город Ростов-на-Дону |
|
25 марта 2022 г. |
дело N А53-39453/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ГУП РО "УРСВ": представитель Козырев А.В. по доверенности от 04.10.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.01.2022 по делу N А53-39453/2021
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
(ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951)
к Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227)
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 - 2020 годы в размере 2 084 211,36 руб.
Представителем истца заявлено ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уменьшении исковых требований до 2 064 342,26 руб. ввиду частичной оплаты задолженности ответчиком в размере 19 869,10 руб. Уточнение судом принято.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции, вынося решение, не учел имущественное положение лица, основываясь на Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", ссылаясь на п. 3 ст. 1083 ГК РФ. Общество полагает, что суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. Наложение административного штрафа существенно скажется на финансовом положении ГУП РО "УРСВ" и не позволит в полной мере осуществить расходы на содержание, ремонт, обслуживание социально значимых объектов сети водоснабжения, водоотведения, что может в дальнейшем привести к причинению вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия.
В судебном заседании представитель ГУП РО "УРСВ" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, в связи с возложением на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия функций администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду, Управление Росприроднадзора произвело проверку фактически произведенных ответчиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам которой были выявлены недоплаты.
В ходе проверки установлено, что согласно представленным заявителем декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2020 года и расчетом сумм по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ГУП РО "УРСВ" за 2018-2020 года за ГУП РО "УРСВ" числится задолженность с учетом уточнений в сумме 2 064 342,26 руб.
16.06.2021 Управление Росприроднадзора направило в адрес ответчика требования с уведомлениями в десятидневный срок с момента получения требований уплатить задолженность в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 - 2020 года в сумме 535 343,95 руб., и за 2019 - 2020 года в сумме 465 416,72 руб.
11.08.2021 Управление Росприроднадзора направило в адрес ответчика требование с уведомлением в десятидневный срок с момента получения требования уплатить задолженность в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в сумме 1 606 332,79 руб.
08.09.2021 Управление Росприроднадзора направило в адрес ответчика требование с уведомлением в десятидневный срок с момента получения требования уплатить задолженность в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 - 2020 годы в сумме 433 867,75 руб.
Неисполнение ГУП РО "УРСВ" требований об уплате задолженности в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды послужило основанием для обращения Управления Росприроднадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относила: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В силу пункта 1 названного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.
Приказом Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признавался календарный квартал.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен статьей 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 16.2, определяющей порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и статьей 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Апелляционной коллегией не принимается довод предприятия о том, что суд первой инстанции, вынося решение, не учел имущественное положение лица, основываясь на Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", ссылаясь на п. 3 ст. 1083 ГК РФ, суть которого возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего искового заявления является взыскание задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2020 года в общей сумме 2 064 342,26 руб. (в уточненной редакции), которая является обязательным платежом (сбором), а не взысканием вреда, причиненного окружающей среде, что подтверждается: декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду:
Филиал "Шахтинский" ГУП РО "УРСВ" (код объекта - 150205):
- уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Шахтинский" ГУП РО "УРСВ" 2018 год на сумму 394 091,22 руб.
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Шахтинский" ГУП РО "УРСВ" 2020 год на сумму 19 907,43 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности за 2019-2020 годы по коду объекта 150205, филиал "Шахтинский" ГУП РО "УРСВ" составляет 433 867,75 руб.
Филиал "Зерноградский" ГУП РО "УРСВ" (код объекта - 370881):
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Зерноградский" ГУП РО "УРСВ" 2019 год на сумму 201 437,34 руб.
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Зерноградский" ГУП РО "УРСВ" 2020 год на сумму 263 979,38 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности за 2019-2020 годы по коду объекта 370881, филиал "Зерноградский" ГУП РО "УРСВ" составляет 465 416,72 руб.
Филиал "Усть-Донецкий" ГУП РО "УРСВ" (код объекта - 630147):
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Усть-Донецкий" ГУП РО "УРСВ" 2019 год на сумму 150 319,80 руб.
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Усть-Донецкий" ГУП РО "УРСВ" 2020 год на сумму 10 739,51 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности за 2019-2020 годы по коду объекта 370881, филиал "Усть-Донецкий" ГУП РО "УРСВ" составляет 161 059,31 руб.
Филиал "Гуковский" ГУП РО "УРСВ" (код объекта - 60329):
- уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Гуковский" ГУП РО "УРСВ" 2019 год на сумму 835 904,00 руб.
Филиал "Зверевский" ГУП РО "УРСВ" (код объекта - 160054):
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду филиала "Зверевский" ГУП РО "УРСВ" 2019 год на сумму 187 963,58 руб.
Общая сумма задолженности за 2018-2020 года по вышеуказанным объектам составила 2 064 342,26 руб.
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018-2020 года, а имеющимися в деле документами доказан факт наличия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования Управления Росприроднадзора о взыскании с Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" задолженности в размере 2 064 342,26 руб. подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Определением от 22 февраля 2022 года ГУП РО "УРСВ" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на судебные акты арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 3 000 руб.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не представлены доказательства уплаты государственной пошлины, постольку таковая подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2022 по делу N А53-39453/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39453/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: Государственное уцнитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения", ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"