г. Москва |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А41-70649/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ЛЕСПРОМ": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мусиев Р.А. по доверенности от 07.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЕСПРОМ"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 декабря 2021 года по делу N А41-70649/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕСПРОМ"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЕСПРОМ" (далее - ООО "ЛЕСПРОМ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отменить постановление от 02.09.2021 N 04/93/2436/2021 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года по делу N А41-70649/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 203-206).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЛЕСПРОМ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "ЛЕСПРОМ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Министерства экологии и природопользования Московской области из Управление недропользования поступила служебная записка
от 16.07.2021 N СЗ-4351 о возможном нарушении ООО "ЛЕСПРОМ" условий лицензии на пользование недрами от 17.09.2018 МСК N 80307 ТЭ.
Проведенной проверкой было установлено, что в соответствии с пунктом 3.23 раздела 3 "Сроки и условия действия лицензии" Условий пользования недрами приложения 1 к лицензии на пользование недрами МСК N 80307 ТЭ, с изменениями, внесёнными в лицензию Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 17.02.2020 N 212-РМ, до начала проведения работ по разведке и добыче общераспространённых полезных ископаемых - песков строительных на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования соответствующих земельных участков в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.25 раздела 3 "Сроки и условия действия лицензии" Условий пользования недрами приложения 1 к лицензии на пользование недрами МСК N 80307 ТЭ, с изменениями, внесёнными в лицензию Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 17.02.2020 N 212-РМ, запрещается проведение работ по разведке и добыче общераспространённых Полезных ископаемых - песков строительных до оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования. соответствующих земельных участков в целях недропользования.
Министерством экологии и природопользования Московской области ООО "ЛЕСПРОМ" выдана лицензия МСК N 80307 ТЭ для разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых - песков; строительных на месторождении "Кашино" площадью 21,1 га, расположенном в 1,2 км западнее деревни Кашино Богородского городского округа Московской области, сроком действия с 17.09.2018 до 31.12.2025.
Распоряжением Министерства от 28.02.2019 N 154-РМ согласована проектная документация "Технический проект, разработки месторождения строительных песков "Кашино" промышленной категории С 1 в Богородском городском округе Московской области".
Горноотводный акт к лицензии на пользование недрами МСК N 80307 ТЭ зарегистрирован Центральным управлением Федеральной службы.по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.06.2019 за N 50-0250-00090.
Работы по разведке и добыче общераспространённых полезных ископаемых, песков строительных ООО "ЛЕСПРОМ" проводятся на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0603050:5, площадью 21 9735 га, имеющим местоположение: Московская область, Богородский городской округ, Ногинское лесничество, Кудиновское участковое лесничество, квартал 11, части выделов 15, 17, 25, 29, 30, 33, 34, 35, 36, 37, 39.
Указанный земельный участок предоставлен ООО "ЛЕСПРОМ" в аренду сроком на 49 лет Комитетом лесного хозяйства Московской области на основании договора аренды лесных участков от 28.04.2018 N 50-0937-05-12-12 в соответствии с приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 28.04.2018 N 1. 26П-957. Целевое назначение (категория) указанного участка - защитное, лесопарковые зоны.
Проведение работ по добыче общераспространённых полезных ископаемых песков строительных ООО "ЛЕСПРОМ", подтверждается актом проверки Ногинской городской прокуратуры от 07 июля 2021 года.
19 августа 2021 года по факту выявления в действиях общества события административного правонарушения, в присутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, уполномоченным должностным лицом Минэкологии МО, составлен протокол N 03/93/2436/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 далее - КоАП РФ, копия протокола направлена в адрес заявителя.
02 сентября 2021 года по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом в отношении ООО "ЛЕСПРОМ" вынесено постановление о назначении административного наказания N 04/93/2436/2021, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб. (т. 1 л. д. 7-10)
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ЛЕСПРОМ" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется нарушение статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), что является нарушением пунктов 3.23, 3.35 раздела 3 "Сроки и условия действия лицензии" Условий пользования недрами приложения 1 к лицензии на пользование недрами МСК N 80307 ТЭ, с изменениями, внесёнными в лицензию Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 17.02.2020 N 212-РМ.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 28.04.2018 N 50-0937-05-12-12, заключенного с Комитетом лесного хозяйства Московской области обществу предоставлен лесной участок для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. Арендатором разработана концепция о рекультивации нарушенных земель путем обводнения, согласованная с Комитетом лесного хозяйства (12.09.2018 г. за N исх- 19382/26-14), устанавливающая образование на месте нарушенных выемкой землях горнопромышленного неоландшафта - котлована с береговой зоной, отвечающего условиям последующего использования выработанного пространства под водохранилище, искусственный водный объект или гидротехническое сооружение с инфраструктурой для противопожарных и иных лесохозяйственных мероприятий пожарный водоем) с подъездом и лесохозяйственной дорогой.
17 мая 2018 года Министерство экологии и природопользования Московской области выдано заключение государственной экспертной комиссии по проведению экспертизы запасов полезных ископаемых N 20-2018-Т.
07 июня 2018 года открыто месторождение "Кашино", площадью 21,1 га песков строительных в 1,2 км. западнее д. Кашино Богородского округа Московской области, которое распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 24 августа 2018 года N 521-РМ предоставлено заявителю право пользования участком недр местного значения.
17 сентября 2018 года ООО "ЛЕСПРОМ" получена лицензия МСК 80307 ТЭ зарегистрирована за N 365 Министерством экологии и природопользования Московской области, на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых- песков строительных месторождения "Кашино", площадью 21,1 га расположенное в 1,2 км. западнее д. Кашино Богородского округа Московской области; сроком действия до 31 декабря 2025 года.
28 февраля 2019 года распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области за N 154-РМ был согласован технический проект разработки и рекультивации песков строительных указанного месторождения, утвержденный
19 апреля 2019 года за исх. N 8919/29-13 Комитетом лесного хозяйства Московской области был согласован и утвержден проект рекультивации участка "Кашино", площадью 21,1 га расположенное в 1,2 км. западнее д. Кашино Богородского округа Московской области, разработанный ООО "ЛЕСПРОМ".
30 мая 2019 года распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области выдан горноотводный акт.
17 июня 2019 года Центральным Управлением Ростехнадзора по ЦФО зарегистрирована проектная документация горного отвода (горноотводный акт) участка "Кашино" за N 50-0250-00090.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛЕСПРОМ" предоставлена лицензия на пользование недрами МСК 80307 ТЭ для разведки и добычи песков на месторождении "Кашино" площадью 21,1 га западнее д. Кашино Богородского округа МО, сроком действия с 17.09.2018 до 31.12.2025.
17 февраля 2020 года распоряжением Министерства N 212-РМ в лицензию общества, в требования, касающиеся условия пользования недрами в раздел 3 внесены изменения, посредством дополнения пунктами 3.23-3.25.
Так, пунктом 3.23 условий пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии установлено, что до начала проведения работ по разведке и добыче песков строительных на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования соответствующего земельного участка для целей недропользования.
Согласно пункту 3.24. на недропользователя возлагалась обязанность не позднее 30 дней с момента получения документов, указанных в пункте 3.23. представить копии документов в Министерство.
В соответствии с пунктом 3.25 условий пользования недрами запрещается проведение работ по разведке и добычи до оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка для целей недропользования
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право се владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (статья 12 Закона N 2395-1).
В силу пункта 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно части первой статьи 25.1 Закона N 2395-1 земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и указанным Законом.
Пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок может быть использован для добычи полезных ископаемых только после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
О внесенных изменениях в условия лицензии заявитель был уведомлен в феврале 2020 года, следовательно на дату проведения осмотра должен был предпринять соответствующие действия по исполнению пункта 3.23 условий лицензии.
Между тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства на момент осмотра (07.07.2021) общество осуществляло добычу полезных ископаемых (песка) на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0603050:5, категории "земли лесного фонда", без перевода земельного участка в иную категорию.
Факт нарушения подтверждается материалами дела - актом осмотра от 07.07.2021, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, при осуществлении добычи песка на лесном участке Обществом допущено нарушение требований статьи 22 Закона о недрах, выразившееся в нарушении предусмотренного лицензионным соглашением условия об осуществлении пользования недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рамках оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении обществу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 300 000 руб., следовательно, штраф назначен в минимальном размере.
Административный штраф, являющейся мерой ответственности, принимается в целях предупреждения совершения новых правонарушений, его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, отвечая критериям пропорциональности и обеспечения индивидуализации наказания (постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П и положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Вместе с тем, доказательств наличия указанных исключительных обстоятельств заявителем не представлено и судом не установлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2021 года по делу N А41-70649/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70649/2021
Истец: ООО "ЛЕСПРОМ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13963/2022
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13963/2022
30.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-206/2022
20.12.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-70649/2021