г. Санкт-Петербург |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А56-37645/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкина В.В.
судей Зайцева Е.К., Кротов С.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь судебного заседания Дмитриева О.В.,
при участии:
от истца: Гулимов О.В. (доверенность от 10.01.2022)
от ответчика: Дмитриев С.И. (доверенность от 30.01.2020)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40591/2021) ООО "МАСТЕР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 по делу N А56-37645/2021 (судья Шустова Д.Н.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "МАСТЕР"
к публичному акционерному обществу "Сбербанк России"
3-е лицо: Государственная корпорация ВЭБ.РФ.
о признании действий недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАСТЕР" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) с исковым заявлением об обязании публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ответчик, Банк) освободить ООО "МАСТЕР" от обязанностей по Договору по возврату полученного кредита и уплаты процентов за пользование им и других платежей, в соответствии с условиями Договора кредитования N 9500ВММ5UENRGQOAQ0QZ3F от 08.06.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная корпорация ВЭБ.РФ.
От истца поступило ходатайство об изменении иска, просил признать действия ПАО "Сбербанк России" по переводу Договора кредитования N 9500BMM5UENRGQ0AQ0QZ3F после базового периода в период погашения, незаконными; признать действия ПАО "Сбербанк России" по начислению процентов и штрафных санкций по Договору кредитования N9500BMM5UENRGQ0AQ0QZ3F незаконными; обязать Министерство экономического развития Российской Федерации совершить действия направленные на предоставление субсидии по списанию задолженности ООО "Мастер" по Договору кредитования N9500BMM5UENRGQ0 AQ0QZ3 F (соглашению), включая проценты по кредитному Договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному Договору, как исполнившего обязательство по Договору кредитования в полном объёме.
Суд первой инстанции, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принял изменение иска в части требований к Банку, в части новых требований, заявленных к Министерству экономического развития Российской Федерации, в принятии отказал.
Решением от 09.11.2021 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просил отменить решение суда и удовлетворить иск в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Истец указал, что Банком при проверке соблюдения заемщиком требований о сохранении численности неверно определена численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020.
Более того, податель жалобы считает, что он не был проинформирован каким образом произведен расчет численности сотрудников заемщика на момент выдачи кредитных средств, указывая, что не заключал бы указанный договор на предложенных условиях.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить без удовлетворения апелляционную жалобу истца.
В судебном заседании стороны поддержали свои письменные позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, 03.06.2020 Обществом подано заявление о предоставлении кредитных средств в рамках льготного кредитования для возобновления деятельности.
Между истцом и Банком заключен Договор кредитования N 9500ВММ5UENRGQOAQ0QZ3F от 08.06.2020 в форме присоединения к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Пунктами 2.2.. 2.3. 2.4. 2.6. 2.7 Общих условий кредитования установлено, что заключение Договора между Банком и Заемщиком осуществляется путем присоединения заемщика к Общим условиям кредитования (открытие кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно Заявлению истца о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя, лимит кредитной линии для возобновления деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности Заемщику составляет 851 526 руб.
Банком предоставлены Заемщику кредитные денежные средства в следующем порядке: 08.06.2020 в размере 851 526 рублей (максимальный размер кредита исходя из штатной численности организации по данным за апрель 2020 года).
Пунктом 6 Заявления предусмотрено, что датой полного погашения выданного кредита является:
* в случае наступления Периода погашения по Договору с даты, следующей за Датой окончания Базового периода Договора при не переходе Договора в соответствии с условиями Договора на Период наблюдения по Договору - 01.03.2021;
* в случае наступления Периода погашения по Договору с даты, следующей за Датой окончания Периода наблюдения по Договору при переходе в соответствии с условиями Договора Периода наблюдения - 30.06.2021.
При этом, Стороны установили, что Период наблюдения по Договору начинается по окончании Базового периода Договора при соблюдении следующих условий:
- численность работников Заемщика в течение Базового периода Договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении Заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо Заемщик индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
07.08.2020 Банком и заёмщиком подписано дополнительное соглашение к Договору N 9500BMM5UENRGQ0AQ0QZ3F от 08.06.2020, заключенному в форме присоединения к Общим условиям кредитования N1.
По окончанию Базового периода установлено нарушение Заемщиком условий предоставления льготного кредитования для возобновления деятельности, в связи с уменьшением численности сотрудников заемщика более чем на 20 % в июне 2020 года.
29.11.2020 Банк направил в адрес Заемщика сервисное уведомление о переходе Договора с 01.12.2020 в период погашения, в связи с нарушением Заемщиком условий по сохранению штатной численности организации.
23.12.2020 в адрес заемщика, в связи с внесением изменений в Постановление Правительства от 16.05.2020 N 696 на основании пункта 3.8 Общих условий кредитования N 1, направлено уведомление об изменениях условий кредитного договора.
Полагая указанные действия Банка незаконными, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции верно указал, что согласно сведениям информационного сервиса ФНС России, численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 года составляла 9 чел. и снизилась до 7 чел. в июне (снижение численности более 20 %), что подтверждается сведениями Платформы ФНС России, что в свою очередь является основанием для перевода заемщика на период погашения.
Довод подателя жалобы о том, что Банком при проверке соблюдения заемщиком требований о сохранении численности неверно определена численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, так как Банком необоснованно используется численность работников истца за апрель 2020 год, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Кредитные отношения регулируются Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила предоставления субсидий), которыми предусмотрено, что Банк не проводит расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
Преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
В силу пункта 3.9 Общих условий кредитования, при кредитовании Заемщика в рамках государственных программ Заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного Договора/Условиями кредитования.
Таким образом, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между Банком и заемщиком.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидий установлено, что Кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по Кредитному договору по окончании базового периода Кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода Кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы Кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий.
Согласно пункту 24 Правил предоставления субсидий, численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе ФНС. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено Кредитным договором.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Минэкономразвития от 07.07.2020 N Д13и-21227, Письме Минэкономразвития от 13.11.2020 N 37876-ТИ/Д13и, при снижении численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 кредитный договор не может быть переведен на период наблюдения и, соответственно, по нему не может быть предоставлена субсидия по списанию.
Подпунктом "м" пунктом 18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС.
В силу абзаца 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий, проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абзацем 3 пунктом 24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается также в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Пунктом 1.2. Дополнительного соглашения N 1 от 19.08.2020 к Кредитному договору также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в т.ч., но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Пунктом 21 Кредитного договора также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в т.ч., но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Исходя из изложенных положений, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников заемщика, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 9 чел. и снизилась до 7 чел. в июне (снижение численности более 20 %), что подтверждается сведениями Платформы ФНС, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести Кредитный договор на период погашения.
Указание о снижении численности работников более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.
При этом, у Банка отсутствуют какие-либо полномочия по изменению данных о численности работников Истца на Платформе ФНС, в связи с чем Банк не несет ответственности за размещенные на Платформе ФНС сведения.
В случае несогласия с данными, поданными ПФР и размещенными на Платформе ФНС, Истцу необходимо оспаривать действия указанных органов.
Таким образом, действия Банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий и положениям Кредитного договора.
Численность работников заемщика определяется Банком на основании сведений информационного сервиса ФНС, отображающего данные о поданных заемщиком в ПФР отчетов о численности работников по форме СЗВ-М, в связи с чем доводы Истца о необходимости учета Банком фактической численности работников противоречат Правилам предоставления субсидий.
Доводы о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться исходя из фактической численности работников заемщика на момент обращения в Банк, а не исходя из сведений Платформы ФНС, противоречит Правилам предоставления субсидий и условиям Кредитного договора.
В силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС (п.24 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно пункту 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В Письме Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и- 22474, Письме Минэкономразвития от 29.06.2020 N 20822-ТИ/Д13и разъяснено, что источником данных для информационного сервиса ФНС России являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 ст.11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом, сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 года.
В связи с этим для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Также в данном Письме Минэкономразвития указано, что данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с изложенным, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных подпунктами 11, 12 Правил предоставления субсидий, а также пунктом 7 Кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом, для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе ФНС до момента регистрации заявки клиента. В связи с изложенным доводы Истца о том, что Банк при проверке соблюдения Истцом требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников должен был руководствоваться фактическим количеством сотрудников Истца, а не данными Платформы ФНС являются необоснованными.
В соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика на 01.06.2020, которая составляла 9 человек, в последующем произошло снижение численности сотрудников заемщика более чем на 20% - до 7 человек в июне 2020 года, что и являлось законным основанием для перевода договора на период погашения.
Ссылка истца на то, что не был проинформирован каким образом произведен расчет численности сотрудников заемщика на момент выдачи кредитных средств, указывая, что не заключал бы указанный договор на предложенных условиях, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с положениями Правил предоставления субсидий (п.п. 11, 12, 24) установленный порядок определения численности работников заемщика используется как для мониторинга соблюдения заемщиком численности в базовом периоде/периоде наблюдения, так и для определения максимальной суммы кредитного договора.
В соответствии с абз.1 п.24 Правил предоставления субсидий максимальная сумма кредитного договора определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев.
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минэкономразвития от 29.05.2020 N Д13и-16887, при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п.24 Правил под базовым периодом понимается количество полных календарных месяцев в сторону увеличения, при этом для определения расчетного размера оплаты труда используется федеральный МРОТ (12 130 рублей), а для целей контроля выполнения требований п. 24 Правил используются данные, размещенные в системе ФНС на 01.06.2020.
Следовательно, сумма предоставляемого заемщику кредита определяется исходя из численности его работников, в связи с чем довод истца о том, что он не был осведомлен, какое количество сотрудников будет использоваться для определения возможности перевода договора на период наблюдения, является необоснованным.
В соответствии с условиями Кредитного договора (пункт 1) лимит кредитной линии для заемщика составил 851 526 руб. руб.
Следовательно, заемщику на момент получения кредита было известно о том, что численность его сотрудников при предоставлении кредита в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий составляет (9) человек.
Кроме того, при подаче заявки на кредитование в соответствии с Программой заемщик был уведомлен о применяемых к порядку такого кредитования Правилах предоставления субсидий, в т.ч. об установленных этими правилами порядком определения численности работников заемщика для определения количества сотрудников, долю которых необходимо сохранять заемщику для продолжения участия в программе (п.п.11, 12 Правил предоставления субсидий).
Правила предоставления субсидий размещены в публичном доступе, существенные условия Правил предоставления субсидий и ссылки на их расположение были размещены на официальном сайте Банка, что подтверждается скриншотами сайта Банка.
Следовательно, заемщик, осведомленный о сроках сдачи отчетности о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и о порядке определения численности работников заемщика в целях определения суммы кредита и проверки требования Правил предоставления субсидий о сохранении численности, был вправе самостоятельно определить дату подачи заявки на кредит, в зависимости от имеющихся в ФНС сведениях о численности работников заемщика.
На основании вышеизложенного, доводы о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться по итогам сведений, которые поданы им в ПФР за отчетный месяц июнь 2020, основаны на неверном толковании Правил предоставления субсидий и прямо противоречит Правилам предоставления субсидий и условиям Кредитного договора, так как сведения о численности работников заемщика за июнь 2020 года не могли быть отражены на Платформе ФНС по состоянию на 01.06.2020.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены за подателем жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 по делу N А56-37645/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37645/2021
Истец: ООО "МАСТЕР"
Ответчик: ПАО "Сбербанк России"
Третье лицо: ГК ВЭБ.РФ, Министерство экономического развития РФ