г. Москва |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А40-157423/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А.Москвиной,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2021 по делу N А40-157423/21 (2-856)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт"
о признании незаконным уведомление,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Вандышева Д.В. по дов. от 01.02.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением в котором просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745) от 26.04.2021 N MFC-0558/2020-25645 (КУВД-001/2021-367118/3) об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 28.12.2020 к договору аренды от 28.02.2003 N М-08-019666 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003001:84 по адресу: г Москва, ул. Свободы, вл. 99 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 28.12.2020 к договору аренды от 28.02.2003 N М-08-019666 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003001:84 по адресу: г Москва, ул. Свободы, вл. 99.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель и ответчик, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей указанных лиц.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя третьего лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 28.12.2020 о внесении изменений в договор аренды от 28.02.2003 N М-08- 019666 (в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2006) для эксплуатации комплекса АЗС до 29.02.2052, в том числе п. 1.4 изложен в следующей редакции: "На участке расположен комплекс АЗС с кадастровым номером 77:08:0003001:11 189".
Уведомлением от 25.01.2021 N MFC-0558/2020-25645 (КУВД-001/2021-367118/1) действия по государственной регистрации Дополнительного соглашения были приостановлены.
26.04.2021 управление в адрес Департамента направило уведомление N MFC-0558/2020-25645 (КУВД001/2021-367.118/3) об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Полагая, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушающим права и законные интересы, Департамент обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации).
Как установлено судом, основанием для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий послужило то, что по данным ЕГРН отсутствует связь земельного участка с объектом недвижимости АЗС с кадастровым номером 77:08:0003001:11189; по сведениям ЕГРН на земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003001:9939, право собственности на который не зарегистрировано.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ранее имущественный комплекс АЗС N 16 был передан Комитетом по управлению имуществом г. Москвы в аренду ТОО "Дана Петролеум ЛТД" (договор аренды от 28.05.1996 N0-260/96).
Московским земельным комитетом земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003001:5 по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 99 площадью 2658 кв.м был предоставлен ТОО "Дана Петролеум ЛТД" по договору аренды от 05.12.1996 N М-08- 007500 под реконструкцию и эксплуатацию комплекса АЗС N 16. Срок действия договора был установлен по 16.02.2001. Дополнительным соглашением от 28.05.1998 к договору аренды земельного участка от 05.12.1996 N М-08-007500 ТОО "Дана Петролеум ЛТД" было преобразовано в ЗАО "Дана Петролеум ЛТД". Договор не действует.
В последствии земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003001:5 по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 99 был предоставлен ЗАО "Дана Петролеум ЛТД" по договору аренды от 06.06.2001 N М-08-503931 сроком действия на три года для реконструкции и эксплуатации АЗС N16. Договор не действует с 28.02.2003.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003001:5 по адресу: г. Москва, ул. Свободы, вл. 99 площадью 5645 кв.м был снят с кадастрового учета 06.06.2001. По указанному адресу был сформирован новый земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003001:84 площадью 2558 кв.м, который был предоставлен ЗАО "Дана Петролеум ЛТД" по договору аренды от 28.02.2003 N М-08-019666 сроком действия по 29.02.2052 для эксплуатации комплекса АЗС.
В связи с переходом прав собственности на недвижимое имущество, а также прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.02.2003 N М-08-019666 (дополнительное соглашение от 29.09.2006), в настоящее время комплекс принадлежит на нраве собственности ООО "ЛУКОЙЛ-ЦЕПТРЫЕФТЕПРОДУКТ" (запись в ЕГРП от 24.08.2006 N 77-77-22/005/2006-1061).
Комплекс АЗС был реконструирован и поставлен на кадастровый учет под номером 77:08:0003001:11189.
Согласно абзацу 1 раздела 1 Постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", ГЗК создана для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 2.2 приложения 1 к Постановлению N 1019-ПП одной из основных функций ГЗК является рассмотрение и принятие решений о нарушении условий использования земельного участка и/или нарушении условий договора аренды земельного участка при возведении на этом участке объекта капитального строительства, в отношении которого зарегистрировано право частной собственности, имеются положительное заключение экспертизы проектной документации, согласование об утверждении архитектурно-градостроительного решения и техническое заключение об удовлетворительном состоянии несущих конструкций объекта и возможности его дальнейшей эксплуатации без угрозы жизни и здоровью граждан.
В данном случае на заседании ГЗК (протокол от 09.04.2020 N 10 п. 36.7.2) рассматривался вопрос о законности размещения на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0003001:84 объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003001:11189.
При этом ГЗК принято решение о применении штрафных санкций по факту самовольного строительства на земельном участке по адресу: ул. Свободы, влд. 99.
Во исполнения указанного решения ГЗК Департаментом было оформлено дополнительное соглашение от 28.12.2020.
Дополнительное соглашение от 28.12.2020 к договору аренды земельного участка оформлено во исполнение решения ГЗК от 09.04.2020 N 10 п. 36.7.2.
При этом, ранее на основании решения ГЗК от 09.04.2020 N 10 п. 36.3.2 между Департаментом и ООО "ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ" было заключено дополнительное соглашение от 02.07.2020 в части внесения изменений в раздел 7 "Санкции" договора аренды. Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке.
Таким образом, здание с кадастровым номером 77:08:0003001:9939 (Сооружение (Нежилое, Комплекс АЗС)) по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 99 и объект недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003001:11189 (Комплекс АЗС) по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 99 по сути являются одним и тем же объектом.
При этом, право собственности ООО "ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ" на объект недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003001:11189 зарегистрировано в установленном порядке.
Факт расположения объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0003001:11189 подтверждается договором аренды от 28.02.2003 N М-08-019666.
Иные объекты недвижимости, кроме здания с кадастровым номером 77:08:0003001:11189, в границах рассматриваемого земельного участка отсутствуют.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Договор аренды подписан без замечаний и разногласий, а значит между сторонами достигнуто соглашения по все существенным условиям.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
В соответствии со сг. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Условия Дополнительного соглашения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к изложенному апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 28.12.2020 к договору аренды от 28.02.2003 N М-08-019666 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003001:84 по адресу: г Москва, ул. Свободы, вл. 99.
Как верно отсечено судом первой инстанции, в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения в ЕГРН записи об аренде земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2021 по делу N А40-157423/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157423/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"