город Омск |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А70-20941/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-957/2022) государственного казенного учреждения "Фонд имущества Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-20941/2021 (судья Лоскутов В.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) к государственному казенному учреждению "Фонд имущества Тюменской области" (ИНН: 7202030265 ОГРН: 1027200809074) и субсидиарному ответчику - департаменту имущественных отношений Тюменской области (ИНН: 7202138460 ОГРН: 1057200738792) о взыскании задолженности и пени в размере 25 266 руб. 86 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", истец, общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Фонд имущества Тюменской области" (далее - ГКУ ТО "ФИТО", учреждение, ответчик) и субсидиарному ответчику - департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о взыскании:
- 23 795 руб. 67 коп. основного долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за январь, февраль, март, апрель, май 2021 г.,
- 1 471 руб. 19 коп. - пени за период с 13.05.201 по 21.10.2021 с продолжением их начисления в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 22.10.2021, по день фактической оплаты долга,
- а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 производство по делу в части взыскания задолженности в размере 23 795 руб. 67 коп. прекращено. В удовлетворении исковых требований к Департаменту отказано. Исковые требования к ГКУ ТО "ФИТО" удовлетворены частично, с учреждения в пользу ООО "ТЭО" взыскано 1 867 руб. 94 коп. пени, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГКУ ТО "ФИТО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований к учреждению отменить, принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к ГКУ ТО "ФИТО".
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что к увеличению суммы пени привело поведение АО "ЭК "Восток", затягивавшего подписание контракта на оказание услуг по обращению с ТКО. Основания для оплаты возникли только после заключения государственного контракта - с 27.10.2021, оплата за период с января по сентябрь 2021 г. произведена 02.11.2021 - в установленный контрактом срок (до 10-го числа месяца, следующего за расчетным). Таким образом, обязанность по уплате пени на задолженность с 13.05.2021 по 21.10.2021 у ГКУ ТО "ФИТО" не возникла.
Представители надлежаще извещенных сторон в заседание суда апелляционной инстанции не явились, на основании положений статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
ООО "ТЭО" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018 заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 N 101-п "О реализации полномочий в области жилищных отношений и управления нежилыми помещениями" ГКУ ТО "ФИТО" обеспечивает несение расходов на содержание (включая оплату коммунальных услуг и несение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, составляющих казну Тюменской области, до их заселения.
До заселения и заключения договоров социального найма учреждению был передан ряд жилых помещений в многоквартирных жилых домах по адресам: Тюменская область, Винзилинское МО, р.п. Винзили, ул. Гагарина, д.26А и ул.Зеленая, д.31А.
В отношении данных помещений на дату обращения с иском самостоятельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ГКУ ТО "ФИТО" и ООО "ТЭО" заключен не был.
В январе, феврале, марте, апреле и мае 2021 года ООО "ТЭО" оказало услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, которые не были оплачены ответчиками, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Платежными поручениями от 02.11.2021, то есть после подачи иска в суд и принятия его к производству, ГКУ "Фонд имущества Тюменской области" оплатило задолженность за период с января 2021 года по сентябрь 2021 года включительно (л.д. 134-138) в полном объеме, в связи с чем во взыскании основного долга судом первой инстанции отказано.
27.10.2021 между ГКУ ТО "ФИТО" и ООО "ТЭО" заключен контракт N ТО02КО0101013787.
ООО "ТЭО" заявлено требование о взыскании пени за период с 13.05.2021 по 02.11.2021 в сумме 1 867 руб. 94 коп. Данное требование удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
В удовлетворении иска к Департаменту как к субсидиарному ответчику суд первой инстанции отказал, сославшись на статьи 123.21-123.22, пункт 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положению Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснения пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В апелляционной жалобе ГКУ ТО "ФИТО" не согласно со взысканием с него пени, мотивируя такое несогласие, во-первых, поведением представителя истца при заключении контракта, во-вторых, незамедлительной оплатой основного долга после заключения контракта.
Между тем, заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным в силу положений закона, также обязательной является оплата оказываемых услуг для потребителя - независимо от наличия самостоятельного договора с региональным оператором.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. На основании пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 8(5)-8(18) Правил при отсутствии заключенного между сторонами самостоятельного договора, в том числе, при наличии неурегулированных в предусмотренном Правилами порядке разногласий, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. Соответственно, отсутствие подписанного договора не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных ему услуг по обращению с ТКО.
Довод ответчика о том, что спорные правоотношения следует разрешать в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подлежит отклонению, поскольку законодательство об обращении с ТКО в данном случае является специальным по отношению к законодательству, регулирующему заключение государственных и муниципальных контрактов.
Правоотношения сторон в связи с оказанием услуг по обращению с ТКО возникли на основании Закона N 89-ФЗ и существовали на условиях типового договора до подписания сторонами соглашения на иных условиях; обязанность ГКУ ТО "ФИТО" по оплате оказанных услуг не связана с датой заключения государственного контракта, на что верно указано судом первой инстанции.
То обстоятельство, что ГКУ ТО "ФИТО" является казенным учреждением, не освобождает его от исполнения обязательства, возложенного в силу закона.
Таким образом, ГКУ ТО "ФИТО" должно было вносить плату за оказываемые региональным оператором услуги до 10-го числа каждого месяца, следующего за расчетным, в течение искового периода. Поскольку такая плата своевременно ГКУ ТО "ФИТО" не вносилась, взыскание пени является правомерным.
Сроки оплаты, размер пени были установлены условиями Типового договора в соответствии с Постановлением N 1156.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-20941/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20941/2021
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ФОНД ИМУЩЕСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ", ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ