г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-160401/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яриевым Э.Э., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СТЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-160401/21
по заявлению ООО "СТЭК"
к Федеральной службе по аккредитации
об оспаривании приказа,
при участии:
от заявителя: |
Верулидзе Н.Д. по дов. от 20.10.2021; |
от заинтересованного лица: |
Тигиева М.С. по дов. от 08.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТЭК" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Росаккредитации (ответчик, административный орган) о признании недействительным предписания N 10-Прд от 27.04.2021, о признании недействительным приказа N 175-ПО от 30.04.2021.
Решением от 16.12.2021 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Росаккредитацией обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 27.04.2021 г. N 10-Прд (Предписание N10-Прд). В отношении общества также ответчиком издан приказ от 30.04.2021 N175-ПО "О приостановлении действия аккредитации Общества с ограниченной ответственностью "СТЭК", аккредитованного в качестве органа по сертификации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11CT12 в отношении части области аккредитации (Приказ N175-ПО).
Не согласившись с оспариваемыми предписанием и приказом ответчика, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "СТЭК" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемых ненормативных актов Росаккредитации.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
На основании абз. первому пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 (Положение о Росаккредитации), Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона N 412-ФЗ.
Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.08.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.08.2017 N 437 "Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами" (далее - Приказ N 437) утверждены индикаторы риска, которыми Росаккредитация руководствуется при оценке вероятности несоблюдения аккредитованным лицом обязательных требований.
Порядок оформления и содержание заданий уполномоченным должностным лицам национального органа по аккредитации на проведение мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами, а также порядок оформления результатов проведения таких мероприятий, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.08.2017 N 438.
Согласно пункту 2.5 Приказа N 437 индикатором риска является выдача органом по сертификации сертификата соответствия в срок, не обеспечивающий соблюдение правил выполнения работ по сертификации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза (в том числе с учетом оценки соблюдения одного или нескольких сроков процедур, необходимых для отбора образцов, проб, идентификации продукции, проведения инспекционного контроля, проведения исследований (испытаний) и измерений).
Пунктом 2.7 Приказа N 437 установлено, что индикатором риска также является наличие фактов выдачи аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации сертификатов соответствия на основании протоколов исследований (испытаний) и измерений аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра), в отношении которой Росаккредитацией установлено одно из нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, заключающиеся в выдаче аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) протоколов исследований (испытаний) и измерений без фактического их проведения, а равно с нарушением обязательных требований в области технического регулирования к их проведению.
В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся в том числе, наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рамках осуществления контрольных мероприятий без взаимодействия с аккредитованными лицами должностными лицами Росаккредитации в период с 16.03.2021 по 17.03.2021 было проведено систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований органом по сертификации ООО "СТЭК" за период с 2018 по 2021.
По итогам осуществления данных мероприятий Росаккредитацией подготовлено заключение по результатам систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований от 28.01.2021 N 3-03/764, в котором содержится вывод о выявлении в отношении органа по сертификации ООО "СТЭК параметров, которые соответствуют пунктам 2.5, индикаторов риска и объективным образом свидетельствуют о нарушении обязательных требований аккредитованным лицом законодательства о деятельности аккредитованных лиц.
В силу пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ должностным лицом Росаккредитации п.110 результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами подготовлено мотивированное представление от 19.03.2021 N МП/62 (мотивированное представление N МП/62).
В целях проверки сведений, содержащихся в мотивированном представлении N МП/62 в отношении ООО "СТЭК" приказом Федеральной службы по аккредитации от 24.03.2021 N 38-П-ВД (Приказ N 38-П-ВД) инициирована внеплановая документарная проверка.
Пунктом 5 Приложения N 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", установлено, что при наличии в Федеральной службе по аккредитации подтвержденных сведений о нарушениях, связанных с заведомо незаконной выдачей аккредитованным лицом сертификатов соответствия в сфере обязательной сертификации, протоколов испытаний, проводятся внеплановые (выездные или документарные) проверки аккредитованных лиц, при этом требуется предварительное согласование с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности аккредитованных лиц.
Для проведения внеплановой выездной проверки было направлено в Прокуратуру города Москвы заявление N 90-У от 24.03.2021 о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Решением заместителя прокурора г. Москвы от 24.03.2021 согласована внеплановая выездная проверка (письмо от 24.03.2021 N 7/2-08-88-2021).
Росаккредитацией в адрес органа по сертификации направлено уведомление N 94_у от 26.03.2021 о проведении внеплановой документарной проверки и мотивированный запрос о необходимости представления документов, необходимых для проведения проверки с приложением заверенной копии Приказа N 38-П-ВД, в том числе посредством электронной почты на электронный адрес: info@,stektest.ru, указанный в реестре аккредитованных лиц. Письмом ООО "СТЭК" (вх. Росаккредитации N 10412 от 13.04.2021) поступили запрошенные документы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ пол проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых, и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Приказом Министерства экономического развития России от 26.10.2020 N 707 утверждены критерии аккредитации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее - критерии аккредитации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Пунктом 3 критериев аккредитации предусмотрено, что органы по сертификации продукции, услуг (орган по сертификации продукции) должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 21 декабря 2012 г. N 1941-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Статьей 25 Федерального закона N 412-ФЗ предусмотрена федеральная государственная информационная система в области аккредитации (далее также -ФГИС Росаккредитации), предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи информации, указанной в части 2 настоящей статьи, взаимодействия заявителей, аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации, технических экспертов и экспертных организаций с национальным органом по аккредитации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием ФГИС Росаккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
Формирование и ведение реестров сертификатов соответствия, выданных аккредитованными лицами, иных документов по оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза, осуществляются с учетом сведений об аккредитованных лицах, о результатах их деятельности, содержащихся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации (пункт 8 статьи 25 Федерального закона N 412-ФЗ).
Сведения о выданных сертификатах соответствия, а также о протоколах, явившихся основанием для выдачи сертификатов соответствия передаются в ФГИС Росаккредитации органами по сертификации самостоятельно.
Начиная с 1 января 2021 г. аккредитованные в национальной системе аккредитации лица должны представлять сведения о результатах своей деятельности в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. N 704 "Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации" (Положение о составе сведений).
В рамах данной проверки у аккредитованного лица были запрошены копии материалов сертификационных дел. По результатам анализа сведений, содержащихся в реестре сертификатов соответствия ФГИС Росаккредитации и представленных в рамках данной проверки письмом ООО "СТЭК" от 09.04.2021 N 8 (вх. Росаккредитации N 10412 от 13.04.2021) установлено, что часть протоколов испытаний, представленных в рамках проверки по запросу Федеральной службы по аккредитации и скан-копии протоколов, приложенных во ФГИС Росаккредитации в карточке сертификата соответствия, существенно отличаются.
ФГИС Росаккредитации является информационной системой содержащей полную, достоверную, актуальную и объективную информацию о деятельности аккредитованных лиц и используется всеми участниками национальной системы аккредитации. В связи с изложенным, анализ деятельности органа по сертификации ООО "СТЭК" был проведен на основании сведений, содержащихся в ФГИС Росаккредитации.
В результате проверки выявлены нарушения пункта 4.6 Критериев аккредитации в части несоблюдения положений пункта 6 статьи 12 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (далее - TP ТС 007/2011), пункта 2 статьи 4 технического регламента TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" (TP ТС 017/2011); пункта 9.2 Критериев аккредитации (в части отсутствия навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации у сотрудников органа по сертификации, выполнявших работы по подтверждению соответствия в рамках приставленных сертификационных дел у Кротовой Т.И., Безродных О.В., Пилинской Н.С., Ежовой Е.А. Данные нарушения отражены в Акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 27.04.2021 N 25-АДП (25-АДП).
Согласно пункту 2 частью 3 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ (в редакции действующей на момент проведения проверки) по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, за исключением проверки, указанной в части 3.1 настоящей статьи, национальный орган по аккредитации принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или части области аккредитации в случае, если такое нарушение относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации.
На основании изложенного Росакредитацией обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 10-Прд и Приказом Росаккредитации от 30.04.2021 N 175-ПО действие аккредитации ООО "СТЭК" приостановлено в части выполнения работ по подтверждению соответствия продукции: требованиям TP ТС 007/2011; TP ТС 017/2011.
Необходимо отметить, что Росаккредитацией была проведена проверка органа по сертификации, которому переданы правомочия по выполнению публично-правовой функции по оценке соответствия, в связи с чем такие лица наделяются специальной правоспособностью. ООО "СТЭК" является субъектом частного права, при этом, в своей деятельности функционирует как орган публичной власти.
Таким образом, в части реализации специальной правоспособности аккредитованных лиц на них распространяется разрешительный метод правового регулирования, характерный для установления статуса государственных и муниципальных органов.
Деятельность аккредитованных лиц является ключевой с точки зрения профессиональной, компетентной, объективной, и беспристрастной оценки соответствия, ведь от качества ее осуществления зависит как доверие к деятельности национального органа по аккредитации, так и доверие к результатам деятельности аккредитованных лиц.
Учитывая, что результаты деятельности аккредитованных лиц, используются неограниченным кругом лиц, а также тесно связаны с доверием к уровню обеспечения безопасности во всей цепочке поставок товаров и услуг, аккредитованные лица должны осознавать далеко идущие последствия своих действий, их публичное значение, и ответственность, связанную с высоким статусом аккредитованных лиц.
Из пункта 1 части 1 статьи 1, пунктов 1,5,9 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ следует, что деятельность аккредитованного лица в своей области аккредитации представляет собой деятельность, по оценке соответствия.
Отношения, возникающие при оценке соответствия, регулирует Федеральный закон N 184-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Тем самым, одной из форм оценки соответствия является подтверждение соответствия.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания). Производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил и условиями договоров (статья 2).
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (статья 2).
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно положениям части 4 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ исследования и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная исполнительная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Пунктом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 определено, что данный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной (5.5 ИСО/МЭК 17000:2004).
Пункт 7 "Требования к процессу" ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 регламентирует порядок действий, осуществляемых органом по сертификации в процессе сертификации, от подачи заявки (пункт 7.2) до инспекционного контроля (пункт 7.9 и далее согласно уточняющих положений) с указанием на обязанность органа по сертификации применять одну или несколько схем сертификации для осуществления своей деятельности (пункт 7.1.1 ГОСТР ИСО/МЭК 17065-2012).
В приложении "А" к ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 закреплены принципы, относящиеся к органам по сертификации и выполняемой ими деятельности. Из пункта А.6.2 данного приложения следует, что орган по сертификации несет ответственность за оценивание достаточных объективных свидетельств, на основании которых принимается решение по сертификации; на основании анализа свидетельств орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, если имеются достаточно веские доказательства соответствия, или об отказе в выдаче, если отсутствуют достаточно веские доказательства соответствия, или о не подтверждении результатов сертификации.
29.05.2014 страны Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о евразийском экономическом союзе. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе техническое регулирование в рамках Союза осуществляется, в том числе, исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.
В силу пункта 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению N 9 к данному Договору.
Пунктом 5 Приложения N 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" к Договору о Евразийском экономическом союзе установлено следующее: "Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Техническими регламентами Таможенного союза TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 t далее- TP ТС 007/2011) и TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 (далее - TP ТС 017/2011) установлены единые, обязательные для применения и исполнения требования к продукции, предназначенной для детей и подростков и продукции легкой промышленности.
Подтверждение соответствия продукции требованиям указанных технических регламентов в форме сертификации проводится в том числе по схеме 1С.
Пунктом 6 статьи 12 TP ТС 007/2011, пунктом 4.5 статьи 11 TP ТС 017/2011 предусмотрено, что орган по сертификации осуществляет отбор образцов и организует проведение испытаний образцов продукции на соответствие требованиям настоящего TP ТС.
Согласно пункту 22.1 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах таможенного союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 (далее - Положение о порядке применения типовых схем оценки), пунктам 11, 38-55 Типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 (далее -Типовые схемы оценки соответствия), TP ТС 007/2011, TP ТС 017/2011 испытания продукции проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому предоставляется протокол испытаний.
В рамках проведенной проверки должностным лицом Росаккредитации были рассмотрены копии материалов сертификационного дела N ЕАЭС RU C-RU.CT12.B.00012/20 от 19.06.2020.
Сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-RU.CT12.B.00012/20, выдан ООО "СТЭК" 19.06.2020 со сроком действия по 18.06.2023, и подтверждает соответствие серии выпускаемой продукции "Изделия трикотажные бельевые первого слоя для детей старше трех лет (дошкольной, школьной возрастных групп) и подростков, из хлопчатобумажной и смешанной пряжи (хлопок, эластан (лайкра)), в комплектах и отдельными предметами" требованиям TP ТС 007/2011. Схема сертификации 1с.
Полное наименование продукции: "Изделия трикотажные бельевые первого слоя для детей старше трех лет (дошкольной, школьной возрастных групп) и подростков, из хлопчатобумажной и смешанной пряжи (хлопок, эластан (лайкра), в комплектах и отдельными предметами: трусы, пижамы, ночные сорочки, фуфайки (футболки); с торговыми маркировками "Kidonly", "КВК", "Alice's Dream".
Заявителем и изготовителем является: ООО "ТД "Витрина Альянс", ОГРН 1157746215220, адрес места осуществления деятельности: 121351, РОССИЯ, Г Москва, ул. Коцюбинского, дом 4, этаж 1, помещение 162.
Данный сертификат соответствия выдан на основании протоколов испытаний N 641-2020-00756 от 18.06.2020; N 642-2020-00757 от 18.06.2020, выданных испытательной лабораторией Общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский Центр Испытаний" (далее также -ИЛ ООО "ЧЦИ"), уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21HK48, адрес места фактического осуществления деятельности: 428005, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Ломоносова, д. 2, пом. 4, 7, мобильный офис.
Как следует из протоколов испытаний N 641-2020-00756 н N 642-2020-00757 от 18.06.2020, размещенных ООО "СТЭК" в реестре сертификатов соответствия ФГИС Росаккредитации в разделе "исследования, испытания, измерения" сертификата соответствия ЕАЭС RL C-RU.CT12.B.00012/20 от 19.06.2020 испытательной лабораторией проведены испытания продукции на соответствие TP ТС 00/2021, в том числе:
по показателю "Мышьяк (As)" в соответствии с "ПНД Ф 14Л:2:4Л40-98. Количественный химический анализ вод. Методика измерений массовых жювыентраций бериллия, ванадия, висмута, кадмия, кобальта, меди, молибдена, мышьяка, никеля, олова, свинца, селена, серебра, сурьмы и хрома в пробах питьевых, природных и сточных вод методом атомно-абсорбционной. г- гометрии с электротермической атомизацией", утвержденной ФБУ "ФЦАО" 21.11.2013 (далее - ПНД Ф 14.1:2:4.140-98), результат испытаний - менее 0.0005 (ниже предела обнаружения)";
по показателю "Медь (Си)" в соответствии "ПНД Ф 14Л:2:4Л39-98. Количественный химический анализ вод. Методика выполнения измерений массовых концентраций кобальта, никеля, меди, цинка, хрома, марганца, железа, кадмия и свинца в пробах питьевых, природных и сточных вод методом "томно-абсорбционной спектрометрии", утвержденной Государственным жомитетом РФ по охране окружающей среды от 25.06.1998 (далее -ПНД Ф 14.1:2:4.139), результат испытаний - "менее 0,01 (ниже предела обнаружения)";
по показателю "Этиленгликоль" по Инструкции N 880, результат испытаний - "0,10,02" по протоколу N 642-2020-00757.
Между тем, как следует из области аккредитации ИЛ ОО "ЧЦИ" в реестре "кредитованных лиц ФГИС Росаккредитации на основании приказа Федеральной службы по аккредитации от 26.03.2020 N С-870, область аккредитации ИЛ ООО "ЧЦИ" сокращена по показателю "Мышьяк (As)" по методике ПНД Ф 14.1:2:4.140 (позиция 90 сокращенной области аккредитации). Согласно действующей области аккредитации ИЛ ОО "ЧЦИ" определяемый диапазон исследований по показателю "Медь (Си)" по методике.ПНД Ф 14.1:2:4.139 чтвержден (0,1-5,0) мг/дмЗ; определяемый диапазон испытаний по показателю "Этиленгликоль" по Инструкции N 880 утвержден (0,5-5,0) мг/дмЗ.
Учитывая изложенное, по показателю "Мышьяк (As)" ИЛ ОО "ЧЦИ" проведены по методике, отсутствующей в области аккредитации испытательной лаборатории, по показателям "Медь (Си)" и "Этиленгликоль" - проведение испытаний вне пределов, утверждённых в области аккредитации, то есть ИЛ ООО "ЧЦИ" провела испытания и выдала протокол испытаний со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации за пределами утвержденной области аккредитации.
Согласно пункту 6 статьи 12 TP ТС 007/2011 установлена обязанность органа по сертификации рассматривать заявку и приложенные к ней документы, принимать решение по заявке, проводить идентификацию продукции и отбор образцов для испытаний, организовывать проведение испытаний образцов продукции на соответствие требованиям настоящего Технического регламента, проводить анализ полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколе, давать заключение о соответствии (несоответствии) требованиям настоящего технического регламента и т.д.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента. Таким действием (элементом) считается, в том числе, анализ полученных результатов испытаний.
В соответствии с пунктами 5, 7 и 22 Положения о порядке применения типовых схем в их системной взаимосвязи применительно к приведенным нормативным положениям и фактическим обстоятельствам, если орган по сертификации при выборе схемы оценки (подтверждения) соответствия остановился на схеме 1с, то исключительно результаты действий, входящих в схему 1с, могут использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
При этом результат каждого включенного в схему подтверждения соответствия действия является самостоятельным доказательством соответствия продукции установленным требованиям, и для вывода о соответствии продукции таким требованиям необходимо последовательно выполнить все входящие в схему подтверждения соответствия действия и получить совокупность доказательств - результатов указанных действий. Значит, при осуществлении оценки соответствия невыполнение какого-либо действия, включенного в схему подтверждения соответствия, всякое иное отступление от схемы подтверждения соответствия не позволяет обеспечить получение всех необходимых доказательств соответствия продукции установленным требованиям.
Таким образом, нарушение органом по сертификации применяемой схемы подтверждения соответствия влечет за собой юридическую и фактическую невозможность сделать однозначный вывод о соответствии продукции предъявляемым к ней требованиям, и в таком случае орган по сертификации не вправе выдавать сертификат соответствия.
Фактически органом по сертификации ООО "СТЭК" не проведен анализ полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколах испытаний, послуживших основанием для выдачи сертификата соответствия.
Аналогичные нарушения были выявлены по сертификатам соответствия:
N ЕАЭС RU C-RU.CT12.B.00011/20 от 19.06.2020 в части анализа полученных испытаний по протоколам N605-2020-00755 от 18.060.2020 и.N'2604-2020-00754 от 18.06.2020;
N ЕАЭС RU C-UZ.CT12.B.00010/20 от 18.06.2020 в части анализа полученных испытаний по протоколам N691-2020-00700 от 10.06.2020; N690-2020-00720 от 15.06.2020; N693-2020-00747 от 17.06.2020; 1*692-2020-00703 от 10.06.2020;
N ЕАЭС RU C-UZ.CT12.B.00009/20 от 18.06.2020 в части анализа полученных испытаний по протоколам N696-2020-00715 от 11.06.2020;.V695-2020-00714 от 11.06.2020; N694-2020-00713 от 11.06.2020.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что протоколы испытаний не учитывались сотрудниками органа по сертификации при принятии решений о выдаче сертификатов соответствия являются несостоятельными, поскольку данные протоколы были предоставлены во ФГИС Росаккредитации именно органом по сертификации в виде электронных образов (скан-копии) протоколов испытаний, проведенных в целях подтверждения соответствия продукции.
В ходе проведения проверки, по результатам анализа сведений, содержащихяся в реестре сертификатов соответствия ФГИС Росаккредитации и представленных в рамках данной проверки письмом ООО "СТЭК" от 09.04.2021 N 8 (вх. Росаккредитации N 10412 от 13.04.2021) установлено, что часть протоколов испытаний, представленных в рамках проверки по запросу Росаккредитации и скан-копии протоколов, размещенных во ФГИС Росаккредитации в карточке сертификата соответствия, существенно отличаются.
Проверка проводилась, в том числе на основании документов, представленных ООО "СТЭК" через ФГИС Росаккредитации. Росаккредитация оценила имеющуюся информацию и исходя из хронологии событий, признала, что протоколы, загруженные во ФГИС являются первичным и их существо не отрицается органом по сертификации, что подтверждает наличие нарушения законодательства в области сертификации и является основанием для отмены сертификатов соответствия.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона 294-ФЗ в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Относительно запроса информации о выявленных ошибках и (или) противоречиях в соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона 294-ФЗ государственный орган наделен соответствующим правом в рамках проведения документарной проверки. Вместе с тем, у аккредитованного лица в соответствии с уведомлением о проведении внеплановой документарной проверки от 26.03.2021 N 94-У были запрошены материалы сертификационных
Таким образом, поскольку сертификаты соответствия, выданные на основании недействительных протоколов, не были отменены, с учетом того, что аккредитованному лицу было известно об имеющихся нарушениях, учитывая, что сведения, содержащиеся в ФГИС Росаккредитации являются официальными и достоверными, в ходе проведения проверки дополнительные пояснения запрошены не были.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества относительно невозможности исправления технической ошибки в части замены протоколов испытаний, ввиду следующего.
Пунктом 93 Типовых схем предусмотрена замена сертификата соответствия продукции и (или) приложений к нему без выполнения процедур, предусмотренных "а" - "и" пункта 11 настоящего документа, в том числе, в случае, выявления в сертификате соответствия продукции и приложениях к нему ошибок (опечаток).
В Руководстве по качеству органа по сертификации ООО "СТЭК" СМК.РК-01-2021, Редакция N 6), утверждённом генеральным директором ООО "СТЭК" 11.01.2021, в пункте 6.14.2 указано, что орган по сертификации может принять решение о прекращении действия сертификата соответствия, том числе в случае выявления технической ошибки при оформлении сертификата соответствия.
Информацию о прекращении (отмене) действия сертификата соответствия орган по сертификации доводит до сведения держателя сертификата соответствия, передает в Федеральную службу по аккредитации сведения в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения.
В случае, если орган по сертификации полагает, что недостоверные протоколы испытаний подгружены во ФГИС Росаккредитации в качестве основания выдачи сертификатов соответствия, то он имеет право отменить сертификат соответствия, указав в качестве основания "техническую ошибку", устранить нарушение и выдать новый сертификат соответствия.
На момент проведения проверки, на момент получения Акта N 25-АДП, органу по сертификации было известно о несоответствии, в части сведений результатах испытаний, указанных в протоколе испытаний, и. ООО "СТЭК" имело возможность отменить сертификаты соответствия.
Довод заявителя об отсутствии нарушений в части проведения анализа проведенных испытаний по показателю "ртуть" был рассмотрен на заседании рабочей группы Федеральной службы по аккредитации по оценке результатов мероприятий по государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц 21.05.2021 и установлено следующее.
В Акте N 25-АДП в качестве нарушения установлена выдача органом по сертификации ООО "СТЭК" сертификатов соответствия N ЕАЭС RU C-RU.CT12.B.00012/20; N ЕАЭС RU C-UZ.CT12.B.00010/20 от 18.06.2020; ЕАЭС RU C-UZ.CT12.B.00009/20 от 18.06.2020; N ЕАЭС RU C-RU.CT12.B.00011/20 от 19.06.2020, с нарушением правил выполнения работ по сертификации в части проведения анализа полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколах испытаний, в части проведения испытаний испытательной лабораторией на наличие "Ртути (Hg)".
Пунктом 7 статьи 5 TP ТС 007/2011 предусмотрено о необходимости соответствия текстильных материалов для одежды и, изделий требованиям химической безопасности согласно приложению 10 TP ТС 007/2011. Перечень контролируемых химических веществ определяются в зависимости от химического состава материала и вида изделия. Также, приложением N 10 TP ТС 007/2011 установлено требование к проведению испытаний на наличие экстрагируемых химических элементов (в зависимости от красителя). В приложение 10 TP ТС 007/2011 указано что испытания по показателю "Ртуть "Hg)" распространяется только для материалов из натуральных волокон.
Согласно протоколу испытаний от 18.06.2020 N 642-2020-00757 испытуемое изделие идентифицировано, как состоящее из смешенной пряжи "хлопок, 92%" и "Лайкра 8%", цвет: красный.
Проведение испытаний по показателям, которые не указаны TP ТС, или не предусмотрены, как обязательные для минимального набора безопасности, не является нарушением требований технических регламентов, таким образом, орган по сертификации, если заявитель не возражает, может дать направление испытательной лаборатории на проведение таких исследований.
По результатам обсуждения рабочей группой нарушение ООО "СТЭК" в части проведения анализа полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколах испытаний, а именно результаты испытаний на наличие "Ртути <Hg>" было исключено из числа нарушений и не подлежало устранению в рамках исполнения предписания N 10-Прд, о чем Заявителю было сообщено письмом от 10.06.2021 N 14239/03-АВ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения(или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, в том числе жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичное положение закреплено пунктом 2 частью 3 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ.
Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом требования, изложенные в предписании должны быть исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
Поскольку сертификаты соответствия выданы с нарушение требований законодательства о техническом регулировании, они не могут служить соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям и являются по своей сути недействительными и в целях предотвращения причинения вреда в том числе жизни, здоровью людей, Росаккредитация выдала предписание о прекращении указанных сертификатов. При этом, согласно абзацу шестому пункту 2 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ орган по сертификации наделен указанными полномочиями.
Таким образом, выдача предписания совершена Росаккредитацией в пределах предоставленных полномочий.
Необходимо отметить, что ООО "СТЭК" не приведены доводы содержащие указание на нормативные акты, которым не соответствуют оспариваемые предписание и приказ Федеральной службы по аккредитации.
Кроме того, ООО "СТЭК" не указало какие конкретно права были нарушены ненормативными правовыми актами Росаккредитации.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые предписание и приказ являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-160401/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160401/2021
Истец: ООО "СТЭК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ