г. Самара |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А55- 23960/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" - представитель Титов В.С. (доверенность от 31.01.2020),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Морозова В.В. (доверенность от 10.01.2022),
от Министерства здравоохранения Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года по делу N А55- 23960/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская больница"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области
третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская больница" (далее - истец, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ответчик, фонд, ТФОМС) 2717800 руб., расходов по уплате государственной пошлины.
В процессе рассмотрения дела от представителя истца поступили уточнения заявленных требований, согласно которым истец просил:
1. Понудить ТФОМС по Самарской области заключить соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на приобретение литотриптора пневматический CALCUSPLIT для интрокорпоральной литотрипсии с принадлежностями в размере 2037500 рублей, на проведение ремонта медицинского оборудования - магнитно-резонансного томографа Optima MR450w с принадлежностями - 664200 рублей.
2. Взыскать с ответчика 2704700 рублей.
Суд отказал истцу в принятии пункта 1 уточнений иска, так как требования, изложенные в пункте 1 уточнений, не соответствуют требованиям ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Взысканы с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранение Самарской области "Сызранская центральная городская больница" денежные средства в размере 2704700 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 36524 руб.
Возвращена Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская больница" из федерального бюджета государственная пошлина в размере 65 руб., уплаченная по платежному поручению N 7342 от 04.08.2021.
В апелляционной жалобе Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что предоставление медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования возможно только при наличии заключенного Соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. Считает, что вывод суда о возникновении обязанности ТФОМС Самарской области по предоставлению средств нормированного страхового запаса медицинской организации на основании факта включения в План мероприятий не подтвержден ссылками на правовые нормы и является неверным. Полагает, что делая подобный ошибочный вывод, суд первой инстанции придает более весомое значение Плану мероприятий, нежели императивным нормам федерального законодательства, регламентирующего спорные правоотношения. В жалобе указывает, что соглашение между ТФОМС Самарской области и истцом, касающееся финансового обеспечения мероприятий по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, не заключалось. В связи с чем считает, что отсутствие заключенного между истцом и ответчиком соглашения означает отсутствие правовых оснований для финансового обеспечения мероприятий по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования из средств нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области.
В дополнении к апелляционной жалобе, заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции вменил в обязанность ответчику направить в медицинскую организацию средства из нормированного страхового запаса ТФОМС без правовых оснований. Также ссылается на то, что письмо от 21.12.2020 N исх-1563, на которое ссылается истец, называя его "гарантийным" таковым не является. Данное письмо носит исключительно информационный (уведомительный) характер, при этом не влечет возникновение прав и обязанностей сторон и не заменяет собой Соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании 21.02.2022 представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судебное заседание 21.02.2022 определением суда было отложено на 23.03.2022 на 10 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 22.03.2022 произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Попову Е.Г. в судебном составе, рассматривающем апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области.
В судебном заседании 23.03.2022 представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации для финансового обеспечения мероприятий по организации по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования должны использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий помимо прочих средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (подпункт3)).
В соответствии с Правилами использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332), 30.12.2020 министром здравоохранения Самарской области утвержден план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2021 год за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - План).
Пунктами 65-89 раздела 1 Плана предусмотрены мероприятия по дополнительному профессиональному образования медицинских работников Учреждения по программам повышения квалификации. В пункты 70, 80,89 внесены изменения 01.03.2021.
В плане в разделе 1 под порядковым номером 65-85 указана Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская больница". В указанных пунктах реестра предусмотрен расход на дополнительное образование.
Пунктом 5 раздела 2 Плана предусмотрено мероприятие по приобретению для Учреждения медицинского оборудования - литотриптора пневматического CALCUSPLIT для интракорпоральной литотрипсии, с принадлежностями на сумму 2 037 500,00 рублей. 30.03.2021 в План внесены изменения, согласно которым наименование оборудования изложено следующим образом - литотриптор пневматический для интракорпоральной литотрипсии с принадлежностями в комплекте (литотриптор пневматический CALCUSPLIT - 1 шт., воздушный компрессор с тканевым шлангом для подсоединения - 1 шт., зонд сплошной - 5 шт., адаптер (переходник) - 1 шт.).
В разделе 3 План мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2021 год за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области указаны расходы на проведение ремонта медицинского оборудования - магнитно- резонансного томографа Optima MR450w с принадлежностями.
Пунктом 5 раздела 3 Плана предусмотрено мероприятие по проведению ремонта медицинского оборудования Учреждения - магнитно-резонансного томографа Optima MR450w (сер.N НМ0533 А) на сумму 1 080 000, 00 рублей. Изменениями Плана от 30.03.2021 данная сумма уменьшена до 664 200,00 рублей.
Копия Плана и внесенных в него изменений представлены в материалы дела заявителем и третьим лицом. Согласно объяснениям Министерства здравоохранения Самарской области План действует по настоящее время.
21.12.2020 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области направил в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская больница" письмо, которым уведомляло, что больнице предусмотрены средства из нормированного страхового запаса на организацию дополнительного профессионального образования медицинских работников в размере 85 840 рублей, на приобретение литотриптора пневматический CALCUSPLIT для интрокорпоральной литотрипсии с принадлежностями в размере 2 037 500 рублей, на проведение ремонта медицинского оборудования - магнитно-резонансного томографа Optima MR450w с принадлежностями - 1 080 000 рублей.
Всего ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" должна была получить средства из нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской в размере 3203340 рублей.
При планировании закупки и в период проведения процедуры заключения контракта действовали утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 "Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования".
Приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 354н был утвержден Порядок заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (приложение N 2 к приказу), которым установлена процедура рассмотрения и подписания Фондом Соглашения, заключенного в целях реализации пункта 2 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 332.
Согласно пункту 2 указанного Порядка медицинская организация представляет в Фонд проект Соглашения, типовая форма которого утверждена приложением N 1 к настоящему приказу, подписанного уполномоченным лицом медицинской организации, и график перечисления средств, являющийся приложением к Соглашению, в 2 экземплярах.
Фонд в течение 3 рабочих дней рассматривает проект Соглашения на предмет соответствия Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правилам, типовой форме Соглашения, утвержденной настоящим приказом, а также настоящему Порядку (пункту 3 Порядка).
По результатам рассмотрения уполномоченное лицо Фонда подписывает Соглашение или направляет в адрес медицинской организации замечания и предложения по Соглашению (пункт 4 Порядка).
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 273 утверждены новые "Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", которые вступили в действие с 01.03.2021. Действовавшие ранее Правила от 21.04.2016 N 332 признаны утратившими силу.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" от 26 февраля 2021 г. N 273, постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" от 21 апреля 2016 г. N 332, предусмотрено, что медицинская организация заключает с ТФОМС соглашение, порядок заключения которого утвержден Министерством здравоохранения РФ.
В соответствии с порядком и типовой формой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ, для заключения соглашения о финансировании медицинская организация должна предоставить контракт.
В рамках реализации Плана мероприятий медицинским учреждением проведены закупки в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, исполняя требования указанных нормативных актов ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" заключило 30.03.2021 контракт N 0142200001321003545 на поставку литотриптора пневматический CALCUSPLIT для интрокорпоральной литотрипсии с принадлежностями. П.2.2 контракта устанавливает его цену - 2 037 500 рублей. П.9.1 контракта предусматривает, что оплата за поставленное оборудование происходит из средств из нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области.
01.07.2021 оборудование поставлено по товарной накладной N 40, оборудование передано по акту передачи, смонтировано, введено в эксплуатацию, что подтверждается актами. В настоящее время больнице выставлен счет и счет - фактура на сумму договора.
15.03.2021 ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" заключило контракт N 0142200001321001362 на ремонт магнитно - резонансного томографа Optima MR450w с принадлежностями. Согласно пункту 2.1 контракта цена данного товара составляет 664 200 рублей, источник финансирования - средства из нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области.
31.05.2021 оборудование отремонтировано, имеется акт приемки работ. В настоящее время больнице выставлен счет на сумму договора.
03.03.2021 ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" заключило контракт N 146/2521 об оказании платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам. П.4.1 контракта устанавливает его цену - 3600 рублей, п.4.2 устанавливает источник финансирования - средства из нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области. 29.03.2021 года услуга оказана, имеется акт выполненных работ. В настоящее время больнице выставлен счет на сумму договора.
15.02.2021 ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" заключило контракт N 2807/2021 об оказании платных образовательных услуг. П.4.1 контракта устанавливает его цену - 12 500 рублей.
06.04.2021 услуга оказана, имеются акты выполненных работ. В настоящее время больнице выставлены счета на сумму договора.
После заключения контрактов ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" подготовило необходимый пакет документов и направило документы ответчику.
По контракту N 2807/2021 от 15.02.2021 соглашение между Учреждением и ТФОМС подписано 19 марта 2021 года.
По контракту N 146/2521 от 03.03.2021 соглашение между Учреждением и ТФОМС подписано 10 марта 2021 года.
Однако в нарушение положений ст. 309, 310 ГК РФ фондом не полностью выполнены обязательства по выплате Учреждению денежных средств по заключенным соглашениям от 10.03.2021 и 19.03.2021.
Согласно пункту 3 Соглашения от 10.03.2021 общий размер средств, предоставляемых из бюджета ТФОМС Самарской области медицинской организации на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, составляет 20 600 рублей.
В соответствии с пунктом 6 Соглашения от 10.03.2021 ТФОМС Самарской области перечисляет ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" вышеуказанные средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации по заключенным медицинской организацией договором и контрактом, а именно:
1) По контракту N 1851 от 09.03.2021, заключенному между ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Межрегиональный институт непрерывного образования" (копия прилагается) на сумму 8 100 рублей,
2) По договору N Дог_2807/2021 от 15.02.2021 года, заключенному между ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Региональная академия делового образования" (далее - Договор N Дог_2807/2021 от 15.02.2021 года, копия прилагается) на сумму 12 500 рублей.
Пунктом 1.3. Договора N Дог_2807/2021 от 15.02.2021 года, в частности, установлен перечень и стоимость дополнительных профессиональных программ, а также ФИО обучающихся медицинских работников.
В соответствии с пунктом 1.3. Договора N Дог_2807/2021 от 15.02.2021 года в перечень медицинских работников, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, включен врач-нейрохирург Ходорик С.А., прошедший обучение по программе "Новые технологии в нейрохирургии" в период с 25.02.2021 года по 03.03.2021 года (стоимость образовательной программы 2 500 рублей).
19.03.2021 в ТФОМС Самарской области поступило письмо ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" N 754 от 18.03.2021, в котором содержится просьба о перечислении денежных средств в размере 12 550 рублей, согласно заключенным контрактам, в частности, согласно Договору N Дог_2807/2021 от 15.02.2021 на обучение Ходорика С.А. по программе повышения квалификации "Новые технологии в нейрохирургии" на сумму 2 500 рублей.
Служебной запиской N 163 от 19.03.2021 года информация о необходимости перечисления в ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" средств из нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области в размере 12 550 рублей была доведена до директора ТФОМС Самарской области.
В соответствии с приказом ТФОМС Самарской области от 24.03.201 года N 156 из средств нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области в ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" были перечислены 12 550 рублей для оплаты дополнительного профессионального образования работников ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ", из которых:
- полностью оплачена сумма 8 100 рублей по Контракту N 1851 от 09.03.2021, заключенному между ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Межрегиональный институт непрерывного образования",
- частично оплачена стоимость обучения по договору N Дог_2807/2021 от 15.02.2021, заключенному между ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" и Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Региональная академия делового образования" на сумму 2 500 рублей (за фактически прошедшего обучение в период с 25.02.2021 по 03.03.2021 врача-нейрохирурга Ходорика С.А.),
- оплачена сумма 1950 рублей за обучение медицинского работника Залазина А.М. (по ранее заключенному между ТФОМС Самарской области и ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" Соглашению о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования от 25.02.2021 года; далее - Соглашение от 25.02.2021 года).
Факт перечисления 12 550 рублей из средств нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области для оплаты дополнительного профессионального обучения медицинских работников ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" подтверждается платежным поручением N 577227 от 24.03.2021 на сумму 10 600 рублей (по Соглашению от 10.03.2021) и платежным поручением N 577232 о 24.03.2021 на сумму 1 950 рублей (по Соглашению от 25.02.2021; копии платежных поручений представлены фондом).
Следовательно, фондом выплачено (12500+3600)-2500=13600 рублей, где 12500 (сумма по Договору N Дог_2807/2021 от 15.02.2021) + 3600 (сумма по Соглашению от 19.03.2021 ТФОМС СО о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования) - 2500 (оплата произведена ТФОМС Самарской области за обучение врача-нейрохирурга Ходорика С.А.).
Однако доводы фонда о том, что из первоначально заявленной ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" к взысканию суммы 12 500 рублей по договору N Дог_2807/2021 от 15.02.2021 необходимо исключить сумму 2 500 рублей за прохождение дополнительного профессионального обучения врачом-нейрохирургом Ходориком С.А. по программе повышения квалификации "Новые технологии в нейрохирургии", оплаченную ТФОМС Самарской области, судом первой инстанции обоснованно отклонены с учетом принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ уменьшения Учреждением размера исковых требований с учетом спорной суммы.
Доводы фонда о том, что у медицинской организации имелась возможность произвести оплату обучения дополнительного профессионального обучения медицинских работников организации из иных финансовых источников, в частности за счет средств обязательного медицинского страхования, при условии исключения медицинской организации из плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2021 год, отклоняются как не обоснованные, поскольку спорные суммы на обучение не только были включены в указанный План мероприятий, но и фондом были уже заключены вышеупомянутые соглашения с Учреждением, предметом которых является реализация и финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, на основании которых у фонда возникли обязательства перед Учреждением по выплате средств для финансового обеспечения мероприятий в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных на данные цели законом о бюджете фонда на текущий год.
По контрактам на поставку и ремонт оборудования ответчик соглашение так и не подписал, несмотря на выполнение Учреждением всех необходимых условий, что не оспаривается фондом.
Согласно пункту 5 "Порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", утвержденного Приказом Минздрава России от 15.04.2021 N 354н (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 N 64641) именно Фонд, а не медицинская организация в течение 2 рабочих дней со дня включения мероприятия медицинской организации в план мероприятий направляет в медицинскую организацию проект соглашения в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной настоящим приказом.
Проект соглашения разрабатывается фондом на основании сведений плана мероприятий и сведений о медицинской организации, включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования, и (или) единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее при совместном упоминании - реестр медицинских организаций).
Доводы фонда судом первой инстанции обоснованно отклонены с учетом конкретных обстоятельств данного дела.
Условия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", необходимые для получения средств на финансовое обеспечение мероприятий, Учреждение выполнило.
Исходя из материалов дела и письма ТОМС исх. от 21.12.2020 N исх-1563 фонд во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 и в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2021 год, утвержденного министром здравоохранения Самарской области, уведомил Учреждение о наличии в бюджете ТФОМС средств нормированного страхового запаса для финансового обеспечения указанных мероприятий.
Несмотря на то, что в 2021 году законодательство изменилось и с 01.03.2021 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", фонд должен был выполнить свои возникшие обязательства перед учреждением по финансированию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2021 год, возникшие ранее на основании ранее действовавшего и уже утвержденного плата мероприятий.
Поскольку, как следует из представленных с исковым заявлением доказательств, мероприятия по обучению медицинских работников, поставке и ремонту медицинского оборудования, предусмотренные утвержденным Планом, проведены, образовательные услуги Учреждению оказаны, медицинское оборудование поставлено, отремонтировано, оснований для включения этих мероприятий в новый план мероприятий, который планируется утвердить в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273, не имеется.
Учитывая, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области не исполнил перед Учреждением обязательства, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332, по финансовому обеспечению мероприятий на сумму 2 704700 рублей суд первой инстанции верно указал, что Учреждение вправе требовать взыскания этой суммы с фонда.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
До утверждения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.2021 N 354н "Об утверждении порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" действовал Приказ министерства Здравоохранения РФ от 06.06.2016 года N354н.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.2021 N 354н "Об утверждении порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" вступил в силу 24 августа 2021 года.
При этом пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.2021 N 354н "Об утверждении порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" устанавливается, что предыдущий приказ утрачивает силу с момента вступления в силу приказа от 15.04.2021 года. Следовательно, вопреки доводам фонда приказ министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 года N354н действовал до 24.08.2021 и подлежал применению.
Из материалов дела следует, что ответчик применял и подписывал типовую форму соглашения, утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 года N 354н. Данный факт подтверждается соглашениями, подписанными ГБУЗ СО "Сызраская ЦГБ" и ТФОМС по Самарской области по контрактам N 2807/2021 от 15.02.2021 соглашение подписано 19 марта 2021 года, по контракту N 146/2521 от 03.03.2021 соглашение подписано 10 марта 2021 года.
ТФОМС произвел оплату по указанным договорам из средств НСЗ: платежным поручением N 577227 от 24.03.2021 на сумму 10600 рублей, платежным поручением N 2399 от 26.03.2021 года на сумму 2500 рублей. Следовательно, доводы ответчика о наличии законодательного пробела, мешающего ответчику заключить соглашение, судом первой инстанции верно отклонены как необоснованные. Ссылки фонда на письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Министерства здравоохранения РФ судом первой инстанции также обоснованно отклонены, поскольку данные письма не являются нормативными правовыми актами, не содержат обязательных к применению норм права.
Невыполнение ТФОМС по Самарской области обязанности по заключению соглашений с Учреждением, а также выплате истцу спорных денежных средств во исполнение своих обязательств по финансированию из средств нормированного страхового запаса мероприятий по организации образования, ремонта и приобретения оборудования с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции верно признал незаконным.
В письме Министерства здравоохранения Самарской РФ от 28.05.2021 указано, что после вступления в силу приказа N 354н от 15.04.2021 станет возможным подписание соглашения, однако, несмотря на то, что приказ вступил в силу 24.08.2021, соглашения фондом в части контрактов на поставку и ремонт оборудования до настоящего времени с Учреждением не подписаны.
Обязанность ответчика заключить соглашения предусмотрена положениями ФЗ N 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Кроме того, в соответствии со ст. 421 п.1 ГК РФ ответчик добровольно принял на себя обязательства заключить соглашения, направив в ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" письмо-уведомление о выделенных больнице средств нормативного страхового запаса.
В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Ст.309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Ответчик не исполнил надлежащим образом свои обязательства по финансированию из средств нормированного страхового запаса мероприятий по организации образования, ремонта и приобретения оборудования. В результате незаконного отказа ТФОМС от исполнения обязательств у ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" возник перед контрагентами по контрактам долг размере 2704700 рублей.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований Учреждения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно выяснены обстоятельства дела и сделан ошибочный вывод об оплате средств Фондом ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" суд апелляционной инстанции считает несостоятельным. Данные утверждения ТФОМС по Самарской области ничем не обоснованы, поскольку имеется платежное поручение от 24.03.2021 на 10600 рублей, оплаченных ответчиком из средств НСЗ, сумма 2500 рублей также засчитана истцом в счет оплаты за обучение из средств НСЗ.
Ст. 41, ст. 150 АПК РФ предусматривает право истца отказаться от иска полностью или частично. Истец пользуясь правом, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством уточнил исковые требования и частично отказался от исковых требований. Утверждения суда первой инстанции в решении об оплате ответчиком средств НСЗ являются законными и обоснованными и подтверждаются платежными поручениями, предоставленными истцом и ответчиком. ТФОМС оспаривается не сам факт частичной оплаты, а размер данной оплаты, поэтому суд первой инстанции верно выяснил обстоятельства частичной оплаты ответчиком средств НСЗ за обучение в 2021 году, данный факт опровергает утверждения ответчика об отсутствии правовой базы для оплаты.
В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Ст.309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Ответчик не исполнил свои обязательства по финансированию из средств нормированного страхового запаса мероприятий по организации образования, ремонта и приобретения оборудования.
В результате отказа ТФОМС от исполнения обязательств у ГБУЗ СО Сызранская ЦГБ" возник действительный реальный ущерб. Обязанность оплатить указанные в решении суда суммы возникает на основании п. 7. 1. ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", которая указывает, что из средств НСЗ Территориального фонда ОМС предоставляются средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" от 26 февраля 2021 г. N 273, приказа Министерства Здравоохранения РФ N 354н от 15.04.2021 "Об утверждении порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведении ремонта медицинского оборудования" ответчик обязан заключить соглашение с больницей.
Пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.04.2021 N 354н "Об утверждении порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" устанавливается, что предыдущий приказ утрачивает силу с момента вступления в силу приказа от 15.04.2021. Следовательно, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 N 354н действовал до 24.08.2021 и подлежал применению. Отказ ответчика от подписания соглашения не дает ему права отказываться от взятых на себя обязательств по финансированию средств НСЗ.
Довод апелляционной жалобы об ошибочном расчете суммы иска, указанной истцом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Из обжалуемого судебного акта следует, что ГБУЗ СО "Сызранская ЦГБ" просило взыскать 2 037 500 рублей по контракту N 0142200001321003545 от 30.03.2021, 664 200 рублей по контракту N0142200001321001362 от 15.03.2021 и 3000 рублей - сумма не оплаченная по договорам на обучение от 03.03.2021 на 3600 руб. и 15.02.2021 на 12500 рублей.
2 037 500 + 664200+12500+3600-13100 ( частичный отказ от иска) = 2 704 700 рублей - сумма законно и обоснованно взысканная судом с ответчика.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года по делу N А55-23960/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23960/2021
Истец: ГБУЗ Самарской области "Сызранская центральная городская больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранение Самарской области "Сызранская центральная городская больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, ТФ ОМС Самарской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области