г. Челябинск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А07-13909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "АММА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2021 г. по делу N А07-13909/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "АММА" - Ерошкина К.Р. (удостоверение адвоката, доверенность от 01.03.2021);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - Хисматуллин Р.З. (служебное удостоверение, доверенность от 23.12.2021 N 05-16/0035, диплом); Зайкин А.В. (служебное удостоверение, доверенность от 23.12.2021 N 05-16/0041, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "АММА" (далее - заявитель, ООО НПП "АММА") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан) от 18.01.2021 N 01-11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций за апрель 2018 года в размере 7 100 880 руб., соответствующих пени 2 661 332 руб. 75 коп. и штрафов 1 440 562 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.12.2021) по делу N А07-13909/2021 в удовлетворении заявления ООО НПП "АММА" к Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан о признании решения от 18.01.2021 N 01-11 незаконным в части отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО НПП "АММА" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что судом не применены нормы материального права при вынесении решения, а также неправильно применены нормы материального права при установлении особенности применения налоговой ставки по налогу на прибыль, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). ООО НПП "АММА" не согласно с выводами суда первой инстанции относительно определения налогового/отчетного периода для исчисления налога на прибыль, также возникновения права исчисления налога на прибыль по пониженной ставке при ликвидации в отчетном периоде обособленного подразделения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан поступил отзыв апелляционной жалобы с доказательствами направления отзыва в адрес ООО НПП "АММА", в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил отзыв с представленными доказательствами к материалам настоящего дела.
В судебном заседании представители ООО НПП "АММА" и Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан настаивали на доводах и позициях, изложенных в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан проведена выездная налоговая проверка ООО НПП "АММА" по вопросам правильности исчисления, своевременности перечисления налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
По результатам проверки Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан составлен акт выездной налоговой проверки от 23.11.2020 N 07/11, на основании которого вынесено решение от 22.05.2018 N 01-11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ООО НПП "АММА" доначислены суммы налога на доход физических лиц за 2017, 2018 г. в размере 1225 рублей, пени 10311 рублей, штрафы 71418 рублей; налога на прибыль организаций за 2017, 2018 г. в размере 7202808 рублей, пени 2814976 рублей, штрафы 712995 рублей; транспортного налога за 2017 г. в размере 44607 рублей; налога на имущество организаций за 2018 г. в размере 107763 рублей, а так же страховые взносы за 2018 г. в размере 250046 рублей, пени 12676 рублей, штрафы 6197 рублей.
ООО НПП "АММА" с вынесенным решением не согласилось в части доначисления налога на прибыль организаций за апрель 2018 г. в размере 7100880 рублей, пени 2661332,75 рублей и штрафа 1440562 рублей, обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 29.04.2021 N 116/17 апелляционная жалоба ООО НПП "АММА" оставлена без удовлетворения.
ООО НПП "АММА" обжаловало в судебном порядке решение Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан от 18.01.2021 N 01-11 в части доначисления налога на прибыль организаций за апрель 2018 года в размере 7 100 880 руб., соответствующих пени 2661332 коп. 75 руб. и штрафов 1 440 562 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доначисления ООО НПП "АММА" налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2018 г. в меньшем размере за меньший период с января по апрель 2018 года, а не с января 2018 г по декабрь 2018 г. не нарушают права и законные интересы ООО НПП "АММА" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным в оспариваемой части решения Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан от 18.01.2021 N 01-11.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Размер налоговых ставок, объект налогообложения, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций установлены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 284.4 НК РФ определены особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 284.4 НК РФ, в редакции действующей в спорный период - апрель 2018 года, налогоплательщиком - резидентом территории опережающего социально-экономического развития либо налогоплательщиком - резидентом свободного порта Владивосток в целях настоящей главы признается российская организация, которая получила соответственно статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи налоговых периодов применения налоговых ставок отвечает одновременно следующим требованиям:
1) государственная регистрация юридического лица осуществлена соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток;
2) организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами соответственно территории опережающего социально-экономического развития либо территории свободного порта Владивосток;
3) организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
6) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа;
7) организация не является участником региональных инвестиционных проектов.
На основании пункта 1.8 статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" либо статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 НК РФ.
Для организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 284.4 НК РФ.
Статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 31.10.2011 N 454-з "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций" предусмотрено, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, для организаций - резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Республики Башкортостан, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Республики Башкортостан, устанавливается в размере:
1) 5 процентов - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Республики Башкортостан;
2) 10 процентов - в течение следующих пяти налоговых периодов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в проверяемом периоде с 01.01.2017 по 31.12.2018 между Министерством экономического развития Республики Башкортостан и ООО НПП "АММА" заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории многопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), город Белебей расположенного в Республике Башкортостан.
ООО НПП "АММА" с 01.06.2017 зарегистрирован в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития город Белебей, Республики Башкортостан.
В проверяемом периоде ООО НПП "АММА" при исчислении налога на прибыль организаций за 2018 год применяло пониженную ставку налога - 5 % в соответствии с пунктом 3 статьи 284.4 НК РФ.
По результатам проверки установлено, что ООО НПП "АММА" имело зарегистрированное обособленное подразделение за пределами территории опережающего социально-экономического развития г. Белебей, Республики Башкортостан, по адресу: г. Уфа, ул. Владивостокская, 2/1. Обособленное подразделение состояло на учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан.
Факт наличия у ООО НПП "АММА" обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Владивостокская, д. 2/1, и организация по его месту нахождения стационарных рабочих мест подтверждается проведенными мероприятиями налогового контроля (допросы собственников недвижимого имущества, договоры аренды помещений, счета, выставленные на основании вышеназванных договоров, акты приема передачи помещений к договорам аренды, трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допросы работников ООО НПП "АММА", рабочие места, которых находились по адресу: г. Уфа, ул. Владивостокская, д. 2/1).
Наличие зарегистрированного обособленного подразделения за пределами ТОСЭР (г. Белебей), по адресу: г. Уфа, ул. Владивостокская, 2/1 в период с 02.11.2016 по 27.04.2018, ООО НПП "АММА" не оспаривается.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО НПП "АММА", являющееся резидентом ТОСЭР (г. Белебей), не отвечало требованиям, установленным пп. 2 п. 1 ст. 284.4 НК РФ, для целей главы 25 НК РФ, в связи с чем не признается налогоплательщиком - резидентом ТОСЭР (г. Белебей).
В связи с несоблюдением условий, установленных подпункта 2 пункта 1 статьи 284.4 НК РФ, ввиду наличия у ООО НПП "АММА" с 02.11.2016 по 27.04.2018 обособленного подразделения, расположенного за пределами ТОСЭР (г. Белебей), Инспекцией сделан законный вывод о необоснованном применении пониженной ставки налога на прибыль организаций, предусмотренной пунктом 1.8 статьи 284, статьи 284.4 НК РФ.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции верно установлено, что Инспекцией правомерно рассчитаны налоговые обязательства налогоплательщика по налогу на прибыль организаций с января по апрель 2018 года по ставке 20% поскольку налогоплательщиком не соблюдены условия пункта 1 стать 284 НК РФ.
Довод апелляционной жалобы об ошибочном определении судом первой инстанции налогового/отчетного периода для исчисления налога на прибыль, также возникновения права исчисления налога на прибыль по пониженной ставке при ликвидации в отчетном периоде обособленного подразделения, рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующих обстоятельств.
Согласно статье 34 Федерального закона N 473-ФЗ резидентами ТОСЭР в моногородах признаются юридические лица, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, включенные в реестр резидентов ТОСЭР и отвечающие требованиям, установленным указанной выше статьей.
Согласно пункту 1.8 статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, установлена налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться пониженные налоговые ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения.
В соответствии со статьей 284.4 НК РФ пониженные налоговые ставки применяются начиная с налогового периода (то есть с календарного года), в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений. При этом организация - резидент ТОСЭР должна соответствовать требованиям и условиям, установленным статьей 284.4 НК РФ для этой категории налогоплательщиков (в частности, о доле доходов от деятельности при исполнении соглашений в общей сумме доходов, об отсутствии обособленных подразделений за пределами ТОСЭР, о неучастии в иных инвестиционных проектах и т.д.).
Как указывалось ранее, из буквального толкования пункта 1 статьи 184.4 НК РФ следует, что налогоплательщиком - резидентом ТОСЭР признается российская организация, которая получила соответственно статус резидента ТОСЭР и которая непрерывно до истечения указанных в пунктах 4 - 7 статьи 184.4 НК РФ сроков применения налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 НК РФ, отвечает одновременно установленным требованиям, в том числе не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами соответственно ТОСЭР (за исключением обособленных подразделений, расположенных на других территориях опережающего социально-экономического развития).
Следовательно, организация для применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций должна иметь статус резидента ТОСЭР и непрерывно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 284.4 НК РФ.
Кроме того, исходя из буквального смысла пункта 4 статьи 284.4 НК РФ налоговая ставка, предусмотренная абзацем первым пункта 1.8 статьи 284 НК РФ, применяется в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, если иное не предусмотрено статьей 284.4 НК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В письме Минфина России от 27.10.2020 N 03-03-06/1/93395 "О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОСЭР" указано, что в случае, если налогоплательщиком на отчетную дату соблюдены требования, установленные статьей 284.4 НК РФ, а также условия признания его резидентом ТОСЭР, то он вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организации.
При этом в вышеназванном письме отмечено, что налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 285 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан доначислен налог на прибыль организации только за январь, февраль, март, апрель 2018 г., а не весь налоговый период - 2018 календарный год.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N), суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Из вышеназванных положений налогового законодательства следует, что формируется тенденция по ограничению ведения деятельности посредством обособленных подразделений, если организация претендует на применение пониженных налоговых ставок.
Вместе с тем доначисления ООО НПП "АММА" налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2018 г. в большем размере за меньший период с января по апрель 2018 г., а не с января 2018 г. по декабрь 2018 г. не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что не имеется оснований для признания незаконным в оспариваемой части решения Межрайонной ИФНС России N 27 по Республике Башкортостан от 18.01.2021 N 01-11.
Доводы апелляционной жалобы о противоречиях и несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела безосновательны, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их принятия апелляционной коллегией не имеется.
Иное толкование апеллянтом норм материального права и обстоятельств дела, не свидетельствует о неправильности и необоснованности выводов суда первой инстанции.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и ввиду того, что апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, то судебные расходы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2021 г. по делу N А07-13909/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "АММА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13909/2021
Истец: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АММА
Ответчик: МРИ ФНС N 27 по РБ