г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А26-5565/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Баженовой Ю.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Залевская Н.В. по доверенности от 31.08.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.03.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34393/2021) публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2021, вынесенное в виде резолютивной части (мотивированное решение от 30.09.2021) по делу N А26-5565/2021 в порядке упрощенного производства по иску
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Андропова, 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090)
к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (117630, г.Москва, ул.Академика Челомея, 5А, ОГРН: 1024701893336, ИНН: 4716016979)
о взыскании задолженности и пени по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании в доход федерального бюджета 42 587 руб. задолженности по сроку оплаты на 15 мая 2021 года и в бюджет Республики Карелия 272 руб. 44 коп. пени за период с 17.05.2021 по 01.07.2021 по договору аренды лесного участка N 38 от 24.05.2012.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2021 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства на основании ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2021, вынесенного в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ее податель указывает, что поскольку у него по состоянию на 01.04.2021 образовалась переплата по договору аренды, то у него отсутствует задолженность по договору аренды по сроку оплаты на 15.05.2021.
30.09.2021 в связи с подачей апелляционной жалобы судом первой инстанции на основании ч.2 ст.229 АПК РФ изготовлено мотивированное решение.
В материалы дела от Общества поступили дополнения к апелляционной жалобе.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы определением от 13.12.2021 суд апелляционной инстанции на основании части 1 ст.272.1 АПК РФ назначил судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражало против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
24.05.2012 Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия) и открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (в настоящее время - публичное акционерное обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") заключили договор аренды лесного участка N 38 (далее - Договор) сроком действия 48 лет с момента его регистрации. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав 10.07.2015 за N10-10-02/007/2012-735.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Договора предметом Договора является аренда лесного участка общей площадью 434,54 га для осуществления вида использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - линия электропередачи ВЛ 330 кВ Лоухи - Княжегубская N 2 (N 495), ВЛ 330 кВ Лоухи- Княжегубская N 1 (N 395 спрямление, заход на ПС), ВЛ 330 кВ Путкинская ГЭС-Лоухи (N 393 заход на ПС), ВЛ 110 кВ Лоухи-Лоухи-тяговая N 1 (N 198), ВЛ 110 кВ Лоухи-Лоухи-тяговая N 1 (N 199) в Лоухском муниципальном районе Республики Карелия. Арендуемый лесной участок расположен по адресу: Республика Карелия, Лоухский муниципальный район, Лоухское лесничество.
В силу пункта 5.1.2 Договора арендатор вносит арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: на 15 января - 8%, на 15 февраля - 10%, на 15 марта - 10%, на 15 апреля - 8%, на 15 мая - 8 %, на 15 июня - 8%, на 15 июля - 8%, на 15 августа - 8%. на 1 сентября - 8%, на 15 октября - 8%, на 15 ноября - 8% и на 15 декабря - 8%. Указанные размеры и сроки внесения арендной платы стороны также согласованы в приложении N 4 к указанному Договору.
Согласно пункту 5.1.3 Договора арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении N 4 к Договору аренды, но не требует подписания со стороны арендатора.
Уведомление о сроках внесения арендной платы в 2021 году от 25.12.2020 года N 915 направлено в адрес арендатора и получено арендатором 30.12.2020.
В силу п.4.4.4 Договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные Договором.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом договорных обязательств по внесению арендной платы, Истец направил в адрес Ответчика претензию от 01.06.2021 с требованием оплаты задолженности и пени, оставление без удовлетворения которой послужило основанием для обращения Истцом в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав, что в материалах дела отсутствуют какие либо документы подтверждающие внесение изменений в условия договора, обязанность арендатора вносить арендную плату в размерах и сроках, которые установлены договором по внесению арендной платы в сумме 42 859 руб. 44 коп. по сроку уплаты на 15.05.2021 Ответчиком не исполнена.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно требованиям статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Во исполнение части 3 статьи 73 ЛК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
Министерство в уведомлениях от 16.12.2020 N 865, от 16.12.2020 N 866, от 16.12.2020 N 867, от 16.12.2020 N 868, от 16.12.2020 N 869, от 16.12.2020 N 870 предложило Обществу доплатить арендную плату за 2018-2020 года - 640 032 руб. с подписанием дополнительного соглашения к Договору с новым расчетом арендной платы за период 2018-2021 года - с учетом применения максимального коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда равным "1". Далее, уведомлением Министерство сообщило о сроках внесения арендной платы в 2021 году от 25.12.2020 года N 915 с учетом уже максимального коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда равным "1".
В связи с тем, что Общество считает, что предоставленный новый расчет арендной платы с применением максимального коэффициента противоречит законодательству, Общество посчитало правильным произвести оплату арендной платы по предоставленному Министерством в 2020 году уведомлению и произвело оплату за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 в двойном размере с учетом будущих платежей во 2 квартале: 15 января - 42 587 руб., 15 февраля - 53 232 руб., 15 марта - 53 232 руб., что подтверждается представленными в материалы дела Актом сверки расчетов по договору на 31.03.2021 и платежными поручениями.
Далее, Общество также произвело оплату арендных платежей 13.07.2021 в размере 8 255 руб. (согласно платежному поручению от 13.07.2021 N 128531), 13.08.2021 в размере 20 974 руб. (согласно платежному поручению от 13.08.2021 N 152931) и 13.09.2021 в размере 20 974 руб. (согласно платежному поручению от 13.09.2021 N 173003).
Следовательно, у Общества отсутствует задолженность по договору аренды лесного участка N 38 от 24.05.2021 по сроку оплаты на 15.05.2021.
Более того, в приложение N 4 к Договору указана арендная плата, которая рассчитана арендодателем в соответствии характеристиками выделов лесного участка, а также размер платы за аренду лесного участка в соответствии с Приложением N 8 Договора. Арендная плата - это произведение площади лесного участка (га), ставки платы за 1 га (руб./га в год), коэффициента, учитывающего экологическую составляющую лесов, коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда, коэффициента муниципального района, добавочного коэффициента и коэффициента, применяемого к базовой ставке в соответствующем году.
В соответствии с пунктом 5.1.4 Договора в случае изменения площади лесного участка, действующих ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом Арендатора.
При этом, следует отметить, что характеристика спорных лесных участков за период действия Договора не изменялись, и, следовательно, соответствующие изменения в Договор не вносились.
Однако Министерство, ссылаясь на акт проверки комиссии Рослесхоза, выявившего ошибочное применение в 2018, в 2019, в 2020 годах коэффициента "0,5" учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда при расчете размера арендной платы, пересчитала размер арендной платы по Договору с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Общество не приняло новый расчет арендной платы с учетом применения максимального коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда равным "1" и письмом от 28.01.2021 N М7/5/148 сообщило Министерству на неправомерность применения максимального коэффициента на следующих основаниях.
В связи с тем, что лесные участки предоставлены для размещения линий электропередач (ЛЭП) действуют Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (п.8), утвержденные Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, которые устанавливают обязанность Общества, как лесопользователя, содержать просеки вдоль и по периметру линейных объектов - линий электропередачи (ЛЭП) - в безлесном состоянии. Ширина просеки для ЛЭП определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
Эксплуатация линий электропередач (ЛЭП) Общества невозможна без просек, находящихся в безлесном состоянии.
Таким образом, к лесным участкам с категорией земли "нелесная (ЛЭП)" правомерно применение коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда равным "0,5", как для лесных участков, занятых просеками (абзац 4 п. 8 примечания к таблице 16 Постановления N 310).
От Министерства был получен ответ о невозможности принятия предложенного коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда равным "0,5" в связи с тем, что Постановлением N 310 утвержден закрытый перечень объектов, к которым применяются понижающие коэффициенты и линии электропередачи (ЛЭП) в данном перечне отсутствуют. На основании этого, Министерство установило для ЛЭП наибольший размер ставки платы, как при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых постоянными лесосеменными участками, лесосеменными и маточными плантациями и лесными культурами (лесными насаждениями, созданными посевом или посадкой).
Однако, согласно п.8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.
Спорные лесные участки находятся в государственной собственности, следовательно, для расчета арендной платы по Договору применяются ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, которые утверждены Постановлением N 310 Таблица 16. Таким образом, применение в расчете арендной платы для категории "нелесная (ЛЭП)" коэффициента, учитывающего категорию земель и состояние лесного фонда равным "0,5", как для лесных участков, занятых просеками линейных объектов (ЛЭП) (абзац 4 п. 8 примечания к Таблице 16 Постановления N 310) является правомерным.
Согласно Перечню и характеристикам выделов лесных участков Приложения N 8, переданных в аренду по Договору, также Обществом арендуются лесные участки, отнесенные к категории нелесных земель (река), нелесных земель (озеро), нелесных земель (карьер).
Как указано в абзаце 3 пункта 8 Примечания к таблице 16, для линейных объектов (ЛЭП) при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), равным коэффициенту "0,75".
Однако Министерство не установило понижающий коэффициент "0,75" при расчете арендной платы (лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений), а именно для нелесных земель (река), нелесных земель (озеро), нелесных земель (карьер), а установило наибольший размер ставки платы, как при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых постоянными лесосеменными участками, лесосеменными и маточными плантациями и лесными культурами (лесными насаждениями, созданными посевом или посадкой) равным "1".
По мнению Министерства, применение данных понижающих коэффициентов "0,5" и "0,75", предусмотренных п.8 примечаний Таблицы 16 Постановления N 310 не правомочно для расчета арендной платы для нелесных земель (ЛЭП, озеро, река), т.к. п.8 примечаний Таблицы 16 Постановления N 310 применяется только к лесным землям.
В силу положений п.1 ст. 101 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли состав, которых устанавливается лесным законодательством.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной (муниципальной) собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов, предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
В соответствии с частью 3 статьи 6.1 Лесного кодекса РФ к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие) и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Согласно пункту 65 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Вместе с тем, данная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства. В то время как постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициентов 0,75 и 0,5, предусмотренных постановлением N 310.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2021 N А05-9932/2020, от 8.12.2021 по делу N А26-1242/2021.
Поскольку в рамках спорных правоотношений ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесной участок и не вправе применять иной размер арендных платежей.
При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.09.2021 по делу N А26-5565/2021, принятое путем подписания судьей резолютивной части решения (мотивированное решение изготовлено 30.09.2021) отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5565/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Лоухское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ПАО филиал "Федеральная сетевая Единой энергетической системы", ПАО филиал "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ПАО филиал "ФСК ЕЭС-Карельское ПМЭС"