г. Самара |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А65-17778/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Дирекция парков и скверов г.Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2021 года по делу N А65-17778/2021 (судья Насыров А.Р.), принятое
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Дирекция парков и скверов г.Казани"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с участием в деле Сайфуллина И.Р., ИП Закирова Б.Б., Исполнительного комитета города Казани в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
о признании недействительным решений и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция парков и скверов г.Казани (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительным решения по делу N 016/10/18.1 - 1197/2021 от 12.07.2021 г. и предписание по делу N 016/10/18.1- 1197/2021 от 12.07.2021 г., о признании недействительным решения по делу N 016/10/18.1-973/2021 от 10.06.2021 г. и предписание по делу N 016/10/18.1- 973/2021 от 10.06.2021 г., о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сайфуллина И.Р., ИП Закиров Б.Б., Исполнительного комитета города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МЮУ "Дирекция парков и скверов г.Казани" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители заявителя, ответчика и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
УФАС по Республике Татарстан в материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствовал о рассмотрении судебного дела в отсутствии своего представителя.
МБУ "Дирекция парков и скверов г.Казани" в материалы дела представило пояснения к апелляционной жалобе.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение Сафиуллина И.Р. (N 7581/ж от 04.06.2021 г.) на действия организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)".
По результатам рассмотрения жалобы 10.06.2021 г. комиссия антимонопольного органа приняла решение о:
1. Признании жалобы заявителя Сайфуллина И.Р. (вх. N 75 81/ж от 04.06.2021 г.) на действия организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)" обоснованной.
2. Признании организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Организатору торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. материалы переданы в установленном порядке должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
10.06.2021 г. выдано предписание N 016/10/18.1-973/2021 об устранении организатором торгов "Дирекция парков и скверов г. Казани" выявленного Комиссией Татарстанского УФАС России нарушения норм действующего законодательства, для чего:
- отменить протокол N SALERRA00000565-1-RS подведения итогов открытого аукциона от 24.05.2021 г.;
- осуществить пересмотр заявок участников повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 016/10/18.1-973/2021 от 10 июня 2021 года.
2. Оператору электронной торговой площадки АО "АГЗ РТ":
- отменить протокол N SALERRA00000565-1-RS подведения итогов открытого аукциона от 24.05.2021 г.;
- предоставить организатору торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)" техническую возможность исполнить выданное Татарстанским УФАС России предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства.
Также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение Сафиуллина И.Р. (вх. N 8887 от 01.07.2021 г.) на действия организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)".
12.07.2021 г. по результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа приняла решение:
1. признании жалобы заявителя Сайфуллина И.Р. (вх. N 8887 от 01.07.2021 г.) на действия организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)" обоснованной.
2. признании организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. организатору торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
12.07.2021 г. выдано предписание N 016/10/18.1-1197/2021 об устранении организатором торгов "Дирекция парков и скверов г. Казани" выявленного Комиссией Татарстанского УФАС России нарушения норм действующего законодательства, для чего:
- отменить протокол N SALERRA00000565-1-RS подведения итогов открытого аукциона от 29.06.2021 г.;
- осуществить пересмотр заявок участников повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 016/10/18.1-1197/2021 от 12 июля 2021 года.
2. Оператору электронной торговой площадки АО "АГЗ РТ":
- отменить протокол N SALERRA00000565-1-RS подведения итогов открытого аукциона от 29.06.2021 г.;
- предоставить организатору торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)" техническую возможность исполнить выданное Татарстанским УФАС России предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства.
Не согласившись с принятыми решениями и предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 12.07.2021 г. и предписания от 12.07.2021 г. по делу N 016/10/18.1-1197/2021.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов относится к компетенции антимонопольного органа.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении дела антимонопольным органом были установлены следующие обстоятельства.
Извещение N SALERRA00000565 на право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев) размещено на официальном сайте http://sale.zakazrf.ru/ 20.04.2021 г.
Начальная цена лота (договора) - 81 600, 00 рублей Дата публикации извещения на площадке 20.04.2021 17:59:40 (+03:00) Дата и время окончания подачи заявок на участие 11.05.2021 12:00:00 (+03:00) Дата рассмотрения заявок на участие 14.05.2021 Дата и время начала торгов по лоту 20.05.2021 12:00:00 (+03:00) Организатор торгов - МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани".
В соответствии с протоколом N SALERRA00000565-1-RS подведения итогов открытого аукциона от 29.06.2021 г. Комиссией организатора торгов по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие было принято решение о несоответствии заявки участника Сайфуллина Ильдара Ринатовича (ИНН 165812215306) требованиям, установленным в документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.
Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани Республики Татарстан от 05 февраля 2018 года N 496 "Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов города Казани" МБУ "Дирекция парков и скверов города Казани" утверждено органом, уполномоченным на организацию и проведение открытых электронных аукционов по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных МБУ "Дирекция парков и скверов города Казани" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Вышеуказанное положение определяет порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов г.Казани, переданных в управление Дирекции на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых они расположены.
Согласно пункту 10.2 Положения об организации и проведении электронного аукциона Комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным аукционной документацией.
В соответствии с пунктом 10.4 Положения Комиссия рассматривает вторые части заявок до принятия решения о соответствии 2 (двух) таких заявок на участие в электронном аукционе требованиям, предусмотренным аукционной документацией. Рассмотрение вторых частей заявок начинается с заявки, поданной участником электронного аукциона, предложившим наиболее высокую стоимость лота, и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в электронном аукционе.
Пунктом 10.5 Положения установлено, что в случае принятия решения о соответствии заявок требованиям, установленным аукционной документацией, а также в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок, поданных всеми участниками электронного аукциона, решения о соответствии более одной заявки указанным требованиям комиссией оформляется протокол подведения итогов электронного аукциона, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок.
В силу пункта 10.6 Положения установлено, что протокол содержит сведения:
- о порядковых номерах заявок на участие в электронном аукционе, которые ранжированы и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным аукционной документацией;
- об участниках, вторые части заявок на участие в электронном аукционе которых рассматривались;
- решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в электронном аукционе требованиям, установленным аукционной документацией, с обоснованием принятого решения;
- сведения о решении каждого члена комиссии о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным аукционной документацией.
Согласно пункту 10.7 Положения участник электронного аукциона, который предложил наиболее высокую стоимость лота и заявка которого соответствует требованиям аукционной документации, признается победителем электронного аукциона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом N N 8АЬЕК.КА00000565-1-К8 подведения итогов открытого аукциона от 29.06.2021 г. Комиссией организатора торгов по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие было принято решение о несоответствии заявки участника Сайфуллина Ильдара Ринатовича (ИНН 165812215306) требованиям, установленным в документации об аукционе.
Согласно пояснениям организатора торгов, участник с порядковым номером 1 был зарегистрирован на площадке оператора как физическое лицо, согласно аукционной документации участие в данном аукционе могут принимать индивидуальные предприниматели и юридические лица любой формы организации. В связи с этим заявка участника была отклонена.
Согласно пояснениям третьего лица, Сайфуллин И.Р. является налогоплательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым). В аукционной документации не были регламентированы требования к самозанятым так же, как в ч. 7.4 Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.02.2018 г. N 496. Участником была подана заявка.
В соответствии с разделом 2 заявитель - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, заявившийся в установленном порядке для участия в электронном аукционе.
Разделом 4 аукционной документации организатором торгов установлены условия участия в аукционе.
Согласно пункту 4.2 документации заявители, изъявившие желание участвовать в аукционе, должны быть зарегистрированы на электронной площадке, определенной для проведения аукциона.
Согласно пункту 4.3.2 документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- сведения о заявителе, в том числе наименование и место нахождения юридического лица либо фамилию, имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, ИНН, банковские реквизиты для возврата обеспечения заявки и/или заключения договора, номер контактного телефона; при проведении электронного аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства
- сведения, подтверждающие отнесение заявителя к указанной категории (приложение N 3);
- согласие на выполнение условий, обязательных при размещении нестационарного торгового объекта, указанных в аукционной документации (приложение N 3);
- полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте информационного извещения о проведении электронного аукциона копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте 1 информационного извещения о проведении электронного аукциона копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц) переведенные на русский язык копии документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте информационного извещения о проведении электронного аукциона;
- копию документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени участника действует иное лицо, заявка должна содержать также копию доверенности на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка должна содержать также копию документа, подтверждающего полномочия такого лица;
- копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);
- заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решений о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 11.2 документации установлено, что Комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным аукционной документацией.
Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в аукционной документации не регламентированы возможность и порядок подачи заявок на участие в аукционе самозанятыми лицами (налогоплательщиками налога на профессиональный доход).
Согласно устным пояснениям организатора торгов, в аукционе могут принимать участие только индивидуальные предприниматели и юридические лица любой формы организации. Вместе с тем, по мнению организатора торгов, самозанятые не способны оказывать услуги по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов), являющиеся предметом обжалуемого аукциона, так как указанные лица не имеют право привлекать работников и заключать трудовые договора.
Порядок налогообложения самозанятых регламентирован Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 2 Закона N 422-ФЗ профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Частью 1 статьи 4 Закона N 422-ФЗ установлено, что налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 422-ФЗ не вправе применять специальный налоговый режим:
- лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
- лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
- лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
- лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
- лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
- лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
- налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Статьей 780 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, ограничения, связанные с применением специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ. В частности, не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях.
При этом Закон N 422-ФЗ не содержит запрета на привлечение налогоплательщиком налога на профессиональный доход лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, в том числе по договору подряда.
Самозанятый гражданин не вправе выступать в качестве работодателя по отношению к другим лицам и заключать с ними трудовые договоры. Однако законодательно не установлен запрет на привлечение самозанятыми третьих лиц (субподрядчиков) при выполнении работ или оказании услуг, соответственно ничто не мешает самозанятому нанять подрядчика, нанять рабочего (рабочих).
Аналогичная позиция отражена в п. 3 Письма ФНС России от 12.10.2020 N АБ-4-20/16632@, согласно которому Закон N 422-ФЗ не содержит запрета на привлечение налогоплательщиком налога на профессиональный доход лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, в том числе по договору подряда.
Кроме того, самозанятые также могут участвовать в закупках, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе (44-ФЗ) и Законом о закупках (223-ФЗ).
Установленное организатором торгов условие о том, что участником торгов может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а, следовательно, условие о том, что самозанятые не вправе принимать участие в аукционе, прямо противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В аукционной документации организатором торгов также не установлено основание для отклонения заявки участника торгов, в случае если он является налогоплательщиком налога на профессиональный доход.
Одним из основных для всех аукционов принципов является принцип состязательности между участниками аукциона, в результате которого и устанавливается максимальная цена.
При проведении торгов на право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) необходимо исходить из принципов целесообразности и разумности, а также иметь в виду, что целью проведения торгов является также получение максимально возможной выгоды.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте https://npd.nalog.ru/check-status/ заявитель Сайфуллин Ильдар Ринатович (ИНН 165812215306) является плательщиком налога на профессиональный доход.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не означает что участник не способен оказывать услуги по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения, самозанятый при выполнении работ или оказании услуг может привлекать третьих лиц, что не запрещено действующим законодательством.
Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с протоколом проведения открытого аукциона от 20.05.2021 г. участником Сайфуллиным И.Р. было подано наибольшее ценовое предложение в размере 350 880,00 рублей.
Кроме того, ранее по результатам рассмотрения аналогичной жалобы заявителя Сайфуллина И.Р. (вх. N 7581/ж от 04.06.2021 г.) на действия организатора торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" при проведении торгов N SALERRA00000565 на предмет: "Право размещения сезонного объекта по предоставлению услуг по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения (прокат сап-бордов) на территории вблизи озера Лебяжье, площадью до 50 кв.м., реестровый номер СИС-К-1 на 3 года (3 сезона по 6 месяцев)" было вынесено решение по делу N 016/10/18.1-973/2021 от 10 июня 2021 года о признании жалобы обоснованной в части неправомерного отклонения заявки участника. Организатору торгов МБУ "Дирекция парков и скверов г. Казани" выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства, а именно:
- отменить протокол N SALERRA00000565-1-RS подведения итогов открытого аукциона от 24.05.2021 г;
- осуществить пересмотр заявок участников повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 016/10/18.1-973/2021 от 10 июня 2021 года.
Вместе с тем, 29 июня 2021 года организатором торгов по результатам повторного рассмотрения заявок участников принято решение о несоответствии заявки участника Сайфуллина И.Р. по тем же основаниям.
Следовательно предписание антимонопольного органа не исполнено.
Таким образом, действия организатора торгов по отклонению заявки заявителя не соответствуют требованиям действующего законодательства и приводят к ограничению конкуренции.
Организатором торгов нарушены процедура и порядок организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, что является нарушением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 3 статьи 201 АКПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Ссылки заявителя жалобы на протесты прокуратуры в отношении нестационарных торговых объектов по прокату спортивного инвентаря, не могут быть приняты во внимание, поскольку позиция прокуратуры никак не влияет на правомерность принятого антимонопольным органом решения о допущенных заявителем нарушениях при осуществлении конкурсных процедур.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 декабря 2021 года по делу N А65-17778/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17778/2021
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция парков и скверов г.Казани, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Закиров Булат Булатович, ИП Закиров Б.Б., Исполнительный комитет города Казани, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Сафиуллин И.Р.