город Омск |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А70-14239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Воронова Т.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-942/2022) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.12.2021 по делу N А70-14239/2021 (судья Лоскутов В.В.) по исковому заявлению потребительского кооператива коллективных гаражей N 9 П. ТЭЦ (ИНН 7203005381, ОГРН 1027200837267) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
в отсутствие представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
потребительский кооператив коллективных гаражей N 9 П. ТЭЦ (далее - истец, ПККГ N 9 П. ТЭЦ, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ответчик, региональный оператор, ООО "ТЭО") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N ТО02КО0101004903, путем принятия пункта 12 договора и условий дополнительного соглашения в части пункта 3, а также Приложения N 1 (графы 4, 5, 6, 7, 15) в редакции истца и производить расчет стоимости услуг с даты заключения дополнительного соглашения в новой редакции согласно внесенным изменениям; в связи с фактическим неоказанием региональным оператором услуг по вывозу твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) считать, что обязанность истца по оплате услуг за период с 01.01.2019 по настоящее время в сумме 131 875 руб. 86 коп. не возникла; считать обязательства сторон по договору и дополнительному соглашению, в том числе обязанность истца по оплате услуг возникшими с даты заключения дополнительного соглашения в новой редакции.
Решением от 17.12.2021 Арбитражный суд Тюменской области урегулировал разногласия, возникшие при заключении между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ГСК от 01.01.2019 N ТО02КО01011004903, изложив в следующей редакции:
пункт 12 - "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим образом: расчетным путем, исходя из количества и объемов контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов";
пункт 3 дополнительного соглашения N 001 от 03 марта 2021 года - "Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, является неотъемлемой частью договора";
графа 4 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 001 от 03 марта 2021 года - "Способ расчета объема - по количеству и объему контейнеров";
графа 5 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 001 от 03 марта 2021 года - "Единица расчета норматива - количество контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов", установленных в месте твердых коммунальных отходов"";
графа 6 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 001 от 03 марта 2021 года - "Количество расчетных единиц - 1";
графа 7 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 001 от 03 марта 2021 года - "Объем контейнеров - 0, 75 кубических метров";
графа 15 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 001 от 03 марта 2021 года - "Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов" - один раз в неделю".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано следующее: истец разместил предложение о заключении договора и типовые формы на свое официальном сайте, а в дальнейшем, направил в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, который ответчиком не подписан; по результатам проверки регионального оператора установлено, что на территории истца место (площадка) накопления ТКО не оборудовано, единственный контейнер для складирования ТКО перевернут; необходимым условием для выбора способа учета "объем и количество контейнеров" является наличие у потребителя собственной контейнерной площадки с установленными на ней контейнерами для сбора ТКО; суд первой инстанции изменил пункт 12 договора на коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров, не меняя приложение N 1 к договору, что внесло неясность в порядок его исполнения; урегулирование пункт 3 дополнительного соглашения в редакции истца влечет неопределенность в случае отказа потребителя от подписания дополнительного соглашения.
Кооператив в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, от истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Потенциальные потребители были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО с истцом посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/
Кооператив заявку на заключение договора не направил, в связи с чем проект договора по обращению с ТКО с ГСК от 01.01.2019 N ТО02КО0101004903 (далее - договор) направлен ответчику 26.01.2021 сопроводительным письмом от 21.01.2021.
Согласно пункту 4 договора, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена с 01.01.2019.
В пункте 12 договора указано, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), следующим образом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В приложении N 1 к договору указано: наименование объекта - ПККГ N 9 П. ТЭЦ; адрес объекта: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Энергетиков, д. 41; способ расчета объема - по нормативу; единица расчета норматива - количество машино-мест; количество расчетных единиц - 250; стоимость услуг с учетом НДС определена в сумме 55 997 руб. 91 коп. в год; место (площадка) накопления ТКО - Тюменская область, город Тюмень, улица Энергетиков, дом 28; периодичность вывоза определена согласно СанПин.
Подписанный экземпляр договора ответчику возвращен не был.
В претензии от 05.02.2021, истец выразил несогласие с содержанием пункта 12 договора, а также с отдельными пунктами приложения N 1 к договору.
Ответчик направил истцу дополнительное соглашение от 03.03.2021 N 001 к договору от 01.01.2019 N ТО02КО0101004903, согласно которому оно распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2019 (пункт 3), в приложении N 1 к дополнительному соглашению указано: количество машино-мест - 234, стоимость услуг - 64 311 руб. 84 коп. в год; место накопления ТКО определено по адресу: город Тюмень, улица Одесская, дом 41.
В письме от 05.04.2021 истец выразил несогласие с предложенными условиями договора и дополнительным соглашением от 03.03.2021 N 001, предложил внести изменения в условия договора и дополнительного соглашения.
11.05.2021, ответчик вновь направил истцу для подписания дополнительное соглашение от 03.03.2021 N 001, в котором уменьшил стоимость услуг до 60 195 руб. 90 коп. в год с НДС, остальные пункты соглашения оставил без изменения.
Полагая, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для внесения изменений в условия проекта договора путем принятия условий дополнительного соглашения в редакции истца, Кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 421, 422, 425, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правил N 505, Правил N 1156, установив, что требования истца об урегулировании разногласий соответствуют действующему законодательству, исковые требования признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Поскольку стороны не достигли согласия в отношении его условий, истец обоснованно обратился в суд за урегулированием этих разногласий.
Оставляя обжалуемое решение без изменения, суд апелляционной инстанции отмечает, что при разрешении настоящего спора следует принимать во внимание положения законодательства о ТКО, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу главы 39 ГК РФ оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги (или его деятельность).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно абзацу первому пункту 8 (17) Правил 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Как указано ранее, потенциальные потребители были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО с истцом посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил (абзац третий пункта 8(17) Правил N 1156).
Согласно материалам дела Кооператив с заявкой на заключение договора не обращался.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абзац четвертый пункта 8 (17) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 четко разграничивается дата заключения договора и период предшествующей дате заключения договора с момента начала фактического оказания услуг.
Таким образом, дата начала фактического оказания услуг 01.01.2019, и они подлежат оплате по условиям типового договора, а начало действие договорных отношений не может быть раньше даты, чем стороны вступили в них, за исключением, если стороны договорились о распространении действия договора на предшествующие периоды.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора, поскольку между сторонами договор на согласованных условиях не заключен, отношения сторон регулируются условиями типового договора, а на разрешение суда переданы разногласия сторон относительно согласования условий договора с учетом дополнительного соглашения к нему.
В пункте 12 договора указано, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505, следующим образом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец выразил несогласие с пунктом 12 договора, просил изложить его в иной редакции, указав, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505, следующим образом: расчетным путем, исходя из количества и объемов контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 5 Правила N 505 предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Распоряжением Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-РД утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Тюменской области (далее - Территориальная схема).
Контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, д. 41, владельцем которой указан гаражный кооператив, включена в Территориальную схему.
Как следует из материалов дела, в ходе обследований, проведенных региональным оператором 15.02.2021, 28.09.2021, установлено, что на объекте истца, по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, д. 41, расположен 1 контейнер для накопления ТКО, объемом 0,75 куб.м.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, то обстоятельство, что на момент обследования контейнер перевернут верх дном, не препятствует приведению его в первоначальное состояние и использованию истцом для накопления ТКО.
Кроме того, в письме от 07.10.2021 N 13108 ответчик подтвердил наличие у истца права на использование способа расчета по количеству и объему контейнеров, исходя из наличия одного контейнера объемом 0,75 куб.м, с периодичностью вывоза один раз в неделю (л.д. 145-146).
С учетом изложенного, судом обоснованно принята редакция истца в отношении пункта 12 договора, а также Приложения N 1 к дополнительному соглашению договору (графы 4, 5, 6, 7, 15).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ); при этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
Таким образом, с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, договор на оказание услуг по обращению с ТКО действует в редакции, принятой судом. Соответственно, с даты вступления в силу решения, отсутствует неясность между пунктом 12 договора и Приложением N 1 к договору, поскольку Приложение N 1 действует с учетом дополнительного соглашения, которым внесены изменения в Приложение N 1.
Кроме того, как указано выше, отсутствует необходимость совершения сторонами каких-либо дополнительных действий, в том числе подписания сторонами двустороннего документа.
Из содержания пункта 4 статьи 445 ГК РФ и приведенных разъяснений следует, что договор считается заключенным между сторонами на условиях, содержащихся в решении суда. При этом в решении должны быть указаны существенные условия договора (условия, которые позволяют считать договор заключенным и о необходимости согласования которых заявит одна из сторон), в остальном содержание прав и обязанностей сторон регулируется императивными нормами законодательства и восполняется диспозитивными нормами законодательства, если правило иное, чем определено в диспозитивной норме, прямо не указано в решении суда (пункт 4 статьи 421, пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2019 N 307-ЭС19-3613 и от 25.05.2020 N 309-ЭС19-10274.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.12.2021 по делу N А70-14239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14239/2021
Истец: Коллективных Гаражей N 9 П. ТЭЦ
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"