г. Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А40-190787/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
А.С.Маслова, А.А.Комарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2021 по делу N А40-190787/21 (94-1301)
по заявлению ООО "Специализированный застройщик Юникон" ОГРН: 1207700107350, ИНН: 7720498400)
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ДГИ г.Москвы
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Тимакова О.А. по дов. от 16.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 10.03.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Специализированный застройщик Юникон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) N MFC-0558/2020-907870-1 от 26 июля 2021 года об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Решением суда от 14.12.2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ссылается, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЮНИКОН-СЗ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:29 по адресу: г. Москва, ул. Владимирская 2-ая, вл.62А (далее - Земельный участок) на основании договора аренды земельного участка от 17.10.1996 г. N М-03-006992 в редакции дополнительных соглашений. На указанном земельном участке также располагаются объекты недвижимости, принадлежащие ООО "ЮНИКОН-СЗ" на праве собственности.
В целях уточнения местоположения границ арендуемого земельного участка ООО "ЮНИКОН-СЗ" был подготовлен и передан в Департамент городского имущества по г. Москве (далее - ДГИ) межевой план земельного участка, как собственнику земельного участка.
04 декабря 2020 года ДГИ обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2020-27332884 для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведения содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в отношении Земельного участка.
14.12.2020 г. Управлением было вынесено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.
В качестве оснований для вынесения уведомления о приостановлении Управлением было указано на нарушение п. 70, 18, 61, 76,77,72 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования).
В качестве действий по доработке представленных документов Управлением было рекомендовано представить надлежаще оформленный межевой план с учетом выявленных нарушений.
Для устранения оснований приостановления действий по государственному кадастровому учету изменений Земельного участка в Управление было представлено заявление о предоставлении дополнительных документов от 26.01.2021 N КУВД-001/2021-2276165. В составе документов был представлен уточненный межевой план от 12.01.2021.
Уведомлением от 16.03.2021 Управление уведомило об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений Земельного участка, в связи с тем, что представленные документы от 26.01.2021 N КУВД-001/2021-2276165 не устраняют причин, препятствующих осуществлению действий по государственному кадастровому учету изменений Земельного участка.
Для устранения оснований приостановления действий по государственному кадастровому учету изменений Земельного участка в Управление было представлено заявление о предоставлении дополнительных документов от 27.04.2021 N КУВД-001/2021-16976873. В составе документов был представлен уточненный межевой план от 15.04.2021.
Уведомлением от 17.05.2021 Управление уведомило об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений Земельного участка, в связи с тем, что представленные документы от 27.04.2021 N КУВД-001/2021-16976873 не устраняют причин, препятствующих осуществлений действий по государственному кадастровому учету изменений Земельного участка.
26 июля 2021 года Управлением было вынесено решение N MFC-0558/2020-907870-1 об отказе в проведении государственного кадастрового учета.
В качестве оснований для вынесения решения об отказе Управлением было указано на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и на не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно: нарушен п.77 Требований Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и (или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков; нарушен п.72 Требований графическая часть межевого плана выполнена без специальных условных знаков.
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 22 Требований к подготовке межевого плана, межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, в результате выполнения кадастровых работ был подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:29, с одновременным уточнением части границы смежного земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:15.
Уточнение местоположения границ Земельного участка осуществляется из-за содержащихся в ЕГРН координатах характерных точек границ земельного участка, которые определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка).
Межевой план подготовлен в соответствии с Законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее -218-ФЗ) и Приказом N 921 от 08.12.2015 г. "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
В соответствии с ч. 10 ст.22 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Межевой план подготовлен исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, а именно на основании Договора аренды земельного участка от 17.10.1996 г. N М-03-006992 и Дополнительного соглашения от 04.05.2006 г. N М-03-006992. Также Управление известило письмом от 14.02.2020 N13-116/2020 об отсутствии землеустроительной документации в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006004:29.
Графическая часть Договора аренды была создана 15 и более лет назад, что подтверждает местоположение границ уточняемого земельного участка. Участок был образован на основании заключения первого Договора аренды на земельный участок от 17.10.1996 г. N М- 03-006992, который расположен по адресу: г. Москва, ул. 2-я Владимирская, владение 62а, имеет площадь 18500кв.м. 04 мая 2006 г было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка и были внесены изменения в Договор аренды NМ-03-006992 от 17.10.1996 г. в части границ и площади земельного участка. В пункте 1.1 дополнительного соглашения указано, что общая площадь составляет 21391 кв.м. Границы участка указаны на прилагаемом к Договору аренды плане участка Приложение 11. На плане границ земельного участка отображена конфигурация, которая соответствует конфигурации уточняемого земельного участка. Площадь Земельного участка также соответствует Договору аренды и сведениям ЕГРН.
Границы уточняемого земельного участка не задевают права заинтересованных лиц, так как границы не меняются от сведений ЕГРН, не имеют пересечений со смежными границами и все границы смежных земельных участков были согласованы с заинтересованными лицами в установленном порядке. Результат согласования границ оформлен в форме акта согласования местоположения границы Земельного участка. Участок застроен и используется в представленных координатах, границы надлежащим образом согласованы.
В уведомлении об отказе в осуществлении регистрационных действий указано на нарушение п.77 Требований, однако кадастровым инженером со стр. 19 по стр.23 межевого плана подробно и в соответствии с требованиями, указаны границы уточняемого земельного участка.
В представленном в Управление межевом плане чертеж земельного участка составлен на листе формата А4 в масштабе 1:1500, для обеспечения читаемости местоположения всех характерных точек границ земельного участка были добавлены выносные листы. В поле его изображение отображены уточняемый земельный участок, а также часть границы смежного земельного участка.
Также пунктом 3 специальных условных знаков, являющимся приложением к Требованиям, установлено описание условных знаков для отображения частей границ земельных участков, а именно - существующая часть границы, имеющиеся в ЕГРН сведения о которой достаточны для определения ее местоположения отображается сплошной линией черного цвета, толщиной 0,2 мм; - существующая часть границы отображается пунктирной линией черного цвета, толщиной 0,2 мм, длиной штриха 2 мм и интервалом между штрихами 1 мм; - вновь образованная часть границы, сведения о которой достаточны для определения ее местоположения отображается сплошной линией красного цвета, толщиной 0,2 мм (допускается линия черного цвета, выделенная маркером красного цвета, шириной до 3 мм); -вновь образованная часть границы, сведения о которой недостаточны для определения ее местоположения отображается пунктирной линией красного цвета, толщиной 0,2 мм, длиной штриха 2 мм и интервалом между штрихами 1 мм (допускается линия черного цвета, выделенная маркером красного цвета, шириной до 3 мм).
Межевой план подготовлен в соответствии с требованиями законодательства и в графической части со стр. 16 по стр.38 чертежи земельного участка и его частей, кадастровым инженером были подготовлены с использованием специальных условных знаков, а именно указаны существующие и вновь образованные границы земельного участка.
Таким образом, в данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для осуществления государственной регистрации право собственности.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2021 по делу N А40-190787/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190787/2021
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК ЮНИКОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ