г. Хабаровск |
|
28 марта 2022 г. |
А73-8821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании суда:
от Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Ким О.И., представитель по доверенности от 30.12.2021 N 09/08;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 13.01.2022
по делу N А73-8821/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; 113184, Москва город, Пятницкая улица, 59/19)
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, 682460, Хабаровский край, город Николаевск-на-Амуре, улица Советская, 73)
о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю, Министерство имущества Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, ответчик) об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) 27:10:0000000:24 (единое землепользование 27:10:0010105:8 (28 158 кв.м.) и 27:10:0010106:7 (27 841 кв.м.), общей площадью 56 000 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 40 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, р-н Николаевский, с. Чля, ул. Центральная, д. 58; о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Исковые требования основаны на положениях статей 11, 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 7, 8, статей 6-8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 7, 67-70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и обосновано тем, что поскольку лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, из состава земель лесного фонда в установленном порядке не выбывал, перевод земель в иную категорию не осуществлен, то формирование земельного участка произведено в нарушение действующего законодательства. Кроме того, указанные обстоятельства препятствуют внесению в ЕГРН достоверных сведений о границах Николаевского лесничества Хабаровского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю), Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю, Министерство имущества Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.01.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
В апелляционной жалобе её податель указывает на ошибочность вывода суда о пропуске срока исковой давности. Полагает, что срок следует отсчитывать с момента составления отчета ФГБУ "Рослесинфорг", поскольку в указанном заключении был установлен факт пересечения границ спорного земельного участка.
Кроме того, нормы статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) не лишают приоритета сведений ЕГРН об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда с условным номером в случае, когда решается вопрос о правах на такие земельные участки.
Судом неправомерно отклонено заключение ФГБУ "Рослесинфорг", поскольку результаты исследовательских мероприятий учреждения в установленном законом порядке не опровергнуты.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 11.02.2022.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы Рослесхоза поддержал. Заявил ходатайство об изменении наименования учреждения об изменении наименования без изменения его местонахождения и ИНН.
В порядке статьи 124 АПК РФ суд апелляционной инстанции производит замену наименования третьего лица с Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие по представленным в материалы дела документам.
От истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:10:0000000:14, право Российской Федерации на который зарегистрировано 17.11.2004, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 17.11.2004 серии 27-АА N 177796, от 04.02.2011 серии 27-АВ N 525357.
Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу в рамках проводимой проверки направлено обращение в ФГБУ "Рослесинфорг" выполнении работ по наложению границ, в том числе спорных земельных участков с материалами лесоустройства и предоставлении соответствующих сведений Департаменту (письмо от 21.04.2020 N 09-07/358.
Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 27:10:0000000:24 (единое землепользование 27:10:0010105:8 (28 158 кв.м.) и 27:10:0010106:7 (27 841 кв.м.) установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что: границы земельного участка с КН 27:10:0010105:8 пересекаются с землями лесного фонда Николаевского лесничества Колчанского участкового лесничества Николаевского района Хабаровского края квартал N 358 (части выделов 5, 6, 11, 13), квартал 371 (часть выдела 1), площадь пересечения - 25 158 кв. м. (заключение филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" N 2); границы земельного участка с КН 27:10:0010106:7 пересекаются с землями лесного фонда Николаевского лесничества Колчанского участкового лесничества Николаевского района Хабаровского края квартал N 358 (части выделов 5, 6, 11, 13), квартал 371 (часть выдела 1), площадь пересечения - 27 842 кв. м. (заключение филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" N 4).
В соответствии с выписками из ЕГРН: земельный участок с КН 27:10:0010105:8 сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.02.2008; расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 40 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, р-н Николаевский, с. Чля, ул. Центральная, д. 58, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земельный участок с КН 27:10:0010106:7 сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.02.2008; расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 40 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, р-н Николаевский, с. Чля, ул. Центральная, д. 58, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Кроме того, согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права серии 27-АВ N 457724 26.08.2010 за Николаевским муниципальным районом Хабаровского края зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН 27:10:00:0024, составляющим единое землепользование, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес объекта: Хабаровский край, Николаевский район, с. Чля, примерно в 40 м по направлению на северо-восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ул. Центральная, д. 58.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок частично располагается в границах земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:10:0000000:14, и на выбытие спорного земельного участка из федеральной собственности в отсутствие воли собственника и с нарушением установленной законом процедуры, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Указанное право принадлежит также лицу, владеющему имуществом на ином основании, предусмотренном законом (статья 305 ГК РФ).
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
Как следует из положений приведенной нормы, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Из содержания указанных нормы права и разъяснений следует, что при рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, нахождение имущества во владении ответчика, незаконность владения ответчиком названным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ)
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела указанное заключение ФГБУ "Рослесинфорг".
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 ЛК РФ и пункта 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таксационное описание и выкопировка из планшета лесных участков не являются лесоустроительными документами, таксационное описание относится к таксационным материалам, носящим технический характер.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
В настоящем случае, вопреки доводам жалобы, представленные истцом документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Следовательно, истцом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
В силу изложенного не может быть принят довод заявителя жалобы о том, что заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда является надлежащим доказательством по делу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 названного Закона).
Из части 8 статьи 22 названного Закона следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Кроме того, в силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218- ФЗ.
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Исходя из положений статей 5, 14 Закона о переводе земель перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 названного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о переводе земель в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что земельные участки поставлены на кадастровый учет до 01.01.2016.
При этом, земельные участки отнесены к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Положения части 3 статьи 14 Закона о переводе земель не распространяются на земельные участки: относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Однако, согласно представленному свидетельству о праве собственности от 13.05.2010 серии 27-АВ N 429562 на земельном участке, составляющем единое землепользование, располагается объект недвижимости - дорожно-мостовое хозяйство инв.N 278, лит. нет, протяженность 3 708 пог. м. Согласно акту приема-передачи от 26.09.2008 фактически на указанном участке располагается автомобильная дорога "Подъезд к с. Чля".
Поскольку спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет до 01.01.2016, права на него зарегистрированы также до 01.01.2016, к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Закона о переводе земель.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок не подлежит отнесению к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
На стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком также заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Довод апелляционной жалобы о том, что агентство узнало о нарушенном праве Российской Федерации на земельный участок только после получения заключения ФГБУ "Рослесинфорг", подлежит отклонению.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанных норм права следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Истцом по делу выступает государственный орган, в компетенции которого находится, в том числе, распоряжение лесными участками, а, следовательно, контроль за данными участками.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление. При этом по искам публично-правовых образований в лице уполномоченных органов срок исковой давности исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице этих органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз) предусмотрено, что Рослесхоз осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности, осуществляет от имени Российской Федерации защиту в судебном порядке имущественных прав Российской Федерации в области лесных отношений.
До наделения указанными полномочиями истца в 2017 году, в Российской Федерации действовали иные органы по контролю и распоряжению лесным фондом.
Территориальным органам в области лесных отношений и собственности Российской Федерации должно было быть известно о нахождении объектов ответчика на спорном участке.
Риски, связанные с ненадлежащим осуществлением контроля за использованием имущества, в том числе государственного, возлагаются на соответствующее публично-правовое образование (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 305-ЭС17-16141, от 20.04.2017 N 308-ЭС16-1003).
Как указано ранее, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2008 году. Соответственно, срок исковой давности истцом пропущен.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить наименование третьего лица по делу Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.01.2022 по делу N А73-8821/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8821/2021
Истец: Федеральное Агенство лесного хозяйства, Федеральное анентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Хабаровскому краю, Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края