город Томск |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А67-9068/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Подцепиловой М.Ю.,
Сухотиной В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобляковой А.Е. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу Ракина Александра Анатольевича (N 07АП-1459/2022) на решение от 12.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9068/2021 (судья Какушкина Н.Н.) по иску Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице Сибирского главного управления к Ракину Александру Анатольевичу о принудительном исполнении предписания Банка России.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Реатон" (ОГРН 1027000861799, ИНН 7018002280).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Янин Я.С., доверенность от 11.06.2020.
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Сибирского главного управления (далее - ЦБ РФ) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Александра Анатольевича Ракина исполнить требования предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 28.06.2021 N 6-15- ОТ6/2934 в течение 30 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу, а именно: представить в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации по адресу: 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, позволяющим установить дату передачи в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации, обязательное предложение о приобретении ценных бумаг публичного акционерного общества "РЕАТОН" (далее - ПАО "РЕАТОН"), подготовленное в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества, утвержденного Банком России 05.07.2015, а также документы, необходимые для направления такого предложения, либо документ, свидетельствующий об отсутствии у Александра Анатольевича Ракина обязанности направлять обязательное предложение о приобретении ценных бумаг публичного акционерного общества "РЕАТОН".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "РЕАТОН".
Решением от 12.01.2022 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Ракин А.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной указано, что решение об удовлетворении иска о понуждении к осуществлению действий по настоящему спору не будет обладать признаком исполнимости судебного акта, что противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ЦБ РФ в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Ракина А.А., третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, уставный капитал публичного акционерного общества "РЕАТОН" состоит из 33 735 обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 руб. каждая и 11 245 привилегированных акций типа А номинальной стоимостью 50 руб. каждая.
Пунктом 6.2.3 устава публичного акционерного общества "РЕАТОН" предусмотрено право владельцев привилегированных акций типа А на получение ежегодного фиксированного дивиденда в размере 10 % от номинальной стоимости одной привилегированной акции типа А.
В соответствии с протоколом годового общего собрания акционеров от 26.03.2020 (протокол N 1/2020 от 30.03.2020) акционерами общества "РЕАТОН" принято решение о невыплате дивидендов за 2019 год.
На годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2020 года, состоявшемся 24.06.2021, акционерами общества принято решение о невыплате дивидендов за 2020 год.
С учетом изложенного, привилегированные акции типа А общества являются голосующими.
Довод Ракина А.А. о том, что он обладает менее 30 процентов общего количества акций публичного общества и на него не распространяется требование пункта 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ апелляционным судом не принимается противоречащий материалам дела.
Согласно справке об операциях, проведенных по лицевому счету Ракина А.А. в реестре владельцев акций публичного акционерного общества "РЕАТОН", представленной акционерным обществом ВТБ Регистратор (исх. N ТОМ-11308- 210421/2 от 21.04.2021), осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг общества, в результате совершения 29.09.2020 сделки купли-продажи акций общества Ракин А.А. стал владельцем 10 895 обыкновенных акций (32,296 %) и 4 946 привилегированных акций типа А (43,984 %). Указанные сведения Ракиным А.А. не опровергнуты.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами. Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Предписание является одним из предусмотренных законом правовых инструментов Банка России, применяемых в целях предотвращения и пресечения нарушений законодательства, регулирующего корпоративные отношения в акционерных обществах, в том числе, по вопросам приобретения ценных бумаг (статья 76.2 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 Закон N 46-ФЗ предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 11 Закон N 46-ФЗ следует, что предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
В соответствии с пунктом 6.12 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества, утвержденного Банком России 05.07.2015 N 477-П (далее - Положение N 477-П), в случае выявления Банком России (Службой по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров) при рассмотрении обращения (жалобы) факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, изменений в Добровольное предложение или обязательное предложение, предусмотренных пунктом 2 статьи 84.4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), отчета об итогах принятия добровольного предложения или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 4.1 Указания Банка России от 13.09.2015 N 3795-У "О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов" (далее - Указание N 3795-У) Банком России принимаются следующие меры к поднадзорному лицу (в том к числе к акционеру):
- направление поднадзорному лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
- направление поднадзорному лицу предписания о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
Исходя из пункта 4.4 Указания N 3795-У, поднадзорное лицо, которому адресовано предписание, обязано исполнить его в указанный в предписании срок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 46-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о принудительном исполнении предписания.
Предметом регулирования главы XI.1 Закона N 208-ФЗ является порядок приобретения более 30 процентов акций публичного общества.
Процесс приобретения крупных пакетов акций тесно связан с понятием корпоративного контроля. Установление особой процедуры в отношении покупки значительных пакетов акций, обусловлено тем обстоятельством, что новый владелец фактически устанавливает (или делает попытку установить) корпоративный контроль над акционерным обществом. Смена корпоративного контроля потенциально может затронуть интересы большого числа лиц, среди которых и миноритарные акционеры, и члены органов управления акционерного общества.
Конституционный Суд Российской Федерации характеризует миноритарных (мелких) акционеров именно как слабую сторону в системе соответствующих имущественных и организационных отношений (абзац 4 пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2003 N 5-П).
Цель правого регулирования нормами главы XI.1 Федерального закона N 208-ФЗ порядка приобретения более 30 процентов акций публичного общества заключается в предоставлении миноритарным акционерам правовой защиты в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров обусловлена правовой неопределенностью, которая влечёт за собой смену контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Обязательное предложение адресовано любому, кто на него отзовется, и призвано защищать интересы не отдельных групп, а всех акционеров общества. В случае, если нарастание прав корпоративного контроля со стороны лица, которое приобрело крупный пакет акций, не соответствует экономическим интересам миноритарных акционеров, они имеют возможность покинуть компанию и вернуть свои инвестиции посредством акцепта публичной оферты.
При этом довод апеллянта об отсутствии у него финансовой возможности выкупить оставшиеся акции апелляционным судом не принимается как не являющийся основанием для несоблюдения требований Федерального закона N 208-ФЗ.
Одним из правовых инструментов Банка России, используемых для предотвращения и пресечения нарушений законодательства о приобретении ценных бумаг, является предписание, которое направлено на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения законодательства о приобретении крупных пакетов акций, а также на защиту прав миноритарных акционеров.
Контроль и надзор в указанной сфере правоотношений осуществляется Банком России в строго определенных федеральным законодательством целях и порядке в соответствии с возложенными на него государственными функциями.
Согласно пункту 5 статьи 32 Закона N 208-ФЗ акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров -владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.
В силу пункта 4.4 Указания N 3795-У поднадзорное лицо, которому адресовано предписание, обязано исполнить его в указанный в предписании срок.
Исходя из пунктов 4.5, 4.6 Указания N 3795-У, поднадзорное лицо, которому направлено предписание, до истечения срока исполнения предписания вправе обратиться в Банк России с ходатайством о продлении срока исполнения предписания. Банк России рассматривает ходатайство о продлении срока исполнения предписания и устанавливает необходимость продления срока исполнения предписания.
Таким образом, лицо в установленный предписанием срок обязано представить в адрес регулятора документы, подтверждающие исполнение предписанных мероприятий. В случае необходимости продления срока исполнения предписания лицо вправе обратиться в адрес Банка России с соответствующим ходатайством. При этом, к такому ходатайству в обязательном порядке должны быть приложены документы, свидетельствующие о невозможности исполнения предписанных мероприятий в установленный срок, и принятии мер, направленных на их исполнение.
Наличие предусмотренных законом в качестве правового последствия ненаправления обязательного предложения ограничений при реализации акционером прав по управлению обществом (пункт 6 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ) не исключает и не ограничивает исполнение Банком России государственной функции по осуществлению контроля за приобретением акций акционерного общества.
Закон N 208-ФЗ в статье 84.2 не устанавливает каких-либо иных критериев для возникновения обязанности по приобретению акций кроме количественного.
С учетом изложенного, обязанность лица, ставшего владельцем более 30 процентов общего количества акций публичного общества, по направлению в адрес публичного общества обязательного предложения, носит безусловный характер и не зависит от возможности наступления негативных последствий для миноритарных акционеров такого общества в будущем.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств выполнения Ракиным А.А. в установленный срок законного предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, вынесенного в рамках осуществления государственного контроля за приобретением акций публичных акционерных обществ, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы не была уплачена государственная пошлина, с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 9068/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ракина Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Взыскать с Ракина Александра Анатольевича в федеральный бюджет 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Подцепилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9068/2021
Истец: Центральный банк Российской Федерации в лице Сибирского Главного управления Центрального банка Российской Федерации
Ответчик: Ракин Александр Анатольевич
Третье лицо: ПАО "РЕАТОН"