г. Пермь |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А71-15138/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Власовой О.Г., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
истца, публичного акционерного общества "Т Плюс" Московская область в лице филиала "Удмуртский" публичного акционерного общества "Т Плюс", ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 января 2022 года
по делу N А71-15138/2021
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (ОГРН1056315070350 ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ОГРН 1151840003480, ИНН 1840038019)
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Т Плюс" обратился в суд с иском у взыскании с ООО "Городская управляющая компания" 18 368 760 руб. 36 коп. долга за период июль-август 2021 года.
Решением от 14.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, с апелляционными жалобами обратились истец и ответчик.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что судом неверно распределена государственная пошлина.
Ответчик в своей апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы определяется только двумя способами: по показаниям приборов учета, по нормативу. Иных, кроме норматива, расчетных способов начисления платы, законом не предусмотрено.
Апеллянт ссылается на Определение судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.05.2018 по делу N 309-ЭС18-545, которым установлено, что при поставке тепловой энергии в целях оказания коммунальной услуги, объем поставленного теплоносителя рассчитывается только по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее - Правила N 1034) и приказ N 99/пр не применимы.
По мнению ответчика, в случае выхода из строя ОДПУ, в случае отображения данных не за весь отчетный период, расчет необходимо производить по п. 21 Правил N 124 и п.п. 59, 59(1) Правил N 354, то есть по нормативу. Таким образом, по расчету ответчика, сумма подлежащая исключению из заявленных исковых требований составляет 1 074 299,76 руб.
Истец представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонил как необоснованные и противоречащие материалам дела, просит решение суда оставить без изменения.
От истца поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Рассмотрев ходатайство истца, арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает препятствий для принятия отказа лица, подавшего апелляционную жалобу, от этой апелляционной жалобы.
Полномочия лица, заявившего соответствующее ходатайство, проверены судом апелляционной инстанции.
Возражений на отказ от апелляционной жалобы не поступило.
С учетом того, что отказ от апелляционной жалобы не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав, отказ от апелляционной жалобы принят арбитражным апелляционным судом.
На основании изложенного, производство по апелляционной жалобе истца подлежит прекращению в соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорный период между сторонами заключен договор теплоснабжения N К2531 от 21.03.2016 в редакции Решения Арбитражного суда Московской области от 11.10.2017 по делу А41-44405/2016, Постановления десятого Арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 года (далее - договор).
Пунктом 1.1 договора сторонами предусмотрено, что, теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Ответчик является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в договоре (Приложение N 1), коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 Договора).
Согласно пункту 7.1 Договора (в редакции, утвержденной судом), договор вступает в силу с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2.3.2 договора (в редакции, утвержденной судом), на потребителя возложена обязанность оплачивать тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) в соответствии с разделом 4 договора.
В соответствии с пунктом 4.5 договора (в редакции, утвержденной судом), оплата за тепловую энергию производится потребителем в адрес теплоснабжающей организации до 15-ого числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
ПАО "Т Плюс" во исполнение условий договора К2531 от 21.03.2016 в период июль-август 2021 года поставило в адрес ООО "ГУК" тепловую энергию, предъявив последнему к оплате счета-фактуры, которые последним оплачены не в полном объеме.
Согласно расчету истца (с учетом уточнений) задолженность ООО "Городская УК" перед ПАО "Т Плюс" за переданную тепловую энергию составила 18368760 руб. 36 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с предложением оплатить задолженность оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании долга.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 539, 544, Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что истцом верно определен порядок определения объемов потребления коммунальных услуг, факт поставки подтвержден материалами дела, доказательства оплаты ответчиком не представлены.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) решения суда не имеется, в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603), вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления N 603).
Кроме того, указанным Постановлением N 603 внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе названные Правила дополнены пунктом 25.1.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Помимо этого, Постановлением N 603 в Правила N 354 внесен пункт 42(2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25(1) Правил N 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункты "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124).
Таким образом, Правила N 124 и Правила N 354 указывают на обязательность расчета объема теплопотребления исходя из среднемесячного объема теплопотребления за прошедший год с проведением корректировки 1 раз в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Принимая во внимание изложенное, в случае, если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода; по истечении календарного года начисленная стоимость тепловой энергии подлежит корректировке.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В связи с установлением порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, истец правомерно предъявлял ответчику за поставленную тепловую энергию плату ежемесячно равными долями в течение года.
Таки образом, корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.
Суд обоснованно признал не основанными на нормах законодательства Российской Федерации доводы истца, приведенные им и в апелляционной жалобе. Ответчик указывает на неурегулированные разногласия, сложившиеся при определении объема потребленного ресурса в соответствии с п. 118 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (добор по среднему).
Так, ответчик полагает, что истец неправомерно производит "добор" по среднему по каждому спорному МКД, поскольку ввиду отсутствия электропитания узла учета тепловой энергии показания прибора не были переданы и ответчик оплатил поставленный ресурс по нормативу за полный месяц и сдал показания прибора учета. Производя "добор" за спорный период расчетным способом истец обязывает заплатить ответчика за один и тот же период дважды, что является неправомерно.
Пунктом 114 Правил N 1034 указано на определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем, в том числе, при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода (подпункт "е"). При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более
15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период (пункт 115 Правил N 1034).
Между тем согласно пункту 118 Правил N N 1034 при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха. Принимая во внимание, что в спорный период теплосчетчики работали в нештатном режиме менее 15 суток, суд считает правомерным применение истцом к данному периоду расчетного способа для определения объема теплопотребления, предусмотренного пунктом 118 Правил N 1034, исходя из среднесуточного потребления в период штатной работы теплосчетчика.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчётным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
Как установлено судом, в указанных МКД на границе находятся приборы учета тепловой энергии. ОДПУ допущены к работе, следовательно, соответствуют требованиям, предъявляемым к приборам учета (акты допуска, технические условия на устройство узла учета) представлены в материалы дела.
Согласно п. 2 Правил 354 коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
Из системного толкования установленных Правилами N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение от 22 мая 2018 г. N 309-ЭС18-545, принятое Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по конкретному делу о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, не опровергает вывода суда первой инстанции о соответствии оспариваемого положения пункта 61 Методики действующему законодательству.
Таким образом, применённый истцом способ расчёта допустим. Нарушений или неправильного применения норм материального права не допущено. Кроме того, применение расчётного способа определения количества поставленной тепловой энергии обусловлено ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по обеспечению работоспособности прибора учёта в спорный период. Применение только норматива теплопотребления в данном случае при наличии ОДПУ и обстоятельств их работы не соответствует приоритетному приборному способу учёта энергоресурсов. Контррасчёт ответчика не может быть принят.
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Судом не рассматривается вопрос о возврате государственной пошлины ПАО "Т Плюс" в связи с прекращением производства по апелляционной жалобе, поскольку им не исполнено определение суда от 03.02.2022 и не представлено подлинное платежное поручение от 10.12.2021 N 20239 для рассмотрения ходатайства о зачете государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ публичного акционерного общества "Т Плюс" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 января 2022 года по делу N А71-15138/2021, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 января 2022 года по делу N А71-15138/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15138/2021
Истец: ПАО "Т ПЛЮС", ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"
Ответчик: ООО "Городская управляющая компания"