда от 10.01.2022 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Министерство, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей министерства и управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в адрес министерства представило заявление от 20.05.2021 г. N 130/р-21 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, либо земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, на срок 10 лет, кадастровый номер земельного участка 73:19:073201:ЗУ, местоположение: Ульяновская область, г. Ульяновск, 40 м. северо-восточнее уч. 550 СНТ "Пригородный", цель использования: линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300), но письмом от 11.06.2021 г. N 1818 министерство отказало обществу в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка, указав следующее.
В адрес администрации Засвияжского района города Ульяновска (далее - администрация) направлен запрос о необходимости и целесообразности выдачи ПАО "МТС" разрешения на использование земельного участка в кадастровом квартале 73:19:073201, цель использования: линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На указанный запрос поступил ответ администрации с рекомендациями ПАО "МТС" о проведении согласования размещения объекта на общем собрании членов СНТ "Пригородный" в связи с поступлением большого количества обращений граждан о демонтаже вышек сотовой связи.
Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, территория, которой принадлежит земельный участок, расположена вблизи СНТ "Пригородный".
Согласно Порядку подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты Методических указаний 4.3.2320-08, утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом РФ Онищенко Г.Г. 22.01.2008 г., Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003 г., Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ, Первым заместителем министра здравоохранения Онищенко Г.Г. 09.06.2003 г., размещение и ввод в эксплуатацию передающих радиотехнических объектов допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий установки (размещения) и эксплуатации передающих радиотехнических объектов санитарным правилам.
Требования санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей радиочастотного диапазона, создаваемых передающими радиотехническими объектами радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского диапазона.
В соответствии с п. 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, утв. Главным государственный санитарным врачом РФ, Первым заместителем министра здравоохранения РФ Онищенко Г.Г. 09.06.2003 г., уровень электромагнитных полей, создаваемые передающими радиотехническими объектами на селитебной территории, в местах массового отдыха, внутри жилых, общественных и производственных помещений, подвергающихся воздействию внешнего электромагнитных полей радиочастотного диапазона, не должны превышать установленные пределы с учетом вторичного излучения.
В связи с недопустимостью нарушения конституционных прав членов СНТ "Пригородный", возможным неблагоприятным воздействием на окружающую среду, а также возможным несоответствием установки вышки нормам СанПиН II-23-81 "Стальные конструкции", СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов и др., СНиП 2.01.07.-85 "Нагрузки и воздействия", Министерство отказало в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления в кадастровом квартале 73:19:073201, в случае повторного обращения рекомендовало ПАО "МТС" предоставить выписку из протокола общего собрания членов СНТ "Пригородный" о проведении согласования размещения объекта.
Не согласившись с отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.
В силу п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно п. 11 которого к таким видам отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Перечень случаев, когда разрешение на строительство не требуется, установлен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ, согласно п.п. 4.5 которого разрешение на строительство не требуется, в том числе в случаях, размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м., предназначенных для размещения средств связи.
Согласно приведенным в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 г. N Д23и-1239 разъяснениям размещение антенно-мачтовых сооружений связи допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
В примечании N 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 г. N П/0412, также установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию в том числе антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральным законом иные правила по сравнению с Примечанием 2 к данному Приказу не установлены, что означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ВС РФ от 12.05.2017 г. N 31-АД17-5, от 29.06.2018 г. N 41-АД18-14, от 21.02.2018 г. N 41-АД18-5, и определении от 14.06.2018 г. N 127-КГ18-13.
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, п. 15 ст. 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 г. N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 г. N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением:
1) В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие управление и распоряжение такими земельными участками;
2) В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в п.п. 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в п. 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков перечислены в п. 13 Порядка:
1) В заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов;
2) Заявление подано с нарушением требований, установленных п. 3 - 5 настоящих Порядка и условий;
3) Размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
4) Испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 39.36 ЗК РФ;
5) Выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
6) В отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
7) Отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Перечень оснований отказа в использовании земельных участков является исчерпывающим.
Доказательств несоответствия планируемого к размещению объекта, указанного обществом в заявлении от 20.05.2021 г. N 130/р-21, видам объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300, а также невозможности использования спорного земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, министерством судам не представлено.
Вместе с тем, отказывая обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, министерство сослалось на возможное нарушение при размещении спорного объекта требований СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Между тем, указанные доводы министерства о возможном несоответствии планируемого размещения объекта санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим правилам, нормативам в связи с близостью к СНТ "Пригородный" является предположительным, а требование представления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии планируемой к возведению вышки сотовой связи санитарным и иным правилам и согласованного размещения объекта на общем собрании членов СНТ "Пригородный" - не соответствующим вышеизложенным нормам действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления земельного участка для размещения сооружения связи.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2003 г. N 18, действуют на всей территории РФ и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации средств подвижной радиосвязи диапазона частот 27 - 2400 МГц, включая абонентские терминалы спутниковой связи.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 09.06.2003 г. N 135, действуют на всей территории РФ и устанавливают гигиенические требования к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц, в том числе находящихся на специальных испытательных полигонах.
Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ), создаваемых ПРТО радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского диапазона (3 - 30 МГц).
Согласно пояснениям общества выбор размещения сооружения связи именно на этом участке, произведен с учетом существующего покрытия сетью сотовой связи, с целью исправления нестабильной работы сотовой сети по обращениям абонентов, а также согласно показаниям приборов, на основании измерений которых делается вывод о нестабильности связи.
При анализе места размещения конструкции выбор делается в пользу места размещения, где максимально соблюдаются требования к размещению, с минимумом существующих ограничений на размещение объектов и проведение работ.
Выбор в пользу размещения сооружения связи по конкретным координатам сделан с учетом многих факторов и является наиболее предпочтительным для размещения сооружения связи и базовых станций.
Согласно материалам дела ПАО "МТС", являясь сотовым оператором, устанавливает антенно-мачтовое сооружение, то есть антенную опору, на которой впоследствии будет размещено ПРТО сотового оператора.
Оператор связи самостоятельно разрабатывает проектную документацию на размещение оборудования на антенно-мачтовом сооружении, получает все предусмотренные законодательством согласования и разрешения.
По всем размещаемым объектам связи (ПРТО) операторы связи проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и обязаны получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение в органах госсанэпиднадзора (п. 3.7, 3.8, 3.10 вышеуказанных СанПиН).
Таким образом, размещение сооружения связи (ПРТО) производится под контролем государственных органов. Без получения положительного заключения Роспотребнадзора в части соответствия нормам вышеуказанных сооружений связи размещение и эксплуатация оборудования невозможна.
Согласно пояснениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области размещение базовых станций сотовой связи регламентируется СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО)", СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СанПиН 2.1.3684-21 введен в действие с 01.03.2021 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 3).
В силу п. 290 СанПиН 2.1.3684-21 перед размещением, реконструкцией, техническим перевооружением (модернизацией) радиоэлектронных средств правообладателем радиоэлектронных средств должна разрабатываться проектная документация на условия размещения радиоэлектронного средства (далее - РЭС), на которую должно оформляться санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
При этом согласно п. 294 СанПиН 2.1.3684-21 на устанавливаемом оборудовании в доступном для обозрения месте должна быть указана информация о владельце оборудования, номере и наименовании РЭС, координаты места установки РЭС с точностью до единиц угловых секунд и адрес места установки.
Подготовка и оформление санитарно-эпидемиологических заключений на размещение стационарных радиотехнических объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.11.2020 г. N 747, Методическими указаниями МУ 4.3.2320-08 "Порядок подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты".
Методические указания МУ 4.3.2320-08 устанавливают порядок подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на размещение и эксплуатацию стационарных передающих радиотехнических объектов (далее - ПРТО), указанных в п. 1.2 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и в п. 1.2 и 1.3 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, включая ПРТО, подвергаемые реконструкции, техническому перевооружению и расширению, а также установленные на транспортных средствах в местах их постоянного или временного базирования.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.8/22.4.1190-03 и п. 3.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 размещение и ввод в эксплуатацию ПРТО допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий установки (размещения) и эксплуатации ПРТО санитарным правилам (п. 3.1 МУ 4.3.2320-08).
Передающие радиотехнические объекты - это приемопередающее оборудование, которое не является объектом капитального строительства и, таким образом, не подпадает под действие ст. 42 ГрК РФ и ч. 2 ст. 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001 г., 10.01.2003 г., 30.06.2003 г., 22.08.2004 г., 09.05.2005 г., 31.12.2005 г., 18.12.2006 г., 29.12.2006 г., 30.12.2006 г).
В связи с этим государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ПРТО осуществляется органами Роспотребнадзора на всех стадиях. Объектами капитального строительства могут являться только несущие (опорные) сооружения, на которых установлены ПРТО. Проектная документация на строительство самих этих сооружений не определяет исчерпывающе состав и технические характеристики ПРТО, которые могут на них размещаться (п. 3.2 МУ 4.3.2320-08).
Согласно п. 3.11 МУ 4.3.2320-08 к заявлению на получение санитарно-эпидемиологического заключения прилагаются материалы, указанные в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям: Точный адрес и наименование места (объекта), на котором расположен ПРТО с описанием условий размещения антенн, передатчиков и другого технологического оборудования; Технические характеристики передающего оборудования: мощность каждого передатчика, их количество, рабочие частоты (диапазоны частот) по каждому передатчику, тип модуляции, тип и коэффициент усиления по мощности (относительно изотропного излучателя) передающих антенн, мощность на входе каждой антенны; высота установки антенн от поверхности земли и от опорной поверхности (крыши); угол максимума диаграммы и диаграммы направленности в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По ПРТО с импульсным режимом работы дополнительно представляются сведения о частоте следования и длительности импульса, частоте вращения антенны (сканирования луча); Расчеты интенсивности электромагнитных излучений (ЭМИ) на прилегающей территории и в зданиях (таблично-текстовые материалы расчетов, расчетные границы санитарно-защитных зон (СЗЗ) и зон ограничения застройки (ЗОЗ) и их графическое изображение, выводы по результатам расчетов). Расчеты проводятся с учетом возможного суммирования ЭМИ других ПРТО, установленных на той же площадке, в конкретном здании или на территории; Ситуационный план в масштабе 1:500 с указанием места установки антенны, прилегающих к ней зданий и территорий и расчетных границ СЗЗ и ЗОЗ. Представление ситуационного плана в ином масштабе допускается по согласованию с учреждением, проводящим экспертизу; Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы, включая протоколы измерений перед вводом ПРТО в эксплуатацию (результаты оформляются в виде экспертного заключения).
Согласно пояснениям третьего лица для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации размещения передающего радиотехнического объекта предоставление правоустанавливающих документов оператора связи на земельный участок, на котором будет установлена вышка сотовой связи методическими указаниями МУ 4.3.2320-08 "Порядок подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты" не регламентируется.
При этом из вышеизложенных норм следует, что обращаясь с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на размещение и эксплуатацию ПРТО, оператор сотовой связи должен указать точный адрес и наименование места (объекта), на котором расположен ПРТО с описанием условий размещения антенн, передатчиков и другого технологического оборудования, расчеты интенсивности электромагнитных излучений (ЭМИ) на прилегающей территории и в зданиях (таблично-текстовые материалы расчетов, расчетные границы санитарно-защитных зон (СЗЗ) и зон ограничения застройки (ЗОЗ) и их графическое изображение, выводы по результатам расчетов), координаты места установки РЭС с точностью до единиц угловых секунд и адрес места установки.
С учетом изложенного, суд признал обоснованными доводы общества о возможности получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации размещения ПРТО при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Пункт 5 вышеуказанного Порядка устанавливает исчерпывающий перечень документов, прилагаемый к заявлению о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков. Санитарно-эпидемиологическое заключение, либо иной документ, подтверждающий соответствие размещаемого объекта санитарным требованиям, в указанном перечне отсутствует.
Таким образом, в перечень вопросов, подлежащих разрешению Министерством при принятии решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, установление соответствия размещаемого объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям не входит. Законодательством РФ предусмотрены иные механизмы правового регулирования и контроля, которые не позволяют разместить или эксплуатировать объект, нарушающий санитарно-эпидемиологические нормы.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Доказательства того, что возведение спорного сооружения несет угрозу жизни и здоровью граждан министерством вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Кроме того, обществом в материалы дела было представлено доказательство того, что в адрес ПАО "МТС" поступал запрос ОГКУ "Правительство для граждан" от 29.05.2020 г. N 73-П-КРИТ/1861исх с просьбой рассмотреть коллективное обращение СНТ Ульяновской области по вопросу обеспечения бесперебойным доступом к информационно коммуникационной сети "Интернет" по технологии 3G/4G, поступившее в ОГКУ "Правительство для граждан". К указанному запросу прилагался список СНТ, 16-м пунктом которого значился СНТ "Пригородный".
Судебные расходы судом правильно распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и отнесены на ответчика в размере 3 000 руб.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 января 2021 года по делу N А72-11657/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11657/2021
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ