г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А41-81772/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от истца Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года по делу N А41-81772/21, по заявлению Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.08.2021 NКУВД-001/2020-26232707/6;, обязании поставить на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МОСОБЛГАЗ" (далее - АО "МОСОБЛГАЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) с требованиями:
- о признании незаконным Уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.08.2021 N КУВД-001/2020-26232707/6;
- об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности АО "МОСОБЛГАЗ" на газопровод высокого давления общей протяженностью 109,5 п. м. по адресу: Московская область, г.о. Подольск, 1-й Деловой проезд;
- о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.11.2020 г. АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на газопровод высокого давления общей протяженностью 109,5 п. м. по адресу: Московская область, г.о. Подольск, 1-й Деловой проезд.
14.12.2020 г. Управление Росреестра приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права до 15.03.2021 в соответствии с Уведомлением N КУВД-001/2020-26232707/1.
04.03.2021 АО "МОСОБЛГАЗ" подало заявление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 04.09.2021 (на 6 месяцев), что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг. 09.03.2021 Управление Росреестра приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права до 04.08.2021 в соответствии с Уведомлением N КУВД-001/2020-26232707/2.
15.06.2021 АО "МОСОБЛГАЗ" подало заявление о предоставлении дополнительных документов в целях устранения замечаний, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
04.08.2021 Управление Росреестра уведомило о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в соответствии с Уведомлением N КУВД-001/2020- 26232707/4.
04.08.2021 Управление Росреестра приняло решение об отказе в государственной регистрации прав на газопровод высокого давления общей протяженностью 109,5 п. м. по адресу: Московская область, г.о. Подольск, 1-й Деловой проезд, что подтверждается Уведомлением Управления Росреестра N КУВД-001/2020-26232707/6 (далее - Уведомление об отказе).
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Судом установлено, материалами дела подтверждено, что заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный газопровод, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав основанием для приостановления послужило нарушение пп. 7 п. 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ N 953).
Однако в уведомлении о приостановлении не указано в чем именно выразились противоречия, а лишь процитированы пп. 7 п. 43 Приказа N 953.
В силу п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Из указанного уведомления о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем конкретно выразились выявленные противоречия, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права, что является не соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что форма и требования к заполнению технического плана не противоречат Приказу N 953, технический план соответствует требованиям пп. 7 п. 43 Приказа N 953.
В составе технического плана указана вся информация о наименовании газопровода (указано на основании Акта приемки законченного строительством объекта сети газораспределения). В Акте приемки указано наименование "газопровод среднего давления". Точно такое же наименование указано и в техническом плане.
Доказательств об обратном в материалы дела не представлено, на наличие таких доказательств заявитель апелляционной жалобы не ссылался.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем представлены исчерпывающие сведения и документы для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества. Представленный для проведения кадастрового учета технический план и приложенная техническая и иная документация - соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности АО "Мособлгаз" на газопровод высокого давления общей протяженностью 109,5 п. м. по адресу: Московская область, г.о. Подольск, 1-й Деловой проезд.
Указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года по делу N А41-81772/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81772/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Третье лицо: РОСРЕЕСТР