город Воронеж |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А64-3268/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шиловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.11.2021 по делу N А64-3268/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Проскурякова Василия Анатольевича (ОГРНИП 306682007600020, ИНН 683206610669) о признании незаконным и отмене предписания Комитета архитектуры и градостроительства (ОГРН 1096829001610, ИНН 683202600966) Администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) о демонтаже информационной конструкции,
при участии:
от Администрации города Тамбова Тамбовской области: Бурмистрова В.В. - представитель по доверенности N 2-40-169/22 от 04.03.2022, предъявлен паспорт;
от индивидуального предпринимателя Проскурякова Василия Анатольевича - представители не явились, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Проскуряков Василий Анатольевич (далее - ИП Проскуряков В.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным предписания Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - Администрация г.Тамбова, Администрация, уполномоченный орган) о демонтаже информационной конструкции, на здании по адресу: г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, 1Н, направленное письмом от 19.02.2021 N 24-40-264/1.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.11.2021 заявленные требования удовлетворены, предписание Администрации г.Тамбова о демонтаже информационной конструкции, на здании по адресу: г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г.Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на соответствие выданного предписания требованиям законодательства, поскольку выдано владельцу недвижимости, на которой размещена конструкция, а положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ) не распространяются на размещение информационных конструкций.
Также считает соблюденным порядок проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания.
В судебном заседании представитель Администрации г.Тамбова поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
ИП Проскуряков В.А. в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Как следует из сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Проскуякова В.А. является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
В целях осуществления указанной деятельности, Предприниматель предоставлял в аренду принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения по бульвару Энтузиастов, 1Н города Тамбова, что подтверждается представленными в материалы дела договорами аренды.
13.11.2020 Комиссией по рассмотрению материалов и принятию рекомендательного решения о принудительном демонтаже информационных конструкций, не соответствующих требованиям Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа - город Тамбов Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - Комиссия) проведено рейдовое мероприятие по выполнению ИП Проскуряковым В.А. Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа - город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 28.11.2014 N 1437 (в редакции от 26.09.2018) (далее - Правила N 1437) применительно к зданию, расположенному по бульвару Энтузиастов, 1Н г. Тамбова.
В процессе проведения рейдового мероприятия Комиссией выявлено нарушение требований Правил N 1437, которые выразились в следующем:
- в нарушение пункта 3 части 7 статьи 1 вывески размещены на перилах;
- в нарушение подпункта "в" пункта 2 части 7 статьи буквы на вывесках расположены вертикально;
- в нарушение пункта 2 части 8 статьи 2 информационные конструкции превышают максимально допустимый размер по высоте - 0,50 м.;
- в нарушение части 2 статьи 5 вывески размещены не в один высотный ряд и не на единой горизонтальной линии;
- в нарушение подпункта "п" пункта 2 части 7 статьи 1 размещены вывески, представляющие собой электронное табло с "бегущей строкой";
- в нарушение пункта 1 части 13 статьи 2 крышные информационные конструкции не содержат сведений о собственнике здания и размещены на здании организациями, которые не являются собственниками здания;
- в нарушение пункта 1 части 8 статьи 2 вывески размещены на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада;
- в нарушение пункта 2 части 8 статьи 2 размеры настенной конструкции, представляющей собой объемные буквы без использования подложки, превышают максимальный размер по высоте 0,75 м.;
- в нарушение части 6 статьи 2 высота художественно-декоративных элементов превышает высоту текстовой части вывески более чем в полтора раза;
- в нарушение части 4 статьи 2 вывески размещены не на плоском участке фасада;
- в нарушение части 6 статьи 1 надписи на информационных конструкциях выполнены иностранными буквами;
- в нарушение подпункта "е" пункта 2 части 7 статьи 1 вывеска перекрывает оконный проем.
Мероприятия проведены с использованием средств фотофиксации.
Результаты рейдового мероприятия отражены в учетных карточках.
В связи с выявленными нарушениями ИП Проскурякову В.А. как собственнику нежилых помещений по адресу г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, 1Н, было выдано предписание о приведении в соответствие информационных конструкций (вывесок) в соответствии с Правилами N 1437.
Предприниматель обязан в течение тридцатидневного срока с момента получения предписания демонтировать информационные конструкции, не соответствующие требованиям Правил N 1437, размещенным на здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, 1Н, и обратиться за согласованием информационных конструкций в Комитет.
Также в предписании указано, что в случае его неисполнения в установленный срок, информационные конструкции будут демонтированы в принудительном порядке за счет средств бюджета г. Тамбова с последующим возмещением затрат на принудительный демонтаж, транспортировку, хранение и утилизацию вывесок, восстановление внешних поверхностей объекта, на которых были размещены демонтированные информационные конструкции, а также составлен протокол об административном правонарушении с последующим назначением суммы размера штрафа административной комиссией городского округа - город Тамбов.
Предписание 02.04.2021 с сопроводительным письмом от 19.02.2021 N 24-40-264/1 было направлено в адрес ИП Проскурякова В.А. и получено последним 08.04.2021, что подтверждается уведомлением о вручении.
Следовательно, предписание подлежало исполнению в срок до 11.05.2021 включительно (с учетом праздничных и нерабочих дней).
Полагая указанное предписание незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Проскуряков В.А. обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений лицом, их допустивших.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений; далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа также относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Во исполнение требований вышеназванных нормативных правовых актов Тамбовской городской Думой приняты Правила N 1437 (действующие на дату проведения рейдового мероприятия), которыми определены виды информационных конструкций, размещаемых в городском округе - город Тамбов, установлены требования к указанным информационным конструкциям, их размещению и содержанию.
Частями 2, 3, 4 статьи 1 Правил N 1437 установлено, что под информационной конструкцией понимается объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения города Тамбова и соответствующий требованиям, установленным настоящими Правилами.
На территории города Тамбова осуществляется размещение информационных конструкций следующих видов:
1) указатели наименований улиц, площадей, проездов, переулков, набережных, скверов, тупиков, бульваров, аллей, путепроводов, а также указатели номеров домов, картографической информации, маршрутов (схемы) движения и расписания городского пассажирского транспорта;
2) вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, а также на внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие:
а) сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя;
б) сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Содержание информационных конструкций осуществляется собственниками (правообладателями) данных объектов.
В соответствии со статьей 5 Правил N 1437 контроль за выполнением требований к размещению информационных конструкций, выявление информационных конструкций, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом администрации города Тамбова.
Владельцу вывески выдается предписание о приведении информационной конструкции в соответствие с требованиями настоящих Правил либо о демонтаже добровольно в указанный срок, а при его невыполнения - в принудительном порядке.
Демонтаж вывески представляет собой разборку информационной конструкции (вывески) на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба конструкции вывески и другим объектам, с которыми демонтируемая вывеска конструктивно связана, ее снятие с внешних поверхностей зданий, строений, сооружений, на которых указанная вывеска размещена.
Форма предписания владельцу вывески, не соответствующей установленным требованиям, утверждается постановлением администрации города Тамбова.
Приведение вывески в соответствие с установленными требованиями на основании предписания осуществляется владельцем указанной вывески за счет его собственных средств.
Демонтаж вывески в добровольном порядке осуществляется владельцем данной вывески с последующим восстановлением внешних поверхностей объекта, на которых она была размещена, в том виде, который был до установки конструкции, с использованием аналогичных материалов и технологий.
При отсутствии сведений о владельце вывески либо в случае его отсутствия в течение одного месяца со дня обнаружения вывески, не соответствующей требованиям настоящих Правил, а также если вывеска не была демонтирована владельцем вывески в добровольном порядке в установленный предписанием срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется уполномоченным органом администрации города Тамбова за счет средств бюджета города Тамбова.
Расходы на выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет владельца информационной конструкции (вывески) по требованию уполномоченного органа администрации города Тамбова.
Восстановление внешних поверхностей объекта, на которых была размещена демонтированная информационная конструкция, в том виде, который существовал до установки конструкции, с использованием аналогичных материалов и технологий организуется уполномоченным органом администрации города Тамбова.
Расходы на выполнение работ по восстановлению внешних поверхностей объекта, на которых была размещена демонтированная информационная конструкция, подлежат возмещению за счет владельца информационной конструкции по требованию уполномоченного органа администрации города Тамбова.
Из содержания приведенных положений законодательства прямо следует, что в случае, если владелец информационной конструкции неизвестен, демонтаж осуществляется уполномоченным органом администрации города Тамбова за счет средств бюджета города Тамбова.
ИП Проскуряков В.А. не является владельцем информационных конструкций, в отношении которых выявлены нарушения. Владелец рекламных конструкций Комиссией не устанавливался. Указанный факт Администрацией не оспаривается.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод об отсутствии у Администрации г.Тамбова оснований для направления в адрес Предпринимателя как арендодателя соответствующих помещений спорного предписания, поскольку закон не возлагает на него обязанности по согласованию размещения информационных конструкций и их демонтажу.
Не может быть принята во внимание ссылка апелляционной жалобы на невозможность применения к рассматриваемым отношениям положений Закона N 38-ФЗ, так как соответствующие требования закреплены, в том числе, и на уровне муниципального законодательства.
Таким образом, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку выданное Предпринимателю предписание возлагает на него не предусмотренные законом обязанности. Выданное предписание также не является исполнимым, так как Предприниматель не является собственником информационных конструкций.
Также обосновано суд пришел к выводу о нарушении Администрацией порядка проведения контрольных мероприятий. При этом апелляционная коллегия учитывает, что в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
Такие рейдовые осмотры проводятся только в отношении особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации. Указанный перечень объектов рейдового осмотра расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что рейдовый осмотр проводился Администрацией в отношении торгового центра, расположенного по адресу г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, 1Н. Доказательств отнесения данного объекта к перечню, установленному пунктом 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ в материалах дела не имеется.
Также не представлено и доказательств соблюдения процедуры проведения рейдовых мероприятий, а именно - рейдового задания, выданного в установленном порядке и согласованного с соответствующими должностными лицами.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с частью 3 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры не должны подменять собой проверку.
Также, суд считает, что отсутствие полномочий по установлению владельцев обнаруженной информации не тождественно отсутствия объективной возможности их установить или выдать им предписание. Таким образом, обстоятельств, позволяющих выдать предписание иному лицу, владельцу здания, в данном случае не имелось.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы в силу ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.11.2021 по делу N А64-3268/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3268/2021
Истец: ИП Проскуряков Василий Анатольевич
Ответчик: Администрация г.Тамбова в лице Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Тамбова, городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2267/2022
05.12.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7421/2021
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2267/2022
30.03.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7421/2021
15.11.2021 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3268/2021