город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2022 г. |
дело N А32-46795/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2021 по делу N А32-46795/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения" (ИНН 2361012537, ОГРН 1152361012253)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
при участии третьего лица: товарищества собственников недвижимости "Арктика" (ИНН 2361018465, ОГРН 1212300011340)
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения" (далее - заявитель, ООО "УК "Евгения", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края N 001340 от 09.09.2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евгения" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на то лицо, у которой данная документация имелась, если управляющая компания не имела техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, то она не должна восстанавливать ее и передавать ее новой управляющей компании, либо в ТСН, такую обязанность можно возложить на управляющую компанию только в том случае, если указанные документы ей когда-то передавались и ею же были впоследствии утрачены. Доводы инспекции о том, что общество располагает технической документацией в отношении указанного дома, в связи с чем, на общество неправомерно возлагается обязанность, о передаче технической документации на МКД по ул. Ленина N 128 в г. Ейске, является необоснованным и незаконными, и не подтвержденными документально.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В назначенное время представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края не подключился к онлайн судебному заседанию.
Суд не усматривает технических неполадок информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и считает возможным продолжить судебное заседание.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, Госжилинспекцией края в ходе проведения внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения обращения вх. N 75-17166-П/21 от 28.07.2021 на основании распоряжения от 03.08.2021 N 2546л установлено следующее.
Согласно акту приема-передачи технической документации от 21.05.2021 на многоквартирный дом N 59/4 по ул. Красной в г. Ейске (далее - МКД) ООО "УК "Евгения" передала ТСН "Арктика": технический паспорт МКД; технический отчет испытания и измерения электроустановок и электрооборудования от 28.05.2020 N 91, технический отчет на испытания и измерения электроустановок и электрооборудования от 17.03.2017 N 27, паспорт готовности МКД к эксплуатации МКД в зимних условиях от 20.08.2020, акт испытаний на прочность и плотность системы отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительном сезоне 2020 2021 от 30.06.2020, акт сдачи-приема выполненных работ по ТО ВДГО от 03.12.2020 N 282, акт весеннего осмотра МКД от 15.03.2021, акт осеннего осмотра МКД от 22.09.2020, акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от 08.10.2020, акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от 14.01.2021.
Данный акт подписан представителями ООО "УК "Евгения" и ТСН "Арктика".
Сведения о МКД исключены из реестра лицензий Краснодарского края из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "УК "Евгения" 06.05.2021.
Согласно пункту 20 Правил N 416 обязанность по передаче технической документации лежит на организации, ранее управлявшей данным многоквартирным домом (в данном случае-ООО "УК "Евгения").
Вместе с тем, ООО "УК "Евгения" при смене способа управления МКД в нарушении пункта 20 Правил N 416 не передала техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким МКД документы, подлежащие передаче и определенные пунктами 24 и 26 Правил N 491, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416.
По результатам проверки административный орган вынес предписание от 09.09.2021 N 001340, согласно которому общество обязано устранить выявленные нарушения в срок до 28.10.2021.
Не согласившись с предписанием административного органа от 09.09.2021 N 001340, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования установлен разделом V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 (далее-Правила N 416).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416, к стандартам деятельности по управлению многоквартирным домом относятся, в том числе прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Как следует из части 10 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать в том числе техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищностроительному кооперативу, либо иному специализированному потребительскому кооперативу.
Соответствующие положения установлены пунктами 19, 20 Правил N 416.
Требованиями пункта 19 Правил N 416 определено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил N 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о МКД исключены из реестра лицензий Краснодарского края из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "УК "Евгения" 06.05.2021.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее-Прав ила N 491).
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о том, что обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на то лицо, у которой данная документация имелась, а также о том, что, если управляющая компания не имела техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, то она не должна восстанавливать ее и передавать ее новой управляющей компании, либо в ТСН, такую обязанность можно возложить на управляющую компанию только в том случае, если указанные документы ей когда-то передавались и ею же были впоследствии утрачены.
Обязанность по передаче технической документации лежит на организации, ранее управлявшей данным многоквартирным домом (в данном случае-ООО "УК "Евгения").
Вместе с тем, ООО "УК "Евгения" при смене способа управления МКД в нарушении пункта 20 Правил N 416 не передала техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким МКД документы, подлежащие передаче и определенные пунктами 24 и 26 Правил N 491, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, а именно: пункт 24 Правил N 491:
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
пункт 26 Правил N 491:
а) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющихся общим имуществом;
в) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 21 Правил N 416 определено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил N 416, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Пунктом 4 Правил N 416 определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Евгения" не представлены документы или информация об отсутствии технической документации на МКД и принятых мерах по ее восстановлении или отсутствии возможности предоставления технической документации, подлежащей обязательной передаче при смене способа управления многоквартирным домом.
В пункте 27 Правил N 491 установлено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Кроме того, в пунктах 1.5.1 и 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, содержится перечень технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
Обязанность передать техническую документацию возникла у общества в результате создания товарищества в целях необходимости последнему осуществлять деятельность по обслуживанию многоквартирного дома.
В случае отсутствия такой документации по причине ее не оформления в период управления многоквартирным домом она должна быть изготовлена за счет заявителя и передана третьему лицу.
Выдав заявителю предписание об устранении нарушений жилищного законодательства, инспекция обоснованно исходила из нарушения заявителем Правил N 416.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что имелись правовые основания для выдачи предписания, поскольку общество допустило нарушение требований жилищного законодательства и создало препятствия третьему лицу в управлении многоквартирным домом.
Суд первой инстанции указал, что общество, осуществляя управление МКД N 59/4 в течение длительного периода времени - с 01.06.2016 по 01.06.2021, имеется обязанность не только по хранению технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким МКД документов и внесению в них актуализированных изменений, но и по восстановлению и передаче указанных документов по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива.
Указанный правовой подход согласуется с правовым подходом, изложенным в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.01.2021 по делу N А58-3505/2020. Определением Верховного суда Российской Федерации от 09.04.2021 в передаче кассационной жалобы отказано.
Ссылки заявителя на имеющуюся судебную практику обоснованно не приняты судом первой инстанции, как принятую по иным фактическим обстоятельствам и основанную, в том числе на иной редакции положений Порядка N 416 (до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами").
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права заявителя, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2021 по делу N А32-46795/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46795/2021
Истец: ООО "УК "Евгения", ООО "Управляющая компания "Евгения"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: товарищество собственников недвижимости "Арктика", ТСН "Арктика"