г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А40-237032/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л. Захарова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы ПАО "Россети Ленэнерго", ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-237032/21 (130-1658)
по заявлению АО "ЛОЭСК"
к ФАС России
третьи лица 1) ЛенРТК, 2) ПАО "Россети Ленэнерго"
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Лисина И.Ю. по доверенности от 01.01.2022 |
от ответчика: |
Савостина Е.В. по доверенности от 10.01.2022, |
от третьих лиц: |
1) Пономаренко Г.В. по доверенности от 10.01.2022, 2) Целиков Д.В. по доверенности от 10.2021, |
УСТАНОВИЛ:
АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в котором просит признать недействительным и отменить Приказ ФАС России N 1170/21 от 26.10.2021 с момента его принятия. Решение суда обратить к немедленному исполнению, с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 08.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ФАС России и ПАО "Россети Ленэнерго" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение отменить, требования оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФАС России доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Ленэнерго" доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ЛенРТК поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Представитель АО "ЛОЭСК" в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ФАС России и ПАО "Россети Ленэнерго", просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
С учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив все представленные в деле доказательства, проверив выводы суда первой инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзыв на них и письменные объяснения, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказе АО "ЛОЭСК" в удовлетворении заявленных.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также - ЛенРТК, орган регулирования, Комитет) от 30.12.2020 N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год" определены, в том числе величина необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), установленная для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год в размере 20 838 362,96 руб., величина НВВ, установленная для АО "ЛОЭСК" на 2021 год в размере 5 409 985,15 руб., а также индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между указанными сетевыми организациями.
Во исполнение решений ФАС России от 04.05.2021 N СП/36389/21 и впоследствии от 28.05.2021 N СП/43619/21 об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18, выданного по результатам ранее проведенной в отношении Комитета плановой выездной проверки, ЛенРТК установил, что экономически обоснованный размер НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год составляет 1 639 431,08 руб.
В связи с пересмотром размера НВВ ЛенРТК был издан приказ от 29.06.2021 N 71-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года N 665-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год"", которым тарифы были установлены исходя не из экономически обоснованной величины НВВ, а из НВВ в размере 5 409 985,15 руб.
Таким образом, ЛенРТК обоснованно был пересмотрен размер НВВ (снижение НВВ не оспаривается в рамках данного дела), однако неправомерно не пересмотрены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год (что также не оспаривается).
В связи с указанным обстоятельством ФАС России в порядке, предусмотренном утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), принят Приказ ФАС России, в соответствии с которым с 01.11.2021 отменена строка 1 приложения 5 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год" к приказу ЛенРТК от 30.12.2020 N 665-п, а также на Комитет возложена обязанность в срок до 01.11.2021 установить и ввести в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год на основании необходимых валовых выручек, утвержденных для данных территориальных сетевых организаций на 2021 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ФАС России предусмотренных пунктом 2 Правил оснований для отмены приказа ЛенРТК от 30.12.2020 N 665-п. Суд первой инстанции посчитал, что указанный приказ принят в пределах предоставленных Комитету полномочий, поскольку Комитет является уполномоченным органом на принятие тарифных решений.
Вместе с тем, апелляционный суд с указанными доводами согласиться не может, исходя из следующего.
На основании абзаца седьмого части 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил данный нормативный правовой акт определяет порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
Согласно пункту 4 Правил основанием для рассмотрения вопроса об отмене тарифного решения органа исполнительной власти субъекта может являться имеющаяся в ФАС России информация о принятии такого решения с превышением установленных законом полномочий.
Приказом ФАС России от 21.08.2020 N 769/20 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики (далее - Административный регламент), в соответствии с подпунктом 2 пункта 1.5 которого предметом государственного контроля /надзора) является, в том числе соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и /или) применению пен (тарифов") в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены(тарифы).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1.11 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является, в том числе отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятых с превышением полномочий и (или") с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
При этом на основании пункта 3.9 Административного регламента Федеральная антимонопольная служба по результатам проведения государственного контроля, в случае выявления нарушения законодательства, действующего в области государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии с настоящим Административным регламентом, выносит приказ об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, и (или) принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, пункт 3.10 Административного регламента устанавливает, что отмена решений в области государственного регулирования пен (тарифов) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Административного регламента осуществляется согласно Правилам отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123.
Таким образом, при наличии у ФАС России информации о тарифном решении органа регулирования субъекта Российской Федерации, при принятии которого были нарушены требования законодательства, ФАС России в соответствии с пунктом 4 Правил, пунктами 1.11, 3,9, 3.10 Административного регламента обязана принять меры к рассмотрению вопроса об отмене такого тарифного решения.
Следовательно, позиция о том, что само по себе наличие у органа регулирования права на принятие тарифного решения исключает возможность его отмены в соответствии с процедурой, установленной Правилами, противоречит нормам материального права.
Оценке подлежит законность принятия такого тарифного решения, которая состоит в том числе в соответствии тарифного решения требованиям законодательства.
Приказ ЛенРТК не соответствует таким требованиям.
Пунктом 81 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее _ Основы ценообразования N 1178) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
На основании пункта 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Таким образом, пересмотр НВВ регулируемой организации без соответствующего перерасчета индивидуальных тарифов является нарушением порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определенным положениями пункта 81 Основ ценообразования N 1178 и пункта 49 указанных методических указаний.
Вместе с тем ЛенРТК установил НВВ АО "ЛОЭСК" в размере 1 639 431,08 руб, однако тариф для взаиморасчётов между ПАО "Россети Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК" утверждён исходя из необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" в размере 5 409 985,15 руб., что представляет собой нарушение вышеуказанных норм.
Следовательно, приказ ЛенРТК принят с нарушением законодательства, что является основанием для его отмены по процедуре, установленной Правилами.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов): в определении от 24.04.2019 N 305-ЭС19-4957 по делу N А40-21387/2018 указано, что "Судебные инстанции исходили из того, что установленные департаментом тарифы не соответствуют действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов, что указывает на превышение предоставленных органу исполнительной власти полномочий";
В определении от 27.02.2019 N 305-ЭС19-71 по делу NА40-250135/2017 указано, что: "Как усматривается из судебных актов, основанием для принятия оспоренного приказа послужил вывод антимонопольного органа о превышении департаментом полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, что выразилось в установлении регулируемых цен (тарифов) и сбытовой надбавки с нарушением законодательства".
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-237032/21 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене приказа ФАС России N 1170/21 от 26.10.2021 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237032/2021
Истец: АО "ЛОЭСК-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"