город Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А40-183908/21 |
Резолютивная часть постановления от 22.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д. Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021
по делу N А40-183908/21,
по заявлению Территориального управления Росимущества в г. Москве
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 01.07.2021 N УВД-001/2021-10640355/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание (проходная), общей площадью 11,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Новоясеневский проспект, в 160 метрах на юг от д. 42, корп. 7, с кадастровым номером 77:06:0009009:1045 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального управления Росимущества в г. Москве в установленном законом порядке путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание (проходная), общей площадью 11,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Новоясеневский проспект, в 160 метрах на юг от д. 42, корп. 7, с кадастровым номером 77:06:0009009:1045.
Регистрирующий орган, не согласившись с принятым решением, обратился апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Территориальное управление обратилось в регистрирующий орган с заявлением N MFC-0558/2021-490694 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на нежилое здание (проходная), общей площадью 11,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Новоясеневский проспект, в 160 метрах на юг от д. 42, корп. 7, с кадастровым номером 77:06:0009009:1045.
Сообщением от 01.07.2021 N КУВД-001/2021-10640355/2 регистрирующим органом уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении здания (проходная), общей площадью 11,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Новоясеневский проспект, в 160 метрах на юг от д. 42, корп. 7, с кадастровым номером 77:06:0009009:1045.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не соответствия оспариваемого решения и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. п. 1 - 3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что отказ мотивирован тем, что правоустанавливающие документы, содержащие сведения о заявленном к регистрации объекте недвижимого имущества, необходимые для государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения заявленных прав собственности, в материалы регистрационного дела не представлены.
Вместе с тем, из расписки, в состав приложений к заявлению N MFC-0558/2021- 490694 следует, что при подаче документов в состав комплекта включена выписка из реестра федерального имущества N В12770053571080710, которая в силу ст. 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447, которая является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре.
В соответствии со ст. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Если право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", то на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации достаточно представить документальное подтверждение наличия права федеральной собственности.
Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации указанное постановление может быть только в случае, если объекты фактически уже существовали на момент вступления в силу данного постановления, то есть были созданы до 1992 года.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое здание введено в эксплуатацию в 1989 году, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества и в качестве правоподтверждающего документа к заявлению N MFC0558/2021-490694 представлена копия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2012 по делу N А40-107931/2012 по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом к Территориальному управлению и Государственному предприятию "Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения Российской Федерации" о признании недействительной сделки, оформленной распоряжением Территориального управления и направленной на возникновение права хозяйственного ведения ФГУП "Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения Российской Федерации" на объекты недвижимости, в том числе и в отношении нежилого здания (проходная), общей площадью 11,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Новоясеневский проспект, в 160 метрах на юг от д. 42, корп. 7, с кадастровым номером 77:06:0009009:1045.
Вступившим в законную силу решением суда установлен юридически значимый факт нахождения недвижимого имущества, в том числе здания, во владении Российской Федерации, а именно: судом на ФГУП "Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения Российской Федерации" возложена обязанность передать Российской Федерации в лице Росимущества объекты недвижимости, в том числе здание, что подтверждает законность нахождения данного имущества в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Право собственности на спорный объект является ранее возникшим правом и признается юридически действительным.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Учитывая, что заявителем представлены все необходимые документы, правовых оснований для отказа в государственной регистрации права у регистрирующего органа не имелось.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 по делу N А40-183908/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183908/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ