г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А56-72343/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Ширшова А.В. по доверенности от 24.03.2021,
от ответчика: представитель Надеин Р.С. по доверенности от 01.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42352/2021) ООО "ЖКС N 2 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-72343/2020 (, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров теплоснабжения N 25358.039.9 от 01.12.2019, N 25359.039.9 от 01.12.2019, N 26276.039.9 от 01.01.2020, N 26277.039.9 от 01.01.2020 с обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" по пунктам 1.2, 4.1.10, 4.1.11, 4.2.3, 4.3.1, 4.3.8, 4.3.10, 4.3.11, 4.3.19, 4.3.21, 5.1,.5.2, 5.4.1, 5.4.2, 5.5, 5.7, 6.4, 6.8, 6.11, 6.12, 7.3, 7.4, 9.1, Приложения N4 к договорам - п. 2.2, 2.8, 2.14, 2.15, 2.16, раздел 3.
В судебном заседании 11.08.2021 от истца поступило ходатайство об уточнении требований, согласно которым он просил принять:
1) Спорный пункт 1.2 Договоров принять в согласованной редакции согласно протоколу согласования разногласий:
"Внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунального ресурса от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования;
Норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунальных ресурсов, утвержденных в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги в случаях, установленных действующим законодательством;
"Теплопотребляющая установка" - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд объекта теплоснабжения. В настоящем договоре теплопотребляющие установки также могут называться системами теплопотребления".
2) Спорные пункты 4.1.10 и 4.1.11 не включать в текст Договоров.
3) Спорный пункт 4.2.3 Договоров принять в редакции Истца:
"В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вводить или отменять мероприятия по ограничению либо прекращению подачи коммунального ресурса".
4) Спорный пункт 4.3.1 Договоров принять в редакции Истца:
"Своевременно и в полном объеме производить оплату поданного (поставленного) на объект теплоснабжения коммунального ресурса в объеме (количестве), используемом для содержания общего имущества, включая нормативные и выявленные ненормативные потери".
5) Спорные пункты 4.3.8 и 4.3.10 исключить из текста Договоров.
6) Принять пункт 4.3.11 Договоров в следующей редакции:
"Предоставить Ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказывать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и Ресурсоснабжающая организация не вправе требовать компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату на содержание и ремонт жилого помещения".
7) Принять пункт 4.3.19 Договоров в следующей редакции:
"Ежемесячно подписывать акты поданной-принятой тепловой энергии, акты сверки объемов тепловой энергии и подписывать акты сверки расчетов, при этом в случае несогласия с данными, содержащимися в указанных актах, Исполнитель обязан указать причины и суммы возражений с приложением подтверждающих документов".
8) Принять пункт 4.3.21 Договоров в следующей редакции:
"Ежемесячно в срок с 23 по 25 число расчетного месяца предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме и индивидуальных приборов учета (в случае предоставления в адрес Исполнителя таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме)".
9) Спорный пункт 5.1 принять в редакции Истца:
"Количество (объем) коммунального ресурса, поданного (поставленного) на объект теплоснабжения, определяется на основании данных, полученных с помощью УУТЭ, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Объем тепловой энергии, поставленной на объект теплоснабжения в целях содержания общего имущества, определяется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации".
10) Спорный пункт 5.2 принять в согласованной редакции согласно протоколу согласования разногласий:
"При отсутствии УУТЭ, его неисправности, утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета или истечения срока эксплуатации, а также в случае выходя из строя, или его неисправности на срок свыше 3 месяцев с момента после приемки узла учета в коммерческую эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм организации, имеющей лицензию на проведение поверок приборов учета, и Ресурсоснабжающей организации, в случае нарушения установленных Договором сроков предоставления отчетов о теплопотреблении, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, количество (объем) тепловой энергии, поданной на объект, определяется согласно п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, на основании данных, предоставленных Исполнителем в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Договору".
11) Пункт 5.4.1 Договоров принять в редакции Истца:
"Исполнитель предоставляет в Ресурсоснабжающую организацию: - в срок с 23 по 25 число отчетного месяца, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета - отчет о теплопотреблении за отчетный месяц по установленной действующими нормативно-правовыми актами форме (с приложением часовых и суточных архивов в электронном виде, диаграмм или отчетов). Ресурсоснабжающая организация в срок не позднее 27 числа отчетного месяца осуществляет проверку отчета о теплопотреблении с учетом зафиксированных показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, переданных Исполнителем и (или) наличия контрольных показаний УУТЭ.
- в срок с 23 по 25 число отчетного месяца сведения о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении Исполнителю таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам наьша жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда) и иную информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги".
12) Принять пункт 5.4.2 Договоров в следующей редакции:
"Ресурсоснабжающая организация предоставляет Исполнителю:
- в срок до 1 (первого) числа месяца, следующего за расчетным, сведения о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении Ресурсоснабжающей организации таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фондаО;
- в срок до 2 (второго) числа месяца, следующего за расчетным, информацию об объемах коммунальных ресурсов, начисленных по заключенным Ресурсоснабжающей организацией договорам теплоснабжения нежилых помещений в многоквартирном доме".
13) Спорный пункт 5.5 Договоров принять в редакции Истца:
"При отключении УУТЭ на срок, не превышающий 3 месяцев подряд после приемки узла учета в коммерческую эксплуатацию, расчет количества Коммунального ресурса производится в соответствии с пп. "e(2)" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124".
14) Принять пункт 5.7 Договоров в следующей редакции:
"Исполнитель в срок до 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за расчетным, обязан подписать и возвратить Ресурсоснабжающей организации один экземпляр Акта сверки объемов, подписанный со своей стороны, либо в случае не согласия с Актом сверки объемов направить Ресурсоснабжающей организации мотивированные возражения с приложением подтверждающих возражения документов".
15) Принять пункт 6.4 Договоров в следующей редакции:
"Исполнитель до 25 числа месяца, следующего за расчетным обязан поучить акт поданной-принятой тепловой энергии (коммунальногоресурса), подписать и возвратить Ресурсоснабжающей организации один экземпляр акта поданной-принятой тепловой энергии (коммунальногоресурса) либо в случае несогласия с количеством и стоимостью, потребленной в расчетном месяце тепловой энергии (коммунального ресурса) предоставить обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов".
16) Спорный пункт 6.8 Договоров принять в редакции Истца:
"Оплата платежного документа, выставленного Ресурсоснабжающей организацией в установленном п. 6.3 настоящего Договора порядке производится Исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определённого в соответствии с разделом 5 настоящего Договора".
17) Принять пункт 6.11 Договоров в следующей редакции:
"Сверка расчетов между Исполнителем и Ресурсоснабжающей организацией за фактический объем тепловой энергии (коммунального ресурса), осуществляется путем оформления Сторонами Акта сверки расчетов, составляемого ежемесячно".
18) Принять пункт 6.12 Договоров в следующей редакции:
"Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанного в п. 6.11 акта сверки расчетов возвращает Ресурсоснабжающей организации подписанный уполномоченным лицом Исполнителя акт сверки либо в случае несогласия с количеством и стоимостью потребленного коммунального ресурса предоставить обоснованные возражения с приложением подтверждающих документов".
19) Спорный пункт 7.3 Договоров принять в редакции Истца:
"Исполнитель несет ответственность, в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от б мая 2011 г. N 354, которые повлекли нарушение установленных настоящим договором показателей качества и объемов коммунального ресурса, в том числе нарушение температуры возвращаемого теплоносителя".
20) Принять пункт 7.4 Договоров в следующей редакции:
"Все споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, Стороны вправе передать на рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при условии принятия Сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 (тридцати) календарных дней со дня направления претензии (требования) в соответствии с положениями статьи 4 АПК РФ"
21) Принять пункт 9.1 Договоров в следующей редакции:
"Договор вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда по настоящему делу об урегулировании разногласий и действует по 31.12.2021".
22) Приложение N 4 к Договорам - пункты 2.2, 2.8, 2.14, 2.15, 2.16, раздел 3 принять в редакции Истца.
Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 03.11.2021 урегулированы разногласия, возникшие между государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" при заключении договоров теплоснабжения N25358.039.9 от 01.12.2019 г., N25359.039.9 от 01.12.2019 г., N26276.039.9 от 01.01.2020 г., N26277.039.9 от 01.01.2020 г. по пунктам 1.2, 4.2.3, 4.3.1, 5.1,.5.2, 5.5, 6.8, 7.3, Приложения N4 к договорам - п. 2.2, 2.8, 2.14, 2.15, 2.16, раздел 3.
Пункт 1.2 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"Внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунального ресурса от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования;
Норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунальных ресурсов, утвержденных в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги в случаях, установленных действующим законодательством;
"Теплопотребляющая установка" - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд объекта теплоснабжения. В настоящем договоре теплопотребляющие установки также могут называться системами теплопотребления".
Пункт 4.2.3 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вводить или отменять мероприятия по ограничению либо прекращению подачи коммунального ресурса".
Пункт 4.3.1 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"Своевременно и в полном объеме производить оплату поданного (поставленного) на объект теплоснабжения коммунального ресурса в объеме (количестве), используемом для содержания общего имущества, включая нормативные и выявленные ненормативные потери".
Пункт 5.1 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"Количество (объем) коммунального ресурса, поданного (поставленного) на объект теплоснабжения, определяется на основании данных, полученных с помощью УУТЭ, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Объем тепловой энергии, поставленной на объект теплоснабжения в целях содержания общего имущества, определяется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации".
Пункт 5.2. договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"При отсутствии УУТЭ, его неисправности, утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета или истечения срока эксплуатации, а также в случае выходя из строя, или его неисправности на срок свыше 3 месяцев с момента после приемки узла учета в коммерческую эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм организации, имеющей лицензию на проведение поверок приборов учета, и Ресурсоснабжающей организации, в случае нарушения установленных Договором сроков предоставления отчетов о теплопотреблении, а также при превышении нормативной погрешности работающих приборов учета, количество (объем) тепловой энергии, поданной на объект, определяется согласно п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, на основании данных, предоставленных Исполнителем в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Договору".
Пункт 5.5 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"При отключении УУТЭ на срок, не превышающий 3 месяцев подряд после приемки узла учета в коммерческую эксплуатацию, расчет количества Коммунального ресурса производится в соответствии с пп. "e(2)" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124".
Пункт 6.8 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"Оплата платежного документа, выставленного Ресурсоснабжающей организацией в установленном п. 6.3 настоящего Договора порядке производится Исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определённого в соответствии с разделом 5 настоящего Договора".
Пункт 7.3 договоров принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга":
"Исполнитель несет ответственность, в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от б мая 2011 г. N 354, которые повлекли нарушение установленных настоящим договором показателей качества и объемов коммунального ресурса, в том числе нарушение температуры возвращаемого теплоносителя".
Приложение N 4 пункты 2.2, 2.8, 2.14, 2.15, 2.16, принять в редакции государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
С ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" в пользу государственного унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано 24 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района", не согласившись с вынесенным решением в части п. 4.2.3, 4.3.1, 5.1, 5.5., 7.3 договоров, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что определяя спорные условия в редакции истца, суд первой инстанции ошибочно исходил из наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальной услуги и тем самым - возложения на него обязанности по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (далее - ОДН), над нормативом коммунальной услуги на ОДН при отсутствии иного решения собственников помещений в МКД.
В части пункта 4.2.3. апеллянт считает необходимым данный пункт из договора в связи с тем, что возможность ограничения либо прекращения оказания услуги по подаче тепловой энергии в горячей воде для нужд содержания общего имущества отсутствует в связи с тем, что горячая вода - это расчетная, а не фактическая величина.
В части пункта 4.3.1. полагает, что основания для отнесения на ответчика обязанности по оплате коммунального ресурса сверх норматива потребления отсутствуют в связи с тем, что потери тепловой энергии в МКД, обслуживаемых ответчиком отсутствуют, внутридомовые системы горячего водоснабжения находятся в удовлетворительном состоянии; сверхнормативные расходы теплоэнергии технологически устранимы.
В части пунктов 5.1. и 5.5. договора полагает, что объем коммунального ресурса подлежит определению по нормативу потребления в связи с тем, что поставляемый коммунальный ресурс на общедомовые нужды, определяемый как разница между поставленным в МКД и потребленным в помещениях МКД ресурса, не является ресурсом, который фактически затрачен при обслуживании общего имущества МКД. По тем же мотивам считает необходимым исключить из условий пункта 6.8. договора условие об оплате 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса.
В части пункта 7.3. договора считает необоснованным отнесение на ответчика, не являющегося исполнителем коммунальных услуг, ответственности за действия потребителей, которые повлекли нарушение установленных договоров показателей качества и объемов коммунального ресурса, поскольку ответчик исполнителем коммунальных услуг признан быть не может.
12.02.2022 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционной жалобы.
Определением суда от 26.01.2022 судом изменена дата судебного заседания с 27.01.2022 на 03.03.2022 ввиду болезни судьи.
03.03.2022 представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить. Представитель истца возражал против удовлетворения заявленных требований. Представитель ответчика также возражал против удовлетворения заявленных требований, просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" осуществляет теплоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Свеаборгская ул., д.9, лит. А; Санкт-Петербург, Московский пр. д. 136, лит. А; Санкт-Петербург, Московский пр. д. 147, лит. А; Санкт-Петербург, Московский пр. д. 145, лит. А (далее - МКД).
Ответчик является управляющей организацией указанных МКД.
Истцом ответчику направлены проекты договоров теплоснабжения N 25358.039.9 от 01.12.2019, N 25359.039.9 от 01.12.2019, N 26276.039.9 от 01.01.2020, N 26277.039.9 от 01.01.2020, в отношении которых ответчиком направлены истцу протоколы разногласий.
Ссылаясь на то, что в досудебном порядке разногласий не урегулированы, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Суд первой инстанции, определяя условия пунктов 4.2.3., 4.3.1., 5.1., 5.5., 7.3. в редакции истца, исходил из того, что содержание договорных условий соответствует императивным требованиям законодательства, либо воспроизводит законодательные положения, в силу чего не нарушает прав ответчика.
Так, судом установлено, что право истца вводить и отменять мероприятия по ограничению либо прекращению подачи тепловой энергии (пункт 4.2.3. договора) предусмотрено абзацем 5 пункта 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Обязанность ответчика компенсировать потери в тепловых сетях, возникшие в границах балансовой принадлежности тепловых сетей предусмотрена пунктом 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Методическими рекомендациями по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, подпунктом "а" пункта 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Расчет объема тепловой энергии, исходя из показаний узлов учета тепловой энергии (пункт 5.1. договора) в силу наличия таковых в МКД, обслуживаемых ответчиком, соответствует пункту 2 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", пункту 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, пункту 42 (1) Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 при определении объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета.
При выставлении счетов за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества МКД, Истец руководствуется формулой, предусмотренной пунктом 21(1) Правил N 124, в соответствии с которой из общего объема коммунального ресурса по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета необходимо вычесть объем коммунального ресурса, потребленного гражданами по показаниям индивидуальных приборов учета.
Однако Ответчик предлагает производить расчет согласно нормативу потребления коммунального ресурса.
При этом, порядок расчета Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
А при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из этого следует, что производимый ресурсоснабжающей организацией в соответствии со специальными нормами Правил N 124 расчет первичен относительно взаиморасчетов между исполнителем коммунальных услуг и собственниками помещений в МКД.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации подтверждают данное обстоятельство, поскольку в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания, по общему правилу, осуществляет расчет исходя из норматива потребления коммунальных ресурсов, и проводит перерасчет исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Таким образом, в конечном итоге управляющая компания предъявляет собственникам в конце периода объем фактически потребленного коммунального ресурса.
Как следует из материалов дела, все спорные МКД оснащены общедомовыми узлами учета тепловой энергии, Ответчиком данный факт опровергнут не был.
Учитывая то, что все спорные МКД оборудованы УУТЭ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно урегулировали в редакции Истца пункты Договоров теплоснабжения об определении объема потребленной МКД тепловой энергии на основании данных, полученных с помощью УУТЭ. В ином случае, урегулирование спорных пунктов в редакции Ответчика повлекло бы за собой нарушение норм действующего законодательства.
Порядок расчета количества коммунального ресурса при отключении узлов учета тепловой энергии на срок, не превышающий 3 месяцев подряд после приемки прибора учета (пункт 5.5. договора), соответствует подпункту "в(2)" пункта 21 Правил N 124.
Возложение на ответчика обязанности нести ответственность за действия потребителей, которые повлекли нарушение установленных договоров показателей качества и объемов коммунального ресурса (пункт 7.3. договора), не противоречит подпункту "а" пункта 18 Правил N 124.
Изложенное нормативное и фактическое обоснование принятого судом первой инстанции решения ответчиком в апелляционной жалобе не опровергнуто.
По существу в обоснование иной редакции спорных договорных условий ответчик в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие у него статуса исполнителя коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, в связи с чем настаивает на нормативном расчете коммунальной услуги, предоставленной на ОДН и отсутствии обязанности по оплате расчетного превышения объема коммунальной услуги его нормативных показателей.
Между тем изложенные доводы также являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены на основании части 2 статьи 154, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, поскольку по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259), учитывая, что такие расходы ответчик включает в размер платы за жилое помещение, выставляемой конечным потребителям.
Согласно части 1 статьи 44, частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), должно заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства МКД.
Под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац 3 пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее -Правила N 124), абзац 2 пункта 2 абзац 7 пункта 2 Правил N 354).
С момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управление управляющей организацией последняя становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД.
Заключение соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у Ответчика цели оказания собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги на содержание общего имущества МКД.
Кроме того, в Письме Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" указано, что согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из вышеприведённых правовых норм следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов (тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение) в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов является обязательным для участников спора.
Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, может выступать исполнителем коммунальных только в части индивидуального потребления тепловой энергии. Ответственность за содержание общего имущества МКД лежит на управляющей организации.
У ресурсоснабжающей организации отсутствуют правовые основания для вступления в отношения с гражданами-потребителями тепловой энергии, поставляемой в целях использования и содержания общего имущества МКД.
Предприятие, в данном случае, является лишь поставщиком коммунального ресурса, но коммунальную услугу оказывает лицо, осуществляющее управление МКД, то есть, Ответчик.
Выводы апелляционного суда соответствуют правовому подходу, изложенному в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2021 по делу N А56-62087/2020.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-72343/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72343/2020
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района"