город Ростов-на-Дону |
|
25 марта 2022 г. |
дело N А32-48426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "АСБ Групп": представитель Тлий М.А. по доверенности от 30.03.2021, паспорт;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Эльвединова С.Л. по доверенности от 23.12.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСБ Групп"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.01.2022 по делу N А32-48426/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСБ Групп"
(ИНН 2348037476, ОГРН 1152348000309)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АСБ Групп" (далее - заявитель, ООО "АСБ Групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, управление) от 28.04.2021 по делу об административном правонарушении N 0302/180321/00818, за совершение правонарушения, предусмотренного статьи 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "АСБ Групп" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и изменить постановление о назначении административного наказания от 28 апреля 2021 года в отношении ООО "АСБ Групп", снизив назначенный ООО "АСБ Групп" административный штраф с 150 000 рублей до 75 000 рублей.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела у суда имелись основания для снижения штрафа в части назначенного наказания. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что признало свою вину, оказывало содействие управлению в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, что в силу ст. 4.2. КоАП РФ смягчает административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих ответственность на основании ст. 4.3. КоАП РФ, управлением не установлено, что следует из постановления.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Представитель ООО "АСБ Групп" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении справок АО "Альфа-Банк" от 15.03.2022, информационных писем и договора поставки от 19.01.2021 к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "АСБ Групп" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу выразил свою позицию относительно обжалуемого решения на усмотрение суда.
После возвращения из совещательной комнаты, удовлетворил ходатайство ООО "АСБ Групп" о приобщении к материалам дела справок АО "Альфа-Банк" от 15.03.2022, информационных писем и договора поставки от 19.01.2021.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, по результатам контрольных мероприятий, проведенных без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством использования федеральных государственных информационных систем административным органом установлен факт нарушения ООО "АСБ Групп" установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве, а именно: ООО "АСБ Групп" 24.02.2021 осуществляло производство пива "светлое фильтрованное непастеризованное "Афипское" 0,5 л. (код продукции-500) в объеме 4,26 дал или 84 шт, однако согласно Заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве производство пива "светлое фильтрованное непастеризованное "Афипское" 0,5 л. зафиксировано в объеме 3,6 дал или 72 шт. Отклонение в 0,66 дал или 12 шт. Согласно заявке о фиксации производства по данным АСИиУ 26.02.2021 осуществлялось производство Пива "темное фильтрованное непастеризованное "Афипское темное", 0,5 л (код продукции -500) в объеме 5,24 дал или 96 шт., однако согласно заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве производство Пива "темное фильтрованное непастеризованное "Афипское темное", 0,5 л зафиксировано 4,5 дал или 90 шт. Отклонение 0,74 дал или 6 шт.
С целью выявления обстоятельств в адрес ООО "АСБ Групп" направлены соответствующие запросы. В ответ на запросы ООО "АСБ Групп" представило надлежаще заверенные копии документов с пояснениями, согласно которым отклонение произошло из-за ошибки работников цеха.
Усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 14.03.2021 N 0302/180321/00818.
28.04.2021 должностным лицом административного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0302/18032021, которым обществу назначено административное наказание по статье 14.19 Кодекса в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением о признании постановления о привлечении общества к административной ответственности незаконным.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федерального закона N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 171 -ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования. отвечающего требованиям статьи 8 указанного закона, а именно: основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре. медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору. Основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору.
Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции. Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, а также основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью более 300 тысяч декалитров в год, наряду с приемом и передачей информации, должны обеспечивать прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими в соответствии с настоящим пунктом внесение информации в единую государственную автоматизированную информационную систему. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.
Правила ведения и функционирования ЕГАИС, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
Согласно Правилам, участниками единой информационной системы являются, в том числе организации, осуществляющие производство и (или) оборот алкогольной продукции. Ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 8 Правил, в единую информационную систему и ее обработку.
В соответствии с пунктом 13 Правил организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре. медовухи, помимо информации, указанной в пункте 9 Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7 -17, 19,24, 25,27, 35 и 36 пункта 8 Правил.
Согласно пункта 9 Правил организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 4 пункта 8 Правил.
В соответствии с пунктом 29 Правил заявки о фиксации информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением импорта (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или перемещения в Российскую Федерацию с территорий государств- членов Евразийского экономического союза) алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уведомления о начале оборота и (или) декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 32 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган осуществляют, используя программные средства единой информационной системы, фиксацию информации в единой информационной системе и направление организации, сельскохозяйственному товаропроизводителю или индивидуальному предпринимателю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям подтверждения фиксации информации.
В случае нарушения формы, порядка, формата и (или) сроков направления заявок о фиксации Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган отказывают, используя программные средства единой информационной системы, в фиксации информации в единой информационной системе путем направления организации, сельскохозяйственному товаропроизводителю или индивидуальному предпринимателю в электронном виде по информационно- телекоммуникационным сетям уведомления об отказе в фиксации.
В соответствии с пунктом 33 Правил при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация. сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств вносят изменение в ранее направленную заявку о фиксации, указанную в пункте 29 Правил.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпункте 1 пункта 4 Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем внесения изменения в ранее представленную заявку о фиксации, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее-территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или перемещения в Российскую Федерацию с территорий государств- членов Евразийского экономического союза) алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией. В соответствии с пунктом 46 Правил учет объема производства этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции осуществляется организациями, которые производят продукцию, основное технологическое оборудование для производства которой оснащается автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в этиловом спирте, объема этилового спирта (далее - средства измерения), а также вино, игристое вино с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху на основном технологическом оборудовании для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тыс. декалитров в год, которое не оснащается средствами измерения.
В соответствии с пунктом 60 Правил организации, указанные в пункте 46 Правил, с применением средств измерения и технических средств фиксации ведут учет объема производства этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи на основном технологическом оборудовании для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тыс. декалитров в год, которое не оснащается средствами измерения.
В соответствии с пунктом 74 для учета объема производства этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции используются следующие показатели: для учета объема производства ликерного вина, пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и (или) виноматериалов - объем готовой продукции и количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару.
В соответствии с пунктом 82 достоверность учета объема производства этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется с учетом потерь, возникающих при производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в пределах норм естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (далее- нормы естественной убыли), и погрешности измерений, допускаемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Пунктом 1 Требований к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 (далее - Требования) установлено, что все средства измерения должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции передачу информации по информационно -телекоммуникационным сетям в соответствии с перечнем и форматом, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, с использованием технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которыми должно быть оснащено основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции, должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции учет количества готовой продукции для продукции, разлитой в потребительскую тару, с отклонением не более 0,01 процента; предотвращение искажения и подделки результатов измерений и учета показателей; сохранность показателей при изменении или прекращении подачи энергии от внешних источников в течение 5 лет. Пунктом 4 Требований установлено, что организации, эксплуатирующие средства измерения, должны использовать источники бесперебойного питания для защиты средств измерения от скачков напряжения, которые могут приводить к искажению измерений. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Порядок).
Согласно пункту 15.2. Порядка заявка о фиксации в ЕГАИС сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за отчетные сутки предоставляется в ЕГАИС не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
В поле 37 указывается количество готовой продукции разлитой в потребительской тару на начало измерений указывается количество (в штуках) разлитой в потребительскую тару (упаковку) готовой (произведенной) продукции на начало измерений нарастающим итогом с момента оснащения средствами измерения основного технологического оборудования. В поле 38 указывается количество готовой продукции разлитой в потребительской тару на конец измерений указывается количество (в штуках) разлитой в потребительскую тару (упаковку) готовой (произведенной) продукции на конец измерений нарастающим итогом с момента оснащения средствами измерения основного технологического оборудования.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171 -ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением установленных указанным законом требований к оснащению и учету автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а также требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Как следует из материалов дела, ООО "АСБ Групп" 24 февраля 2021 осуществлялось производство пива.
В ЕГАИС зафиксированы сведения о количестве произведенной алкогольной продукции по данным ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции" (режим 004 - производство продукции), не соответствующие сведениям ЕГАИС о производстве продукции "Заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466, приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397, в части фиксации в ЕГАИС искаженных сведений о производстве алкогольной продукции, передаваемых АСИиУ. Однако, обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, было установлено, что обществом нарушены положения статей 14, 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктов 33, 82 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466, Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 N397 в части недостоверной фиксации в ЕГАИС сведений о производстве алкогольной продукции, что является нарушением порядка учета.
Вина общества установлена и подтверждается материалами дела.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Объективных причин, препятствующих соблюдению установленного действующим законодательством порядка учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции заявитель не представил.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Юридическим лицом в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
На основании вышеизложенного, с учетом конкретных обстоятельств по рассматриваемому делу, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения и вины общества в совершении вмененного правонарушения и наличия оснований для его привлечения к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о возможности снижения размера административного штрафа.
Положением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 указанной статьи, при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать, в частности, имущественное положение правонарушителя и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
Применение положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
При этом реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
В суд апелляционной инстанции были представлены справки АО "АЛЬФА-БАНКА" от 15.03.2022 об открытии счета и наличии на счете денежных средств, а также письма поставщиков общества о повышении цен поставляемую продукцию, договор поставки N 004-РС/2021 от 19.01.2021. Указанные доказательства, по мнению общества, подтверждают тяжелое финансовое положение общества.
Однако, представленные доказательства не подтверждают факт тяжелого финансового положения общества и не позволяют апелляционной коллегии прийти к выводу о необходимости снижения назначенного в данном случае обществу штрафа; соответствующих доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Указанный административный штраф соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение, доказательств наличия исключительных обстоятельств суду не представлено.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции правомерно признал законным постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 150 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2022 по делу N А32-48426/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48426/2021
Истец: ООО "АСБ ГРУПП"
Ответчик: Межрегеональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу