город Москва |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А41-67974/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АНО ДПО "АЭМЦ": Полякова М.И. (дов. N 8/10-21 от 08.09.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального МТУ Росавиации: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В.: не явились, извещены;
рассмотрев 16 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центрального МТУ Росавиации
на решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 г.,
по делу N А41-67974/21
по заявлению автономной некоммерческой организации Дополнительного профессионального образования "Авиационный экспертно-методический центр"
к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, начальнику Управления Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Пастухову Валерию Викторовичу
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ: 04 марта 2020 г. автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования "Авиационный экспертно-методический центр" (далее - АНО ДПО "АЭМЦ", организация, заявитель) обратилась в Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Центрального МТУ Росавиации) с заявлениями об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (N вх-1553/ЦМТУ и N вх-1554/ЦМТУ).
По результатам рассмотрения указанного заявления Центральное МТУ Росавиации письмом от 11 марта 2020 г. сообщило заявителю о том, что направленные заявителем программы к рассмотрению не приняты, поскольку АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 октября 2017 г. N 399 (далее - ФАП-399), что исключает возможность рассмотрения указанных программ по правилам пункта 10 ФАП-399.
Не согласившись с указанным решением Центрального МТУ Росавиации, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Люберецкого городского суда Московской области от 06 ноября 2020 г. по делу N 2а-6827/2020 признаны незаконными действия начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова Валерия Викторовича (далее - Пастухов В.В.) в части отказа в принятии к рассмотрению заявления АНО ДПО "АЭМЦ" об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный". Суд обязал Центральное МТУ Росавиации рассмотреть заявление АНО ДПО "АЭМЦ" об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный".
Во исполнение вышеуказанного решения Центральным МТУ Росавиации в адрес АНО ДПО "АЭМЦ" было направлено письмо от 04 февраля 2021 г. N Исх-2.523/ЦМТУ, которым заявителю было отказано об утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" на основании пункта 10 ФАС-399, мотивированное тем, что организация не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399.
Считая свои права нарушенными, АНО ДПО "АЭМЦ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральному МТУ Росавиации и начальнику Центрального МТУ Росавиации Пастухову В.В. со следующими требованиями (с учетом уточнения требований):
о признании незаконными и необоснованными действий начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. в части "...учитывая, что АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399, и в соответствии пунктом 10 ФАП-399 Центральное МТУ Росавиации отказывает в утверждении вышеуказанных программ..." (стр. 2 письма Центрального МТУ Росавиации от 04 февраля 2021 г. N исх-2.523/ЦМТУ);
о признании незаконными действия Центрального МТУ Росавиации в части неисполнения требований пункта 10 ФАП 399;
об обязании Центральное МТУ Росавиации рассмотреть программы подготовки пилота-инструктора и программы подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" в соответствии с пунктами 11, 12 ФАП 399.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 г., заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия начальника Центрального МТУ Росавиации Пастухова В.В. в части указания в решении от 04 февраля 2021 г. N Исх-2.523/ЦМТУ на отказ в утверждении программ: "Программа подготовки пилота-инструктора" (Вх-1553/ЦМТУ от 04 марта 2020) г. и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (Вх-1554/ЦМТУ от 04 марта 2020 г.), в связи с тем АНО ДПО "АЭМЦ" не относится к лицам, указанным в пункте 3 ФАП-399. Признаны незаконными действия Центрального МТУ Росавиации в части неисполнения требований пункта 10 ФАП-399. Суд обязал Центральное МТУ Росавиации рассмотреть программы: "Программа подготовки пилота-инструктора" (Вх-1553/ЦМТУ от 04 марта 2020 г.) и "Программа подготовки кандидатов на получение Свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "Самолет с одним двигателем, сухопутный" (Вх-1554/ЦМТУ от 04 марта 2020 г.) в соответствии с пунктами 11 и 12 ФАП-399. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Центральное МТУ Росавиации просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие с его стороны незаконных действий, поскольку лицо, не являющееся Авиационным учебным центром (далее - АУЦ), не может разрабатывать программы подготовки, ссылаясь на то, что организации необходимо первоначально обратиться в Росавиацию или его территориальный орган (Центральное МТУ Росавиации) с заявлением на выдачу сертификата АУЦ с приложением перечня программ, а после получения сертификата обратиться с соответствующим заявлением на утверждение программ.
В отзыве на кассационную жалобу АНО ДПО "АЭМЦ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АНО ДПО "АЭМЦ" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Начальник Центрального МТУ Росавиации Пастухов В.В. и представитель Центрального МТУ Росавиации в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АНО ДПО "АЭМЦ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Частью 2 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Правила, утвержденные ФАП-399, устанавливают требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации и не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ.
Пунктом 3 ФАП-399 установлено, что программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота).
Порядок утверждения программ подготовки установлен разделом 3 ФАП-399.
В соответствии с пунктом 10 ФАП-399 уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления проверяет его соответствие требованиям пункта 8 настоящих правил и прилагаемую к заявлению программу подготовки требованиям пунктов 4 или 6 настоящих правил в части ее оформления.
В случае если в результате рассмотрения заявления и программы подготовки выявлены несоответствия требованиям, содержащимся в пункте 8 настоящих правил, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, информирует заявителя любым способом, указанным в заявлении, о выявленных несоответствиях.
Согласно пункту 11 ФАП-399 в случае если по результатам рассмотрения заявления и программы подготовки в соответствии с пунктом 10 настоящих правил несоответствия не выявлены, уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявления рассматривает программу подготовки.
В случае соответствия требованиям настоящих правил программа подготовки утверждается уполномоченным органом.
В случае выявления несоответствий программы подготовки требованиям настоящих Правил при ее рассмотрении в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после истечения срока, указанного в пункте 11 настоящих Правил, уведомляет заявителя о выявленных несоответствиях (пункт 12 ФАП-399).
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 289 (далее - ФАП-289).
ФАП-289 установлен порядок получения сертификата АУЦ.
В силу пункта 11 ФАП-289 если заявитель подает заявление о предоставлении сертификата АУЦ, ему необходимо приложить следующие документы: копии учредительных документов юридического лица, заверенных в установленном порядке; перечень программ подготовки, которые заявитель просит включить в приложение к сертификату АУЦ (далее - заявленные программы); копия руководства по организации деятельности АУЦ; копия руководства по качеству, если оно оформляется отдельным от руководства по организации деятельности АУЦ документом; перечень лиц, указанный в пункте 45 настоящих Правил; опись прилагаемых документов.
Пунктом 6 ФАП-289 установлено, что неотъемлемой частью сертификата АУЦ является Приложение к сертификату АУЦ.
Согласно типовой форме сертификата АУЦ, содержащегося в Приложении к ФАП-289, в приложении к сертификату АУЦ должны быть указаны: наименование программ подготовки, разрешенных к реализации, дата утверждения программы, наименование органа, утвердившего программу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых действий незаконными, поскольку оформление сертификата АУЦ, наличие которого требует Центральное МТУ Росавиации, возможно лишь после утверждения программ подготовки, о чем свидетельствует форма сертификата АУЦ, утвержденная ФАП, т.е. процедура утверждения программы подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации предшествует процедуре получения организацией сертификата АУЦ.
При этом судами установлено, что заявитель деятельность по обучению специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала не ведет, поскольку им не получен документ, подтверждающий соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала требованиям федеральных авиационных правил.
Судами также сделан вывод о том, что не исполнение уполномоченным лицом положений пунктов 10 - 12 ФАП-399 направленно на уклонение от возложенных законодателем обязанностей по принятию к рассмотрению программ подготовки требованиям пунктов 4 или 6 ФАП-399, и, следовательно, нарушает права и законные интересы организации, лишая ее возможности собрать необходимый пакет документов для подачи заявления о получении сертификата АУЦ.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку повторяют позицию по рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 г. по делу N А41-67974/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального МТУ Росавиации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
...
Пунктом 3 ФАП-399 установлено, что программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота).
...
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 289 (далее - ФАП-289)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2022 г. N Ф05-10087/22 по делу N А41-67974/2021