г. Киров |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А82-6700/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании до перерыва представителя истца Борисова Е.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2021, при использовании системы онлайн-заседания в режиме web-конференции,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2021 по делу N А82-6700/2021
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (ИНН 7604071046, ОГРН 1047600428732)
о взыскании 19 535 рублей 75 копеек,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, заявитель) о взыскании 19 535 рублей 75 копеек задолженности по оплате поставленной тепловой энергии за декабрь 2019 года по государственному контракту от 03.12.2019 N 1329 на поставку тепловой энергии и теплоносителя для государственных нужд.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 29.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2021 по делу N А82-6700/2021, принять по делу новый судебный акт, в котором отказать Компании в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, истец в нарушение требований действующего законодательства не заявил требований о включении задолженности в реестр кредиторов для дальнейшего формирования ликвидационного баланса и удовлетворения его требований. Управление, ссылаясь на бюджетное законодательство, пояснило, что в 2021 году не может выплатить задолженность с корректировкой по лимитам 2019 года, так как данная оплата запрещена действующим законодательством и будет являться финансовым нарушением, нецелевым использованием бюджетных средств.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.11.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.11.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2021 по делу N А82-6700/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления без удовлетворения; указывает, что требования с суммой задолженности за декабрь 2019 не могли быть заявлены истцом в ликвидационную комиссию в срок до 23.12.2019 (два месяца с момента публикации сообщения), так как срок оплаты за указанный период не наступил, а заявленные в иске счета-фактуры были выставлены только в 2020 году. Согласно позиции Компании, обстоятельство ненаправления в установленный срок требования кредитора не является юридически значимым, так как в результате ликвидации ФГКУ "1 ОФПС по Ярославской области" его обязательства не прекратились, а перешли к ответчику в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 26.09.2019 N 518. Истец считает, что доводы ответчика об отсутствии лимитов для оплаты задолженности не свидетельствуют о прекращении обязанности ответчика по оплате потребленного ресурса.
Компания также представила пояснения о том, что заявленная к взысканию сумма представляет стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях, принадлежащих ответчику; прибор учета на границе балансовой принадлежности сетей ответчика в спорный период отсутствовал, в связи с чем количество потерь тепловой энергии, возникающих в сетях потребителя, было определено расчетным путем. Истец указывает, что расчет и выставление сверхнормативных потерь произведено по итогам 2019 года и предъявлено в корректировочных счетах-фактурах за декабрь 2019 года. Компанией в подтверждение заявленных исковых требований представлены дополнительные доказательства.
14.02.2022 истцом представлены дополнительные доказательства в подтверждение значения нормативных потерь на сетях, пропорционально которым в соответствии с пунктом 129 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), распределено общее количество сверхнормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя от теплоисточника РК-6 за 2019 год. Компанией приведены пояснения по произведенному расчету сверхнормативных потерь, в том числе в отношении корректировки полезного отпуска за 2019 год.
10.03.2022 истцом представлено дополнительное обоснование корректировок полезного отпуска в сторону уменьшения, из которого следует, что объем тепловой энергии на ГВС в МКД определен исходя из объема горячей воды по показаниям прибора учета и утвержденного норматива на подогрев воды; также скорректированы потери по пр. Ленинградский, 76/26. Также Компания указала, что для расчета достоверных значений сверхнормативных потерь был пересчитан полезный отпуск по приборным потребителям за декабрь 2019 (добавлен период до 31.12.2019) и январь 2018 (исключен период до 31.12.2018); в связи с тем, что по котельной РК-6 в ноябре 2019 было произведено кратковременное переключение потребителей на источник ТЭЦ-2 (с 12.11 -14.11) полезный отпуск от РК-6 за 2019 год уменьшен на величину отпуска за указанный период, когда теплоснабжение осуществлялось от другого источника. Истец сообщил, что заявленная к взысканию сумма представляет стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии в тепловых сетях ответчика от наружной стены тепловой камеры ТК-12 до теплового узла здания N 12 по ул. Бабича. Компания представила справочный расчет объемов сверхнормативных потерь с учетом перерасчета объемов тепловой энергии в многоквартирных домах по показаниям ОДПУ, а также начисления с учетом справочных вычислений.
Представленные истцом дополнительные документы в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат приобщению к материалам дела.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от истца поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания 1 485 рублей 96 копеек задолженности.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Учитывая, что заявленный истцом отказ от исковых требований закону не противоречит и права других лиц не нарушает, Второй арбитражный апелляционный суд считает возможным его принять.
На основании пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктами 2, 5 статьи 49 и пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, производство по делу - прекращению.
Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции неоднократно откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в составе суда производились замены.
В судебном заседании до перерыва представитель истца поддержал позицию, изложенную в процессуальных документах.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.03.2022 объявлялся перерыв до 22.03.2022 в 13 часов 10 минут.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Компанией (поставщик) и Федеральным государственным казенным учреждением "1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области" (заказчик, далее также Учреждение) заключен государственный контракт от 20.12.2019 N 1329 на поставку тепловой энергии и теплоносителя для государственных нужд (далее - контракт, л.д. 87-92), согласно пунктам 1.1, 1.2, 5.1, 5.2 которого поставщик поставляет тепловую энергию и теплоноситель на нужды отопления, вентиляция и горячего водоснабжения, а заказчик принимает и оплачивает потребленную им тепловую энергию, соблюдает предусмотренный настоящим контрактом режим потребления. Цена контракта составляет 343 559 рублей 69 копеек с учетом НДС по установленной НК РФ ставке, является твердой и определяется в соответствии с тарифами, указанными в пункте 1.3. Расчетным периодом (периодом поставки) по контракту является календарный месяц. Заказчик оплачивает потребленную тепловую энергию и (или) теплоноситель в следующем порядке: - первый период платежа - с 1-ого по 18-ое число текущего месяца - промежуточный платеж в размере 30% от общей суммы месячной договорной величины теплопотребления на основании счета, выставленного Поставщиком; второй период платежа - с 1-ого по 10-ое число месяца, следующего за месяцем, в котором осуществляется поставка - окончательный расчет за фактически потребленную за период поставки тепловую энергию и теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных Заказчиком в качестве оплаты за тепловую энергию и (или) теплоноситель. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного контрактом, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Во исполнение условий договора истцом производилась поставка тепловой энергии на объекты, согласованные в договоре.
В 2020 году истцом произведена корректировка по счету-фактуре от 31.12.2019 N 1000/101208 (корректировочные счета-фактуры от 31.12.2020, 30.04.2020, 14.09.2020, л.д. 33-34), в результате чего по расчету Компании возникла задолженность по оплате тепловой энергии за декабрь 2019 года, которая не была оплачена потребителем.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий Стихийных бедствий от 26.09.2019 N 518 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Центральном федеральном округе" ФГКУ "1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области" ликвидировано как юридическое лицо с 01.01.2020 года.
Неоплаченную Учреждением стоимость потребленного ресурса за 2019 год истец предъявил к оплате ответчику как правопреемнику учреждения.
Отсутствие оплаты задолженности послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В отношении заявленных в апелляционной жалобе доводов Управления судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно статье 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
В силу пункта 26 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать, среди прочего, наименование правопреемника, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.09.2019 N 518 Главное управление МЧС России по Ярославской области определено правопреемником ликвидируемого федерального государственного казенного учреждения "1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области".
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании спорной суммы задолженности с Управления, как правопреемника федерального государственного казенного учреждения "1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области", является правомерным.
Ненаправление истцом в установленный законом срок требования с суммой задолженности для включения в реестр кредиторов и формирования ликвидационного баланса не свидетельствует о невозможности его предъявления в последующем, поскольку с учетом срока представления требований кредиторов (в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения в "Вестнике государственной регистрации" от 23.10.2019) и периода образования задолженности (декабрь 2019 года, корректировочные счета-фактуры от 31.12.0220, 30.04.202, 14.09.2020) требование не могло быть направлено истцом ликвидируемому должнику в установленный срок.
Вместе с тем, рассмотрев вопрос о наличии оснований для предъявления требований об оплате задолженности, представляющей собой отнесенные на ответчика сверхнормативные потери тепловой энергии, судебная коллегия полагает, что такие основания отсутствуют с учетом следующего.
В рассматриваемом случае исковые требования предъявлены в отношении здания пожарного депо, расположенного по ул. Бабича д. 12 (л.д. 29 об.); согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющемуся приложением к контракту, участок тепловой сети от наружной стены здания котельной РК-6 до тепловой камеры ТК-12 (включая эту камеру) находится на балансе и в эксплуатационной ответственности АО "Ярославские энергетические системы", участок тепловой сети от наружной стены тепловой камеры ТК-12 до теплового узла, тепловой узел и внутренние системы теплопотребления здания находятся на балансе, в эксплуатационной ответственности потребителя.
В приложении N 3 к контакту содержится перечень приборов учета (средств измерений узла учета) тепловой энергии, теплоносителя; из указанного приложения следует, что спорное здание пожарного депо оборудовано прибором учета КМ 5-4 N 356616/356612 (л.д. 31); в судебном заседании представители истца пояснили, что указанный прибор учета расположен в тепловом узле здания, в связи с чем ответчиком кроме объема тепловой энергии, определенного по показаниям узла учета, подлежат оплате тепловые потери на участке тепловой сети от места установки узла учета в тепловом узле до наружной стены тепловой камеры ТК-12. Нормативные тепловые потери, размер которых установлен в договоре, предъявляются потребителю ежемесячно; в то же время по итогам 2019 года был произведен расчет сверхнормативных потерь тепловой энергии в указанном участке сетей, стоимость которых и является предметом настоящего иска.
Согласно пункту 22 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), в случае, если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам или если существуют перемычки между тепловыми сетями, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения раздела V Правил N 1034, которым регламентирован порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей определен разделом.
Из пункта 128 Правил N 1034 следует, что распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом:
а) в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственникам и (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери);
б) в отношении теплоносителя, переданного на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества теплоносителя, отпущенного в тепловую сеть и потребленного теплопотребляющими установками потребителей, с учетом потерь теплоносителя, связанных с аварийными утечками теплоносителя, оформленных актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке, и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные).
Распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя между смежными тепловыми сетями производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную теплоизоляцию (пункт 129 Правил N 1034).
В случае передачи тепловой энергии, теплоносителя по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю, при распределении потерь тепловой энергии, теплоносителя и сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя указанные тепловые сети рассматриваются как смежные тепловые сети (пункт 130 Правил N 1034).
Распределяя на ответчика сверхнормативные потери тепловой энергии, истец полагает, что потребитель тепловой энергии, узел учета которого расположен не непосредственно на границе балансовой принадлежности, подпадает под положения пункта 130, а соответственно, и всего раздела V Правил N 1034.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что из анализа норм законодательства в их совокупности и взаимной связи следует, что под действие пункта 130 Правил N 1034 подпадают только те потребители, по тепловым сетям которых производится передача (переток) тепловой энергии для иных лиц, при отсутствии у таких потребителей приборов учета, в то время как Учреждение в рамках рассматриваемых правоотношений выступало исключительно в качестве потребителя, объект которого был оборудован узлом учета, введенным в эксплуатацию.
Так, Пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Данные Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем), а также порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей (пункт 1 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Пунктом 19 Правил N 1034 определено, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Спорный объект Учреждения в 2019 году был оборудован коммерческим узлом учета, данные о котором содержатся в приложении N 3 к государственному контракту, при этом само по себе расположение указанного узла учета не непосредственно на границе балансовой принадлежности (то есть не на стене тепловой камеры ТК-12) не свидетельствует о том, что коммерческий учет тепловой энергии на спорном объекте - пожарном депо в рассматриваемом случае не обеспечен; Компания при рассмотрении дела не оспаривала, что оборудование узла учета в тепловом узле спорного объекта произведено в надлежащем, установленном Правилами N 1034, порядке.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой.
Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также - Методика N 99/пр), которая является методологическим документом, в соответствии с которым осуществляется определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета (в том числе расчетным путем), включая определение количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя, определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями (подпункты "б" и "д" пункта 2).
Согласно пункту 10 Методики N 99/пр при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в "Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденном приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 325 (зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2009 г., регистрационный N 13513) в редакции приказа Минэнерго России от 1 февраля 2010 г. N 36 (зарегистрировано в Минюсте России 27 февраля 2010 г., регистрационный N 16520) и приказа Минэнерго России от 10 августа 2012 г. N 377 (зарегистрировано в Минюсте России 28 ноября 2014 г., регистрационный N 25956).
Таким образом, порядок корректировки объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности прямо регламентирован Методикой N 99/пр; объем нормативных потерь на участке сетей до прибора учета, рассчитанный применительно к приведенному пункту Методики N 99/пр, был согласован сторонами в государственном контракте, объем потребления по спорному объекту рассчитывался с учетом указанных потерь за каждый расчетный период 2019 и был оплачен, что не оспаривается истцом.
В соответствии с пунктом 125 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается если утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами) (подпункт "а" пункта 125); в рассматриваемом случае каких-либо утечек на сетях потребителя от границы балансовой принадлежности до узла учета выявлено и заактировано не было.
Указанный подход, предполагающий возникновение оснований для распределения потерь только в случае отсутствия узлов учета при осуществлении потребителем передачи тепловой энергии по принадлежащему ему участку тепловых сетей, также подтверждается положениями пунктов 75, 76 Методики N 99/пр раздела "Распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя", согласно которым потери через изоляцию и потери со всеми видами утечки теплоносителя рассчитываются в отношении потребителей без приборов учета, при этом для потребителя потери тепловой энергии учитываются в случае передачи тепловой энергии по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю. Термин "передача тепловой энергии, теплоносителя" нормативно определен пунктом 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении и понимается как совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
При этом пунктом 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении определено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
При изложенных обстоятельствах Учреждение, будучи потребителем тепловой энергии, обеспечившим соблюдение требований к её коммерческому учету, не является лицом, на которое подлежат распределению сверхнормативные потери тепловой энергии, с учетом чего основания для удовлетворения исковых требований в рассматриваемом случае отсутствуют; решение суда первой инстанции в части поддерживаемых истцом требований подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом истца от исковых требований в части истцу подлежит возврату 50 % государственной пошлины, рассчитанной пропорционально размеру требований, от которых истец отказался; в остальной части в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ публичного акционерного общества "ТГК-2" от иска в части взыскания 1 485 рублей 96 копеек задолженности.
В указанной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2021 по делу N А82-6700/2021 отменить, производство по делу прекратить.
Апелляционную жалобу главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.10.2021 по делу N А82-6700/2021 в части взыскания 18 049 рублей 79 копеек задолженности отменить и принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "ТГК-2" из федерального бюджета 76 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 10.07.2019 N 30783.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6700/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ