г. Москва |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А41-67974/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Авиационный экспертнометодический центр": Поляков М.И. по доверенности от 08.09.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта: Зверев И.А. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от начальника Управления Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Пастухову Валерию Викторовичу: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта
на решение Арбитражного суда Московской области
от 17 января 2022 года по делу N А41-67974/21,
по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Авиационный экспертнометодический центр"
к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта и начальнику Управления Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Пастухову Валерию Викторовичу
об оспаривании действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Авиационный экспертно-методический центр" (далее - заявитель, АНО ДПО "АЭМЦ") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 87-91) к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта и начальнику Управления Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Пастухову Валерию Викторовичу (далее - Центральное МТУ Росавиации), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать действия начальника Управления Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) Пастухова Валерия Викторовича незаконными и необоснованными в части "...учитывая, что АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399, и в соответствии пунктом 10 ФАП-399 Центральное МТУ Росавиации отказывает в утверждении вышеуказанных программ..." (стр. 2 письмо Центрального МТУ Росавиации исх-2.523/ЦМТУ от 04.02.2021);
- признать незаконными действия Центрального МТУ Росавиации в части неисполнения требований п. 10 ФАП 399;
- возложить обязанность на Центральное МТУ Росавиации рассмотреть программы подготовки пилота-инструктора и программы подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" в соответствии с п.п. 11, 12 ФАП 399.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 года по делу N А41-67974/21 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 90-93).
Не согласившись с данным судебным актом, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя начальника Центрального МТУ Росавиации, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель АНО ДПО "АЭМЦ" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта и АНО ДПО "АЭМЦ", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно пункту 2.2 Устава АНО ДПО "АЭМЦ" организация создана для реализации программы дополнительного профессионального образования специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей воздушных судов в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации и международных норм, осуществляет экспертно- методическую деятельность в сфере авиации, а также пропаганду авиационных профессий и авиационных видов спорта.
04 марта 2020 года АНО ДПО "АЭМЦ" обратилась в Центральное МТУ Росавиации с заявлениями об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" (Вх-1553/ЦМТУ); "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (Вх-1554/ЦМТУ).
11 июля 2020 года заявителем получен ответ Центрального МТУ Росавиации, которым сообщено, что указанные программы к рассмотрению не приняты, поскольку АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 (далее - ФАП-399), что исключает возможность рассмотрения указанных программ по правилам п. 10 ФАП-399.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Люберецкий городской суд Московской области с требованием об обжаловании действий начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. незаконными и необоснованными в части отказа в принятии к рассмотрению указанных программ.
Вступившим в законную силу решением Люберецкого городского суда Московской области от 06 ноября 2020 года по делу N 2а-6827/2020 требования АНО ДПО "АЭМЦ" удовлетворены в полном объеме на Центральное МТУ Росавиации возложена обязанность рассмотреть заявления АНО ДПО "АЭМЦ" об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора"; "Программа подготовки кандидатов на получение свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный".
Центральное МТУ Росавиации письмом от 04.02.2021 N Исх-2.523/ЦМТУ сообщило заявителю, что в рамках исполнения решения Люберецкого городского суда Московской области от 06.11.2020 по делу N 2а-6827/2020 рассмотрев заявления АНО ДПО "АЭМЦ" от 04.03.2020 об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" (Вх-1553/ЦМТУ); "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (Вх- 1554/ЦМТУ), учитывая, что АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399, и в соответствии с п.10 ФАП-399 отказывает в утверждении вышеуказанных программ (т. 1 л. д. 28).
Не согласившись с указанным ответом от 04.02.2021 N Исх-2.523/ЦМТУ в части признании незаконными действий, заявитель обратился в Люберецкий районный суд Московский суд.
Определением Люберецкого городского суда Московской области от 26 августа 2021 года данное заявление возвращено АНО ДПО "АЭМЦ" как подлежащее рассмотрению в Арбитражном суде Московской области (т. 1 л. д. 8-9).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АНО ДПО "АЭМЦ" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Пунктом 3 Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 (далее - ФАП-399) предусмотрено, что программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота).
В пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поименованы следующие лица:
- юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности,
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов,
- образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала,
- операторы аэродромов гражданской авиации.
Как следует из материалов дела, АНО ДПО "АЭМЦ" является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке. Доказательств обратного заинтересованным лицом, не представлено.
Согласно пункту 2.2 Устава АНО ДПО "АЭМЦ" организация создана для реализации программы дополнительного профессионального образования специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей воздушных судов в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации и международных норм, осуществляет экспертно-методическую деятельность в сфере авиации, а также пропаганду авиационных профессий и авиационных видов спорта.
При этом согласно пункта 3 статьи 8 ВК РФ указанные лица осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
Правила, утвержденные ФАП-399, устанавливают требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Настоящие правила не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ.
Пунктом 2 статьи 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил" (далее - ФАП-289).
Пунктом 5 ФАП-289 установлен запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющих выданного в соответствии с ФАП-289 сертификата АУЦ.
Данный запрет согласуется с требованиями пункта 3 статьи 8 ВК РФ, устанавливающим, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.
ФАП-289 устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее -авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ).
ФАП-289 установлен следующий порядок получения сертификата АУЦ.
Организация, намеревающаяся получить сертификат АУЦ или внести изменения в ранее полученный сертификат АУЦ и/или Приложение к нему (далее - заявитель), должна направить в центральный аппарат или территориальный орган, на территории деятельности которого ведется обучение или планируется проведение обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - орган по выдаче сертификатов), заявление о предоставлении сертификата АУЦ, внесении изменений в сертификат АУЦ, в приложение к сертификату АУЦ (п. 9).
В силу пункта 11 ФАП N 289 если заявитель подает заявление о предоставлении сертификата АУЦ, ему необходимо приложить следующие документы:
- копии учредительных документов юридического лица, заверенных в установленном порядке;
- перечень программ подготовки, которые заявитель просит включить в приложение к сертификату АУЦ (далее - заявленные программы);
- копия руководства по организации деятельности АУЦ;
- копия руководства по качеству, если оно оформляется отдельным от руководства по организации деятельности АУЦ документом;
- перечень лиц, указанный в пункте 45 настоящих Правил;
- опись прилагаемых документов.
Пунктом 6 ФАП-289 установлено, что неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ. Как указано в типовой форме сертификата АУЦ, содержащегося в приложении к ФАП-289, в приложении к сертификату АУЦ должны быть указаны: наименование программ подготовки, разрешенных к реализации, дата утверждения программы, наименование органа, утвердившего программу.
Таким образом, оформление сертификата АУЦ, наличие которого требует Центральное МТУ Росавиации, возможно лишь после утверждения программ подготовки, о чем свидетельствует форма сертификата АУЦ, утвержденная ФАП, т.е. процедура утверждения программы подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации предшествует процедуре получения организацией сертификата АУЦ.
Вместе с тем, в рассматриваемо случае заявитель деятельность по обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала не ведет, поскольку им не получен документ, подтверждающий соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (пункт 2 Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289).
Поскольку в организации не утверждены программы: "Программа подготовки пилота- инструктора" (Вх-1553/ЦМТУ) от 04.03.2020 и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (Вх-1554/ЦМТУ от 04.03.2020), она не имеет права вести деятельность по обучению специалистов и не может оформить сертификат АУЦ, для оформления которого необходимо подать надлежащим образом оформленное заявление.
Таким образом, начальник Центрального МТУ Росавиации Пастухов В.В. принимая решение от 04.02.2021 исх-2.523/ЦМТУ в части указания в решении от 04.02.2021 N Исх-2.523/ЦМТУ на отказ в утверждении программ: "Программа подготовки пилота- инструктора" (Вх-1553/ЦМТУ) от 04.03.2020 и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (Вх-1554/ЦМТУ от 04.03.2020) в связи с тем АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399, лишает истца возможности собрать необходимый пакет документов для подачи заявления о получении сертификата АУЦ, тем самым ограничивая право организации в осуществлении ею деятельности определенной учредительными документами.
Пунктом 10 ФАП-399 предусмотрено, что уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления проверяет его соответствие требованиям пункта 8 настоящих правил и прилагаемую к заявлению программу подготовки требованиям пунктов 4 или 6 настоящих правил в части ее оформления.
В случае если в результате рассмотрения заявления и программы подготовки выявлены несоответствия требованиям, содержащимся в пункте 8 настоящих правил, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, информирует заявителя любым способом, указанным в заявлении, о выявленных несоответствиях.
Пунктом 11 ФАП-399 установлено, что в случае если по результатам рассмотрения заявления и программы подготовки в соответствии с пунктом 10 настоящих правил несоответствия не выявлены, уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявления рассматривает программу подготовки.
В случае соответствия требованиям настоящих правил программа подготовки утверждается уполномоченным органом.
В случае выявления несоответствий программы подготовки требованиям настоящих правил при ее рассмотрении в соответствии с пунктом 11 настоящих правил, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после истечения срока, указанного в пункте 11 настоящих правил, уведомляет заявителя о выявленных несоответствиях (пункт 12 ФАП-399).
Не исполнение уполномоченным лицом положений пунктов 10-12 ФАП-399 подлежит признанию незаконным, направленным на уклонение от возложенных законодателем обязанностей по принятию к рассмотрению программ подготовки требованиям пунктов 4 или 6 ФАП-399.
В рассматриваемом случае заявителем представлены листы замечаний, выявленных при рассмотрении программы подготовки АНО ДПО "АЭМЦ" от 15.12.2021 и от 23.12.2021, что подтверждает факт наличия у заинтересованного лица реальной возможности рассмотрения представленных заявителем программ.
Всесторонне, полно и правильно оценив приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства. суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 года по делу N А41-67974/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67974/2021
Истец: АНО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "АВИАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРТНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА