г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-217013/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИП Грибанова В.А. на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-217013/21 (121-1217)
по заявлению МДТИ Московской области
к ИП Грибанову В.А.
об аннулировании разрешения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об аннулировании разрешения от 09.10.2020 N 332293 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, выданное Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, на принадлежащее ИП Грибанову В.А. транспортное средство Kia Rio государственный регистрационный знак Х401АЕ797 (ОГРНИП: 319774600426624).
Решением от 21.12.2021 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неприменением закона, подлежащего применению.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством, в рамках своих полномочий, ИП Грибанову В.А. 09.10.2020 г. было выдано разрешение N 332293 на транспортное средство Kia Rio государственный регистрационный знак Х401АЕ797.
В настоящее время разрешение оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Министерства, который имеет регистрационный номер и QR-код (пункт 4 Порядка подачи заявления выдачи и переоформления разрешений).
Ранее выдача разрешения заявителю (согласно пункту 6.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области", утвержденного распоряжением Министерства от 15.11.2018 N 696-Р) производилась на бумажном носителе в МФЦ, после чего указанное разрешение передавалось в единственном экземпляре заявителю.
Одновременно с этим должностными лицами Министерства ведется Реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области (далее - Реестр), порядок ведения которого в соответствии с частью 8 статьи 9 устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии с частями 3 и 4 Порядка ведения Реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области N 711/26, Реестр ведется в электронном виде путем внесения в него реестровых записей.
Согласно пункту 10 Порядка ведения реестра выданных разрешений Реестр размещается на официальном сайте Министерства и подлежит обновлению в течение 5 дней со дня внесения в Реестр соответствующих изменений.
Таким образом, все сведения о статусе выданного разрешения генерируется в автоматическом режиме и содержат информацию о записи выданного разрешения в Реестре выданных разрешений, размещенного на официальном сайте Министерства (https: //mtdi.mosreg.ru/deyatelnost/celevye-programmy/taksi/proverka-razresheniya-na-rabotu-taksi).
Согласно подпункту 53 пункта 14 Положения о Министерстве к компетенции Министерства относится осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В ходе мероприятий по выявлению правонарушений в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси Министерством выявлено транспортное средство, к управлению которым, в нарушение норм Федерального закона N 69-ФЗ был допущен водитель, не имеющий общего трехлетнего водительского стажа в соответствии с российским национальным водительским удостоверением.
Так, к управлению автомобилем Kia Rio с государственным регистрационным знаком Х401АЕ797 был допущен водитель Хакимов Д.З. в соответствии с национальным водительским удостоверением Российской Федерации 9913 136759, выданным 06.12.2019 (стаж с 2019).
Частью 14 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в том числе в случае выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи.
Согласно требованиям пункта 2 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Таким образом, на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности лица при наличии общего водительского стажа не менее трех лет и на основании национальных или международных водительских удостоверений (если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением), законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.
На момент мероприятий по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере таксомоторных перевозок, проведенных Московской административной дорожной инспекцией 06.04.2021 общий водительский стаж Хакимова Д.З. не достиг трех лет.
Таким образом, заявление Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области, является правомерным.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Аннулирование лицензии (разрешения) является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В силу ст.49 Гражданского кодекса РФ аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным (избранным) видом деятельности, в связи с чем является мерой государственного понуждения.
В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования заявителя об аннулировании разрешения подлежат удовлетворению.
Довод подателя жалобы о том, что с учетом водительского удостоверения Хакимова Д.З., выданного в Республике Таджикистан, общий водительский стаж составляет более 3-х лет судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из положений пункта 13 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения (не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами).
Таким образом, водительский стаж подлежит исчислению с момента получения Хакимовым Д.З. водительского удостоверения Российской Федерации
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2022 по делу N А40-117814/21.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-217013/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217013/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Грибанов Вадим Александрович