г. Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А40-104560/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи В.И. Попова, рассмотрев апелляционную жалобу УФАС по МО на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2021 по делу N А40-104560/21 принятое
по заявлению ООО "КАМЕЛОТ-А" к УФАС России по Московской области
об оспаривании постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "КАМЕЛОТ-А" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления УФАС России по Московской области от 19.01.2021 N 050/04/14.3-26/2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд города Москвы решением от 15.11.2021 признал незаконным оспариваемое постановление в части размера наказания, уменьшив штраф до 50 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, УФАС России по Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отменить решение в части изменения размера штрафа.
Спор рассмотрен в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Московским областным УФАС России вынесено оспариваемое постановление от 19.01.2021 N 050/04/14.3-26/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Рассмотрев повторно спор, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о доказанности ответчиком наличия состава вмененного Обществу правонарушения, основан на нормах права и материалах дела, что сторонами не оспаривается.
Судом первой инстанции, верно установлено, что процедура привлечения общества к административной ответственности, установленная статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена, права общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены и не нарушены.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Из материалов дела следует, что Общество, разместив рекламу товара, нарушило требования пункт 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, введя потребителей в заблуждение относительно действии Акции "Blue Monday" распространяющуюся на определенную продукцию, что не соответствует информации, размещенной рекламных каталогах и баннеров.
Факт совершения административного правонарушения Обществом подтверждается, Решением Комиссии УФАС, протоколом от 13.01.2021.2020 по делу N 050/04/14.3- 26/2021 об административном правонарушении и не оспаривается Обществом.
Между тем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого постановления в части размера административного штрафа в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении юридическому лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П указано, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.
В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.01.2013 N 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный штраф в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного предприятием административного правонарушения и влечет избыточное ограничение его прав, в связи с чем, может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В данном случае, апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, учитывает фактические обстоятельства дела и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2021 по делу N А40-104560/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104560/2021
Истец: ООО "КАМЕЛОТ-А"
Ответчик: УФАС по МО