г. Челябинск |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А07-17732/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухамедяровой Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело N А07-17732/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" к индивидуальному предпринимателю Исламгареевой Гульназ Рагимовне о взыскании задолженности по договору N 7Д-001-668РО-2019/ТКО от 01.01.2019 в размере 24 158 руб. 15 коп., почтовых расходов в размере 141 руб. 67 коп.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Исламгареева Гульназ Рагимовна (паспорт),
представитель Исламгареевой Гульназ Рагимовны - Низамутдинова Д.Ф. (удостоверение адвоката, доверенность от 10.01.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" (далее - истец, ООО "Дюртюлимелиоводстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Исламгареевой Гульназ Рагимовне (далее - ответчик, ИП Исламгареева Г.Р., предприниматель) о взыскании основного долга по договору N 7Д-001-668РО-2019/ТКО от 01.01.2019 в размере 24 158 руб. 15 коп. за период с 01.01.2019 по 07.04.2021, почтовых расходов на отправление претензии ответчику в размере 141 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.09.2021 (резолютивная часть решения вынесена 20.09.2021) по делу N А07-17732/2021, рассмотренном в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением ИП Исламгареева Г.Р. (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 апелляционная жалоба ИП Исламгареевой Г.Р. принята к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что суд первой инстанции не учел ходатайства предпринимателя признать обоснованным невозможность представления документов в установленный определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2021 срок по причинам, не зависящим от ответчика; принять дополнительные документы, приложенные к возражению (отзыву), рассмотреть дело N А07-17732/2021 по общим правилам искового производства и назначить предварительное судебное заседание. Однако Арбитражный суд Республики Башкортостан возражение (отзыв) ответчика не рассмотрел, направленные документы судебным актом не вернул.
По мнению подателя жалобы, копия определения суда от 19.07.2021 хранилась в почтовом отделении всего пять дней, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении отделением "Почты России" обязанности по доставке почтовой корреспонденции. Данное обстоятельство судом во внимание принято не было, сведения о надлежащем уведомлении ответчика органом почтовой связи судом не истребовались, в связи с чем, с выводами суда о подтверждении материалами дела надлежащего извещения ИП Исламгареевой Г.Р. нельзя согласиться.
Апеллянт обращает внимание суда, что направил в Арбитражный суд Республики Башкортостан встречное исковое заявление, в котором просил признать действия истца по начислению платы за не оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, выставленной ответчику незаконными, в удовлетворении первоначального иска полностью отказать. Определением от 29.09.2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан встречное исковое заявление возвращено. Указанным определением установлено, что встречное требование не было представлено своевременно в суд, о чем свидетельствует оттиск штампа Арбитражного суда Республики Башкортостан с указанием даты 27.09.2021. С данными выводами суда нельзя согласиться, поскольку встречное исковое заявление с приложениями поступило в электронную систему подачи документов 17.09.2021.
К встречному исковому заявлению ответчиком в обоснование своих требований были приложены те же документы, что и к возражению в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства с отзывом на исковое заявление.
Однако, в нарушение порядка учета и регистрации документов, поступивших в электронном виде, направленные документы были получены и зарегистрированы лишь 22.09.2021.
Также ответчик указывает, что требования истца не признает, считает их незаконными и необоснованными, поскольку услуги оказаны другими лицами: за период до конца 2018 года услуги по транспортировке твердых бытовых отходов ответчику оказывал индивидуальный предприниматель Гайсин Рашид Камильевич. В частности, в 2018 году объем отходов за один календарный год составил всего 1,5 м3. С 19.12.2018 по 31.12.2021 между ответчиком и индивидуальным предпринимателем Илларионовым Антоном Владимировичем заключен договор поставки вторсырья N 19/12-2018, согласно которому ИП Исламгареева Г.Р. сдает ИП Иларионову А.В. картон, полиэтилен, пластик, бумагу и стекло.
Кроме того, к иску не приложены документы, подтверждающие факт оказания истцом услуг ответчику по обращению с твердыми коммунальными отходами. ИП Исламгареева Г.Р. просила произвести перерасчет стоимости оказанных услуг, а также направить все документы, подтверждающие фактическое оказание указанных истцом услуг.
С 02.06.2020 ответчик по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли, пересечение улиц Базарная и улиц Октябрьская накопление твердых коммунальных отходов не осуществляет, поскольку право собственности на объект, расположенный по вышеуказанному адресу перешло к новому собственнику, о чем истец был надлежащим образом уведомлен путем направления телефонограммы. Кроме того, в ответах на претензии истца об оплате задолженности ответчик неоднократно указывал на данное обстоятельство.
Таким образом, обжалуемый судебный акт, по мнению апеллянта, вынесен без достаточных оснований, с нарушениями норм материального и процессуального права, при вынесении решения по делу Арбитражный суд Республики Башкортостан, не проверив представленные доказательства, не дав им надлежащую правовую оценку, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Определением от 16.12.2021 арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи со следующим.
Судом первой инстанции вопрос о правомерности расчета суммы задолженности истца с учетом доводов ответчика об обоснованности объема услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не выяснялся, методика расчета истцом не раскрыта. Как следует из доводов апелляционной жалобы, между сторонами имеется спор относительно законности действий истца по начислению платы за не оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. Решение суда принято без исследования указанных фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спорных правоотношений между ООО "Дюртюлимелиоводстрой" и ИП Исламгареевой Г.Р.
Также суд апелляционной инстанции установил, что определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2021 лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 10.08.2021 выполнить следующие действия: ответчику представить письменный мотивированный отзыв на исковое заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов, в случае оплаты - доказательства оплаты. Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 31.08.2021.
От ответчика 13.09.2021 с нарушением установленного судом срока через систему "Мой арбитр" поступил отзыв на исковое заявление с приложениями, однако суд первой инстанции вопреки требованию части 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не разрешил вопрос о возвращении отзыва на исковое заявление с приложениями ответчику. При этом, определением суда первой инстанции от 29.09.2021 встречное исковое заявление ИП Исламгареевой Г. Р., а также уплаченная по встречному исковому заявлению государственная пошлина заявителю возвращены.
Таким образом, учитывая необходимость выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств у суда первой инстанции имелись необходимые и достаточные основания для вынесения определения о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, поскольку без выяснения обстоятельств, указанных ответчиком в апелляционной жалобе, у суда первой инстанции объективно отсутствовала возможность с достоверностью установить объем исполненных обязательств сторон.
Отсутствие выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения настоящего дела, влечет риск принятия незаконного судебного акта.
Как разъяснено в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", если в процессе рассмотрения апелляционных жалобы, представления арбитражным судом признаны обоснованными приведенные в апелляционных жалобе, представлении доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, то арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 52 указанного Постановления, если при рассмотрении апелляционной жалобы на решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, арбитражный суд осуществил переход к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), производство по делу осуществляется по правилам раздела II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое дело рассматривается судьей единолично на основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если в процессе рассмотрения апелляционных жалобы, представления судом общей юрисдикции, арбитражным судом признаны обоснованными приведенные в апелляционных жалобе, представлении доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, то арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Названные обстоятельства, с учетом необходимости обеспечения права заинтересованного лица на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, обусловливают необходимость рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения без выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора, повлекло принятие незаконного судебного акта, что послужило основанием для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 17.01.2022.
В судебном заседании 17.01.2022 представитель ответчика дал пояснения относительно встречного искового заявления (т.2 л.д.56-60) ИП Исламгареевой Г.Р. к ООО "Дюртюлимелиоводстрой" о признании действий по начислению платы за неоказанные услуги по вывозу ТКО незаконными, поданного в арбитражный суд первой инстанции. Ответчик на принятии встречного искового заявления не настаивает, просит рассматривать его доводы в качестве возражений на иск.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 судебное заседание отложено на 21.02.2022 (т.2 л.д.158-159).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 судебное заседание отложено на 21.03.2022.
Указанным определением суд апелляционной инстанции на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство ИП Исламгареевой Г.Р., содержащееся в отзыве на исковое заявление о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью "Экопром" (далее - третье лицо, ООО "Экопром").
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в представленном дополнении к отзыву и в возражениях на отзыв истца и третьего лица. К дополнениям на отзыв также приложено дополнительное доказательство - договор N 03/2019 от 03.01.2019. Указанные документы приобщены к материалам дела на основании статей 75, 81, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом; в судебное заседание своих представителей не направили.
С учетом мнений ответчика и его представителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица.
От ООО "Дюртюлимелиоводстрой" 17.03.2022 в суд апелляционной инстанции поступили возражения на доводы ответчика, согласно которым общество поддерживает доводы своего искового заявления, возражения ИП Исламгареевой Г.Р. полагает несостоятельными. К возражениям также приложены договоры с оператором ООО "Экопром", выборочные маршрутные журналы мусоровозов, данные системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, путевые листы мусоровозов. Возражения с приложениями приобщены к материалам дела в порядке статей 75, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "Экопром" 17.03.2022 в суд апелляционной инстанции поступили возражения на доводы ответчика, согласно которым поддерживает доводы искового заявления ООО "Дюртюлимелиоводстрой", а возражения ИП Исламгареевой Г.Р. полагает несостоятельными. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
К возражениям также приложен журнал приема отходов на полигон ТКО "ООО Дюртюлимелиоводстрой" за период с 15.05.2019 по 15.08.2019, в котором указан график завоза отходов ТКО автотранспортом оператора, обслуживавшего г. Дюртюли (ООО "Экопром"). Возражения с приложениями приобщены к материалам дела в порядке статей 75, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что 01.01.2019 между ООО "Дюртюлимелиоводстрой" (региональный оператор) и ИП Исламгареевой Г.Р. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 7Д-001-668РО-2019/ТКО с приложениями к настоящему договору являющиеся его неотъемлемой частью:
- приложение N 1 "Информация по предмету договора";
- приложение N 2 "Расчет нормативов образования отходов";
- приложение N 3 "Согласие на обработку персональных данных";
- приложение N 4 "Заявление" (т.1 л.д.20-31).
Согласно пункту 1 указанного договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены настоящим договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 2 договора установлено, что объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложения N 1 к настоящему договору.
Согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019.
Пунктом 6 договора указано, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определённой единым тарифом, установленным Государственным комитетом по тарифам Республики Башкортостан на услугу регионального оператора. Информирование ротребителя о тарифе на услугу регионального оператора ООО "Дюртюлимелиоводстрой" осуществляется региональным оператором путем размещения информации на официальном сайте регионального оператора http://dmsrb.ru/ в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.
Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном виде). Начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 настоящего договора. Стоимость услуг оказанных услуг по договору определяется согласно, действующего законодательства Российской Федерации.
Услуги, оказанные региональным оператором, согласно пункту 5, по заявкам потребителя, оплачиваются в рамках отчетного периода, согласно заявленного объема, на условиях раздела II настоящего договора.
Согласно пункту 7 договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанная обязанность также содержится в подпункте "и" пункта 14 договора согласно которому потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В пункте 8 договора указано, что сроком оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
В соответствии с пунктом 9 договора региональный оператор предоставляет потребителю (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) одновременно со счетом на оплату оказанных услуг универсальный передаточный документ (далее - УПД), объединяющий в себе акт приёма-передачи оказанных услуг и счёт-фактуру, не позднее 10 (десятого) числа, следующего за месяцем оказания услуг.
Потребитель обязуется принять оказанные региональным оператором услуги, подписать УПД и вернуть один экземпляр УПД, либо направить мотивированный отказ от подписания УПД региональному оператору не позднее 3-х рабочих: дней с даты получения УПД,
При неполучении от потребителя до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, подписанного УПД, либо мотивированного отказа от подписания актов выполненных услуг УПД считаются согласованными и подписанными, а услуги по обращению с отходами считаются оказанными в полном объеме и подлежащими оплате.
Пунктом 10 договора установлено, что сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта.
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.
Согласно пункту 17 договора, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель уведомляет регионального оператора о нарушении обязательств по договору. В случае не устранения данного нарушения в течение 3-х рабочих дней, потребитель приглашает представителя регионального оператора для составления акта нарушения региональным оператором обязательств по договору, направив уведомление любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.
При неявке представителя регионального оператора в течение 3-х рабочих дней, потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 5 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 18 договора, в случае, если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 5 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В пункте 19 договора указано, что в случае получения возражении регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Пунктом 21 договора установлено, что потребитель, после урегулирования споров с региональным оператором, направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 28 установлено, что настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях. Количество пролонгации неограниченно.
Пункт 30 содержит указание на то, что все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
Дополнительным соглашением N 1 от 01.11.2019 (т.1 л.д.13-14) сторонами в договор внесены изменения.
Так, пунктом 1 дополнительного соглашения N 1 указано на внесение изменений в пункт 16 и его изложение в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, при условии осуществления потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N 25 от 22.01.2018 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан".
Пунктом 2 дополнительного соглашения N 1 дополнен пункт 14 договора подпунктом "н" в следующей редакции: "При осуществлении потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов ежемесячно предоставлять региональному оператору документы, подтверждающие передачу вторичных материальных ресурсов сторонней организации, осуществляющей их утилизацию (акт приема-передачи вторичных материальных ресурсов, справки, подтверждающие их передачу, данные учета в области обращения с отходами, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами")".
Пунктом 3 дополнительного соглашения N 1 договор дополнен пунктом 16.1 в следующей редакции: "Раздельное накопление твердых коммунальных отходов потребителем осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан N 25 от 22.01.2018 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан".
Согласно пункту 4 дополнительного соглашения N 1 остальные условия договора, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными, и стороны подтверждают по ним свои обязательства.
Во исполнение обязательств по договору истцом оказаны услуги по обращению с ТКО, в подтверждение представлены универсальные передаточные документы N 3569 от 30.04.2020 на сумму 21 979 руб. 28 коп. (т.1 л.д.15-16), N 6388 от 31.03.2021 на сумму 2 178 руб. 87 коп. (т.1 л.д.18), для оплаты выставлены счета N 6146 от 31.03.2021 на сумму 2 178 руб. 87 коп. (т.1 л.д.17), N 3624 от 30.04.2020 на сумму 21 979 руб. 28 коп. (т.1 л.д.19), акты сверки взаимных расчетом за периоды с 01.01.2019 по 07.04.2021 (т.1 л.д.33-34) подписанные в одностороннем порядке ООО "Дюртюлимелиоводстрой".
Истцом ответчику направлена досудебная претензия исх. N 1011 от 08.04.2021 с требованием об уплате задолженности, оставленная ответчиком без удовлетворения.
В связи с тем, что ответчик не оплатил оказанные услуги, ООО "Дюртюлимелиоводстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иск должен выступать средством защиты прав истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональный оператор, каковым является ООО "Дюртюлимелиоводстрой" заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Как отмечено выше, в соответствии с Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 7Д-001-668РО-2019/ТКО. Дополнительным соглашением N 1 от 01.11.2019 в договор внесены изменения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
ООО "Дюртюлимелиоводстрой" в подтверждение факта оказания услуг для ИП Исламгареевой Г.Р. по договору на общую сумму 24 158 руб. 15 коп., представило следующие документы: УПД N 3569 от 30.04.2020, N 6388 от 31.03.2021; выборочные маршрутные журналы мусоровозов; данные системы ГЛОНАСС; путевые листы двух мусоровозов.
В подтверждение факта оказания услуг третье лицо также представило копию журнала приема отходов на полигон ТКО "ООО Дюртюлимелиоводстрой" за период с 15.05.2019 по 15.08.2019, в котором отражен график вывоза отходов ТКО автотранспортом оператора, обслуживавшего г. Дюртюли (ООО "Экопром").
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указывает на отсутствие доказательств фактического оказания услуг по вывозу ТКО.
Суд апелляционной инстанции полагает данные доводы подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Также, отношения сторон регулируются заключенным договором N 7Д-001-668РО-2019/ТКО с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.11.2019.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установлением порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Во исполнение чего, ООО "Дюртюлимелиоводстрой" 24.12.2018 на сайте https://dmsrb.ru/potrebitelyam/dlya-yur-lits/ разместило форму Типового договора для общего пользования, а также заявку на заключение договора для юридических лиц
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 -8.16 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ИП Исламгареевой Г.Р. не представлено доказательств обращения к региональному оператору с заявкой о необходимости заключения договора в течение 16 рабочих дней после публикации формы Типового договора на сайте организации. Договор с истцом считается заключенным с 01.01.2019 по условиям Типового договора и подлежит оплате по условиям Типового договора и дальнейшими условиями пролонгации (пункт 8.20 Постановления Правительства Российской Федерации N 1156).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком заключен на условиях типового договора по регулируемой цене с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.11.2019. Доказательств иного ответчиком не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении ответчика определен договором.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан установлены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2017 N 466 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан".
Единые тарифы на услуги регионального оператора - ООО "Дюртюлимелиоводстрой" по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 2 за спорный период утверждены постановлениями Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам: постановлением N 411 от 30.11.2018 на 2019 год; постановлением N 492 от 29.11.2019 на 2020 год; постановлением N 594 от 09.12.2021 (опубликованы на сайте https://tariff.bashkortostan.ru/documents/active/321723/ ).
В соответствии с пунктом 8 (18) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Ответчик не предоставил суду соответствующе решение органа местного самоуправления о согласовании места накопления отходов индивидуально для ИП Исламгареевой Г.Р. Указанное также касается доводов ответчика об отсутствии контейнеров, поскольку в соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора это является обязанностью потребителя.
Таким образом, не имея указанного разрешения в период взыскания задолженности, ИП Исламгареева Г.Р., как собственник ТКО могла пользоваться контейнерными площадками, других юридических лиц, многоквартирных домов, расположенных вблизи.
Закон предусматривает лишь одну ситуацию, при которой у хозяйствующих субъектов отсутствует обязанность заключить договор с региональным оператором: в соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО. Поскольку тариф регионального оператора не содержит платы за утилизацию (переработку) ТКО, то пункт 39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N1156 по обращению с ТКО предусматривает право потребителя заключать договор на утилизацию ТКО с региональным оператором, ИП и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации ТКО. Однако данное обстоятельство не является основанием для незаключения договора на услуги по обращению с ТКО с региональным оператором.
В силу закона потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, при этом, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Также ответчик указывает, что требования истца не признает, считает их незаконными и необоснованными, поскольку услуги оказаны другими лицами.
Между тем, исходя из представленных в материалы дела доказательств, указанные предпринимателем лица статусом регионального оператора (в зоне деятельности объектов ИП Исламгареевой Г.Р. согласно условиям договора) не обладают, деятельность по обращению с ТКО не осуществляют, тарифов по обращению с ТКО, утвержденных Госкомитетом Республики Башкортостан по тарифам не имеют. Тем более, с ними заключены договоры на утилизацию вторичных ресурсов.
Суд отмечает, что наличие договоров с третьими лицами на оказание услуг по сбору вторичного сырья (макулатура, стеклотара, металлолом, пластик и пр.), не освобождают потребителя от обязанности по оплате услуг за обращение с ТКО с 01.01.2019 и могут служить лишь подтверждением о раздельном сборе ТКО для расчетов по фактическим фактам вывоза ТКО, в рамках дополнительного соглашения о раздельном сборе.
Региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО. Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, статья 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Указанное право также предусмотрено пунктом 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156.
В целях реализации полномочий регионального оператора, между "ООО "Дюртюлимелиоводстрой" и ООО "Экопром" заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории в зоне деятельности N 2 Республики Башкортостан.
Судом установлено, что ООО "Дюртюлимелиоводстрой" является региональным оператором по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности N 2, 4+ в Республике Башкортостан и является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов в зоне деятельности ответчика. Доказательств иного ИП Исламгареевой Г.Р. не представлено.
Ответчиком не представлены доказательства того, что ТКО вывозились ИП Исламгареевой Г.Р. собственным транспортом либо иной специализированной организацией.
Доводы ответчика о ненадлежащем исполнении истцом своих обязательств по договору по вывозу отходов, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
В пункте 17 договора стороны предусмотрели, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель уведомляет регионального оператора о нарушении обязательств по договору. В случае не устранения данного нарушения в течение 3-х рабочих дней, потребитель приглашает представителя регионального оператора для составления акта нарушения региональным оператором обязательств по договору, направив уведомление любым доступным образом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.
Вместе с тем, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств, в материалы дела не представлены.
Приложенные к отзыву ИП Исламгареевой Г.Р. доказательства также не подтверждают то обстоятельство, что услуги по договору истцом не оказывались.
Согласно пояснениям истца, в связи с истечением длительного времени, значительным массивом данных системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (частично обновлены на сервере и не сохранились), выбрать среди имеющихся данных сведения о перемещении транспортных средств, вывозящих ТКО с объектов ИП Исламгареевой Г.Р. за 2019 г. не представляется возможным. Установить, какой именно мусоровоз работал по вывозу ТКО, делал остановку у ответчика в спорный период практически невозможно, тем более при наличии погрешностей в определении координат в труднодоступных для мониторинга местностях. Предоставление данных системы ГЛОНАСС региональным оператором потребителю не предусмотрено законодательством и условиями договора, и тем более не является основанием для не оплаты оказанных услуг. В связи с чем, предоставление данных ГЛОНАСС, путевых заказ-нарядов мусоровоза и маршрутных журналов мусоровоза по каждому потребителю в суд практически невозможно.
Судом также не принимаются доводы ответчика о том, что оплата не производилась в связи с отсутствием первичных платежных документов, поскольку в соответствии с подпунктом "д" пункта 12 договора, все документы, составляемые во исполнение настоящего договора, предоставляются потребителю по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Иванаево, ул. Промзона, д.18/1 (адрес офиса или представительства регионального оператора), уполномоченному лицу.
Как следует из пояснений истца, им произведено начисление платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.
Так, выставленные согласно указанного договора (приложение N 2) универсальные передаточные документы (УПД) предъявлены к оплате исходя из соглашения сторон производить учет объема и массы ТКО согласно нормативу накопления куб. м в год, оплата за вывоз которых ежемесячно выставляется потребителю. То есть его годовой норматив в размере 44,28 м3 распределяется на 12 месяцев и умножается на действующий в данный период тариф регионального оператора и выставляется помесячно, вне зависимости от объема оказанной услуги в данном календарном месяце. Указанный норматив рассчитан исходя из площади помещений на основании постановления Правительства Республики Башкортостан N 466 от 12.10.2017 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан", о чем в приложении N 2 приведена соответствующая информация.
Согласно расчету истца годовой норматив по договору составляет 3,69 м3 в месяц (44,28 м3/12 месяцев в году).
Тарифы установлены для регионального оператора Госкомитетом по тарифам Республики Башкортостан 3,69 м3*585 руб. 82 коп. (тариф на январь-июль 2019 года) = 2 161 руб. 68 коп. в мес.
Таким образом, стоимость услуг по вывозу ТКО за первое полугодие 2019 года составит 12 970 руб. 05 коп. (2 161 руб. 68 коп. *6 мес. ).
На второе полугодие 2019 года расчет произведен до 01.11.2019, то есть до момента заключения дополнительного соглашения к договору, исходя из фактического объёма ТКО, при условии раздельного накопления, то есть:
3,69 м3*610 руб. 38 коп. (тариф на июль-декабрь 2019 года) = 2 252 руб. 30 коп. в месяц.
Таким образом, стоимость оказанных услуг во втором полугодии за период июль - октябрь 2019 года, составляет 9 009 руб. 20 коп. (2 252 руб. 30 коп. * 4 мес.).
Таким образом, задолженность предпринимателя за 2019 г. составила 21 979 руб. 25 коп. (12 970 руб. 05 коп. + 9 009 руб. 20 коп.)
Как следует из материалов дела, 01.11.2019 подписано дополнительное соглашение N 1. Согласованные сторонами условия соответствуют пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
При этом, согласно Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", при осуществлении раздельного накопления ТКО потребитель обязан вести и предоставлять документы, подтверждающие передачу вторичных материальных ресурсов сторонней организации, осуществляющей их утилизацию (акт приема - передачи вторичных материальных ресурсов, справки, подтверждающие их передачу) региональному оператору по мере передачи вторичных материальных ресурсов сторонним организациям, но не реже, чем в срок, предусмотренный абзацем 19 статьи 1 Федерального закона N 189-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
Истец в своих пояснениях также указывает, что после заключения дополнительного соглашения, ответчик предоставлял истцу сведения о раздельном накоплении отходов, то есть ТКО и сдачу вторичного сырья. Ввиду отсутствия заявок на вывоз ТКО, оплата услуг ей не рассчитывалась, и по состоянию на 30.04.2020 у ИП Исламгареевой Г.Р. имелась задолженность, образовавшая до заключения дополнительного соглашения.
В декабре 2019 года и мае 2020 года в связи с поступлением заявок у предпринимателя был осуществлен вывоз ТКО на сумму 1 438 руб. 56 коп., расчет велся в рамках дополнительного соглашения, ответчик данную задолженность оплатил.
В марте 2021 года ответчик не предоставил сведений, подтверждающих раздельное накопление отходов, в связи с чем был произведен расчет исходя из нормативов накопления: 3,69 м3*590 руб. 48 коп. (тариф на январь-июнь 2021 года) = 2 178 руб.87 руб. коп. в месяц.
Таким образом, по расчету истца долг ответчика перед региональным оператором по состоянию на 14.04.2021 составляет 24 158 руб. 15 коп.
Судом апелляционной инстанции указанный расчет истца проверен, признан арифметически и методологически верным.
Доказательств погашения задолженности в полном объеме предприниматель не представил, доказательств того, что услуги оказаны в ином объеме, а также, документы, о ежемесячном предоставлении указанных сведений в адрес истца, контррасчет в суд ответчик не представил.
Возражения ответчика, указанные в дополнении к отзыву со ссылкой на материалы дела N А07-17652/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку исковые требования в указанном деле заявлены в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна", то есть иного лица. Кроме того, на момент вынесения резолютивной части от 21.03.2022 по делу N А07-17732/2021, дело N А07-17652/2021 судом не рассмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец обосновал свои требования, ввиду чего задолженность по договору N 7Д-001-668РО-2019/ТКО от 01.01.2019 за спорный подлежит взысканию в размере 24 158 руб. 15 коп.
Дополнительно истец просит взыскать с ответчика расходы в возмещение почтовых услуг в сумме 141 руб. 67 коп.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
К судебным издержкам относятся те расходы, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде и фактически понесены лицом, участвующим в деле, в том числе почтовые расходы.
Право на возмещение судебных расходов в связи с рассмотрением дела возникает при условии фактического несения стороной таких затрат.
Истцом документально подтверждены заявленные к взысканию почтовые расходы в сумме 141 руб. 67 коп., что подтверждается кассовым чеком от 09.04.2021.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные почтовые расходы в указанном размере.
Поскольку апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска в полном объеме.
Ввиду удовлетворения исковых требований, государственная пошлина по иску в сумме 2 000 руб. подлежит взысканию с ИП Исламгареевой Г.Р. в пользу ООО "Дюртюлимелиоводстрой".
Вопрос о возврате государственной пошлины в сумме 6 000 руб., уплаченной ИП Исламгареевой Г.Р. по встречному иску судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2021 государственная пошлина в указанном размере возвращена предпринимателю.
Ввиду удовлетворения иска, судебные расходы ИП Исламгареевой Г.Р. по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2021 г. по делу N А07-17732/2021 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Исламгареевой Гульназ Рагимовны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" сумму задолженности по договору N 7Д-001-668РО-2019/ТКО от 01 января 2019 г. в размере 24 158 руб. 15 коп., почтовые расходы в размере 141 руб. 67 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17732/2021
Истец: ООО ДЮРТЮЛИМЕЛИОВОДСТРОЙ
Ответчик: ИП Исламгареева Гульназ Рагимовна
Третье лицо: ООО "ЭКОПРОМ"