г. Челябинск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А47-4958/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паракшиной Татьяны Сергеевны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2021 по делу N А47-4958/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя Паракшиной Татьяны Сергеевны - Сумин В.В. (доверенность от 28.12.2021, диплом).
Индивидуальный предприниматель Паракшина Татьяна Сергеевна (далее - заявитель, ИП Паракшина Т.С., предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, Фонд, страховщик) о признании незаконным бездействия Фонда в выделении предпринимателю денежных средств в сумме 1 416 329,76 рублей на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 и обязании Фонда выделить предпринимателю денежные средства в сумме 1 416 329,76 рублей на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Определением суда первой инстанции от 04.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица суд привлечена инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга.
Судом первой инстанции произведена замена выбывшей стороны по настоящему делу инспекции по Центральному району г. Оренбурга на ее правопреемника - межрайонную инспекцию ФНС России N 13 по Оренбургской области (далее - третье лицо, инспекция, налоговый орган).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Паракшина Т.С., не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в связи с поздним получением заказного письма с требование Фонда и большим объемом запрошенных документов не представил документы в Фонд в установленный срок, а после получения акта проверки от 15.04.2019 предприниматель дополнительно направил по почте расходные документы. В связи с неполучением Фондом документов, Фондом принято решение о непринятии к зачету. Уклонение Фонда от выделения денежных средств предпринимателю нарушает права страхователя. Заявителем в материалы дела представлены документы в подтверждение понесенных расходов. Считает, что им избран надлежащий способ защиты.
Инспекция, Фонд в отзывах на апелляционную жалобу ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Паракшина Т.С. (ИНН: 560910450162) зарегистрирована с 11.07.2012 в региональном отделении Фонда в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (рег.N 5600443444).
29.01.2019 в Фонд от налогового органа поступили сведения о расходах страхователя на выплату страхового обеспечения, содержащихся в Расчете по страховым взносам за 2018 год, согласно которым расходы на цели обязательного социального страхования составили 1 416 329,76 рублей.
Фондом в период с 29.01.2019 по 15.04.2019 в отношении предпринимателя проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на основе расчета по страховым взносам, представленного страхователем в налоговый орган, по состоянию на 01.01.2019.
В рамках контрольных мероприятий для проверки правильности расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением Фондом направлено требование о предоставлении документов N 46/39 от 04.03.2019, указанное требование получено заявителем 13.03.2019 на основании почтового уведомления (т.д. 1 л.д. 40).
Страхователю было предложено представить в течение 10 дней со дня вручения требования необходимые для проверки документы за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, а именно:
- справка из кредитной организации о достаточности денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований,
- документы, подтверждающие установленные сроки выплаты заработной платы (коллективный договор, положение об оплате труда, учетной политике, трудовой договор и т.п.),
- документы, подтверждающие выплату пособий (расходные кассовые ордера, платежные ведомости, платежные поручения),
- трудовые книжки (документы, подтверждающие страховой стаж) работников (получателей пособий) за проверяемый период для проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) (все заполненные страницы, включая вкладыши в трудовую книжку),
- реестры начисленных пособий за январь 2018 г., февраль 2018 г., март 2018 г., апрель 2018 г., май 2018 г., июнь 2018 г., июль 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г., октябрь 2018 г., ноябрь 2018 г., декабрь 2018 г., а также копии документов по следующим видам расходов:
- пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам: листки нетрудоспособности (кроме листков нетрудоспособности, сформированных и размещенных в информационной системе страховщика в форме электронного документа); справки - расчет к ним; справка(и) с предыдущего(их) места(т) работы о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы) или году обращения за справкой, и текущий календарный год (Приложение N 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 182н); протоколы комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию, приказы руководителя, документы и пояснения застрахованных лиц при нарушении режима, предписанного лечащим врачом в период временной нетрудоспособности,
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности: справка медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка: заявление о назначении пособия; справка о рождении ребенка (форма N 24, форма N 1), выданная органами ЗАГСа; справка с места работы отца (матери) о неполучении пособия; справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца (матери) ребенка о неполучении пособия;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком: заявление о предоставлении отпуска и о назначении пособия; свидетельство о рождении ребенка, за которым осуществляется уход; свидетельство(а) о рождении предыдущего(их) ребенка (детей); приказ (решение) о предоставлении отпуска и о назначении пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; справка с места работы матери (отца) (родителей) ребенка; справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) (родителей) ребенка; расчет суммы пособия по уходу за ребенком; справка с места работы у другого страхователя (других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.
Фондом установлено, что к проверке страхователем документы не представлены (срок предоставления документов истек 08.04.2019).
По результатам проведенной проверки Фондом составлен акт камеральной проверки N 72/39 от 15.04.2019 (т. 1 л.д. 13-15), в соответствии с которым Фонд пришел к выводу, что страхователем произведены расходы с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 1 416 329,76 рублей, в том числе: за январь 2018 г. в сумме 147 816,17 рублей, за февраль 2018 г. в сумме 72 294,56 рублей, за март 2018 г. в сумме 111 746,77 рублей, за апрель 2018 г. в сумме 68 576,87 рублей, за май 2018 г. в сумме 69 857,02 рублей, за июнь 2018 г. в сумме 76 014,97 рублей, за июль 2018 г. в сумме 64 438,27 рублей, за август 2018 г. в сумме 253 488,90 рублей, за сентябрь 2018 г. в сумме 116 050,90 рублей, за октябрь 2018 г. в сумме 78 846,03 рублей, за ноябрь 2018 г. в сумме 311 781,04 рублей, за декабрь 2018 г. в сумме 45 418,26 рублей.
Согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма акт вручен страхователю 18.04.2019 (т.д. 1 л.д. 44).
Письменные возражения страхователя по акту камеральной проверки от 15.04.2019 N 72/39 в Фонд не поступали.
Уведомление о вызове страхователя от 16.04.2019 N 26 на рассмотрение материалов камеральной проверки вручено страхователю 25.04.2019 (т.д. 1 л.д. 46).
Страхователь на рассмотрение материалов камеральной проверки в Фонд не явился, письменные пояснения не представил.
По результатам рассмотрения материалов проверки, страховщиком принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 23.05.2019 N 255.
Фондом не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные индивидуальным предпринимателем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 1 416329 руб. 76 коп., в том числе: за январь 2018 г. в сумме 147 816,17 рублей, за февраль 2018 г. в сумме 72 294,56 рублей, за март 2018 г. в сумме 111 746,77 рублей, за апрель 2018 г. в сумме 68 576,87 рублей, за май 2018 г. в сумме 69857,02 рублей, за июнь 2018 г. в сумме 76 014,97 рублей, за июль 2018 г. в сумме 64 438,27 рублей, за август 2018 г. в сумме 253 488,90 рублей, за сентябрь 2018 г. в сумме 116 050,90 рублей, за октябрь 2018 г. в сумме 78846,03 рублей, за ноябрь 2018 г. в сумме 311 781,04 рублей, за декабрь 2018 г. в сумме 45 418,26 рублей.
Фондом установлено, что в сведениях, отраженных в Расчете по страховым взносам за 2018 год, представленных страхователем в налоговый орган (дата предоставления в региональное отделение 29.01.2019) отражены расходы в сумме 1 416 329,76 руб., в том числе на выплату пособий: по временной нетрудоспособности на сумму 184 970,23 рублей; по беременности и родам на сумму 551 555,96 рублей; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в сумме 1 870,08 рублей; единовременное пособие при рождении в сумме 16759,09 рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком на сумму 661174,40 рублей.
В нарушение подпункта 6 пункта 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователем не были представлены к проверке документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам на сумму 1 416 329,76 рублей.
Решение направлено страхователю 23.05.2019 заказным письмом с почтовым идентификатором 46000034433449, что подтверждается реестром от 23.05.2019 N 156 на отправку заказных писем с уведомлением (т.д. 1 л.д. 49).
18.06.2019 ИП Паракшина Т.С. обратилась в Фонд с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения на 01.06.2019 в сумме 2 686 837,66 руб. за период с 01.01.2017 по 31.05.2019.
По результатам проведенной камеральной проверки, с учетом решения от 23.05.2019 N 255, по заявлению страхователя Фондом принято решение от 16.09.2019 N 36726/39 о выделении страхователю средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 1 270 507,90 рублей.
Данная сумма выплачена ИП Паракшиной Т.С. платежным поручением N 337420 от 24.09.2019.
Фондом отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 1 416 329,76 руб., в связи с непринятием к зачету расходов по решению от 23.05.2019 N 255.
Согласно отчету об отслеживании заказного письма с почтовым идентификатором 46000039422301 решение от 16.09.2019 N 36726/39 вручено страхователю 27.09.2019 (т.д. 1 л.д. 53).
22.11.2019 страхователь обратился в Фонд с жалобой, которую Фонд письмом N 12-17/5812-73453 от 20.12.2019 отклонил, ссылаясь на непринятие к зачету расходов страхователя по Решению N 225 от 28.05.2019, истечение трехмесячного срока на обжалование решения.
Считая уклонение Фонда от выделения средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 1 416 329,76 руб. необоснованным и незаконным и существенно нарушающим права и законные интересы заявителя, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконное бездействие Фондом не допущено, поскольку Фондом было вынесено решение об отказе в принятии данных расходов и отказе в возмещении средств в отсутствие запрошенных у предпринимателя в ходе проведения проверки документов. Кроме того, судебное разбирательство не должно подменять осуществление контрольных мероприятий в соответствующей административной процедуре.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе, заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (п. п. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н утвержден перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения Фондом социального страхования о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Таким образом, обязанность Фонда по зачету произведенных страхователем расходов возникает в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем документов, определенных Перечнем.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов. Указанному праву страховщика корреспондируется обязанность страхователя предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (подпункт 6 пункта 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Подпунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованный лицам, произведенным страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами.
При рассмотрении обращения страхователя за выделением средств на выплату страхового обеспечения на основании пункта 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы, в этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ на основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (часть 2 статьи 26.14 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в том числе представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока.
Пунктом 2 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ установлено, что камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (часть 3 статьи 26.15 Федерального закона N 125-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что Фондом в установленном законом порядке при поступлении сведений из налогового органа о заявленных предпринимателем расходах была проведена проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения.
В отсутствие документов, запрошенных у страхователя, у Фонда на момент вынесения решения отсутствовали основания для выделения денежных средств в сумме 1 416 329,76 руб., в связи с чем незаконное бездействие по выделению денежных средств в сумме 1 416 329,76 руб. на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 Фондом допущено не было.
Заявитель был надлежащим образом извещен о необходимости своевременного предоставления расходных документов, однако подтверждающие документы своевременно ко дню вынесения Фондом решения не представил, ходатайства от отложении рассмотрения материалов проверки либо письменное объяснение причин, препятствующих их предоставлению в установленные сроки, в Фонд не представил.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что 15.05.2019 в адрес Фонда были направлены документы в обоснование произведенных социальных расходов, которые не были получены своевременно Фондом, не принимаются.
Как установлено, заявителю было известно о сроке представления документов, а также о необходимости представления (если таковые имелись) возражений на акт проверки, он был заблаговременно извещен Фондом о дате рассмотрения материалов проверки. Однако, предприниматель не предпринял мер к своевременному (с учетом сроков досылки отправлений, сроков хранения и порядка вручения отправлений) представлению необходимых документов в Фонд.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что письмом от 20.12.2019 N 12-17/5812-73453 Фонд отклонил ее жалобу и также уклонился от выделения денежных средств, не принимается судом.
В рассматриваемом ответе Фонда заявителю было разъяснено, что решение о непринятии к зачету от 23.05.2019 было вынесено ввиду отсутствия документов, подтверждающих заявленные расходы, также указано на пропуск срока на обжалование решения в административном порядком в соответствии со статьей 26.21 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Таким образом, Фонд не уклонялся от выделения денежных средств предпринимателю, а указал на отсутствие оснований для совершения таких действий ввиду наличия вступившего в силу решения от 23.05.2019.
Представление предпринимателем в суд документов не является основанием для признания незаконным бездействия Фонда в выделении денежных средств в сумме 1 416 329,76 рублей на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, поскольку с учетом заявленных требований у суда отсутствует компетенция на совершение контрольных действий, которые отнесены к компетенции Фонда.
По смыслу положений статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих актов (решений), поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Следовательно, суд уполномочен проверять принятые органами, осуществляющими публичные функции, решения, но не реализовывать полномочия такого органа.
Более того, исходя из предмета заявленных предпринимателем требований, подлежит проверке факт выполнения Фондом административных процедур, предусмотренных Законом N 125-ФЗ, Закона N 255-ФЗ, что в настоящем деле установлено. Фондом принято решение от 23.05.2019 N 225, которым не приняты к зачету расходы в сумме 1 416 329,76 рублей.
Коллегия судей соглашается с тем, что заявителем фактически избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку решение Фонда от 23.05.2019 N 225 и решение от 16.09.2019 N 36726/39 могли быть предметом самостоятельного оспаривания.
Податель апелляционной жалобы указывает, что им избран правильный способ защиты, им заявлено имущественное требование, а не подано заявление в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылается на пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, где разъяснено, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате (возмещении) сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов независимо от оспаривания ненормативных актов налогового органа, на основании которых указанные суммы были взысканы. В этом случае суд решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным.
Приводя указанные доводы, предприниматель не учитывает следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Под способами защиты гражданских прав в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Защита гражданских прав, в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Из положений процессуального законодательства следует, что судом, исходя из предмета рассматриваемых требований, определяется характер спорных правоотношений процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Таким образом, вид судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд, учитывая предмет заявленных требований.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются требования об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Бездействием является неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
ИП Паракшиной Т.С. было заявлено требование именно о признании незаконным бездействия Фонда, которое выразилось в невыделении Фондом денежных средств в сумме 1 416 329,76 рублей на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Поскольку, как указывает заявитель, требование возникло в результате незаконного бездействия Фонда в выделении индивидуальному предпринимателю Паракшиной Татьяне Сергеевне денежных средств в сумме 1 416 329,76 рублей на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, то судом первой инстанции, исходя из предмета заявленных требований, верно определен вид судопроизводства - административное, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не исковое.
Из содержания пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств конкретного дела.
Следовательно, требование предпринимателя об обязании Фонда выделить предпринимателю денежные средства в сумме 1 416 329,76 рублей на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 является не исковым требованием, а способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, предусмотренный пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Факт уплаты государственной пошлины в размере, исходя из квалификации заявителем требования как имущественного, не определяет вид судопроизводства.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2021 по делу N А47-4958/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паракшиной Татьяны Сергеевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Паракшиной Татьяне Сергеевне из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 03.02.2022 N 323 государственную пошлину в размере 2 850 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4958/2021
Истец: ИП ПАРАКШИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Ответчик: ГУ ОРЕНБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ИФНС по Центральному району г. Оренбурга, Межрайонная ИФНС России N 13 по Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд