город Томск |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А45-26266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Сорокиной Е.А., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (N 07АП1525/2022) на решение от 27.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26266/2021 (судья Гребенюк Д.В.) по исковому заявлению акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (630099, Новосибирская область, Новосибирск город, Каменская улица, 19, ОГРН 1025402462689, ИНН 5405162714) к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" (630009, Новосибирская область, Новосибирск город, Никитина улица, дом 20/2, офис 903, ОГРН 1025401923580, ИНН 5405100316) о взыскании неосновательного обогащения в размере 250 000 рублей,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представителя истца Ашикова И.А. по доверенности от 01.01.2022N 87, представителя ответчика Максимовой А.И. по доверенности от 13.05.2021 N 10/77,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (далее - АО "Новосибирскавтодор") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области" (далее - ООО ГКУ НСО ТУАД) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 250 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 8 000 рублей.
Исковые требования АО "Новосибирскавтодор" обоснованы ссылками на статьи 743, 763, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением истцом обязательства по предоставлению проекта рекультивации земельных участков, в связи с чем истец вынужден был нести затраты на подготовку проекта рекультивации земельных участков при выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги "105 км а/д "М-52" - Черепаново - Маслянино" по государственному контракту, данные обстоятельства привели к формированию на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере стоимости работ по подготовке проекта рекультивации земельных участков.
Решением от 27.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "Новосибирскавтодор" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27.12.2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Новосибирскавтодор" ссылается на передачу ответчиком как заказчиком по государственному контракту проектной документации, не соответствующей установленным требованиям в части проекта рекультивации земельных участков, предоставленных для выполнения работ по ремонту автодороги; отказ собственника земельного участка от его предоставления в отсутствие проекта рекультивации; согласованное сторонами условие пункта 5.2.2 контракта, возлагающее на заказчика обязанность по предоставлению документации, необходимой для производства работ по контракту.
Возражая относительно апелляционной жалобы, ГКУ НСО ТУАД представило отзыв, решение от 27.12.2021 просит оставить без изменения, ссылается на определение цены контракта в твердой сумме, включающей все расходы подрядчика на выполнение работ; включение в состав проектной документации раздела 7 "Мероприятия по охране окружающей среды", содержащего требования к рекультивации земель; включение работ по рекультивации земель в расчет начальной (максимальной) цены контракта; отнесение на истца стоимости работ по подготовке проекта рекультивации земельных участков, поскольку его деятельность привела к деградации земель; несоответствие кадастровых номеров земельных участков, подвергнутых рекультивации, кадастровым номерам земельных участков, указанным в актах выполненных работ.
Отзыв ГКУ НСО ТУАД" на апелляционную жалобу приобщен апелляционным судом к материалам дела по правилам статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители сторон, принявшие участие в судебном заседании апелляционного суда с использованием систем веб-конференции, поддержали требования апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу соответственно.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как усматривается из материалов дела, между ООО ГКУ НСО ТУАД (заказчик) и АО "Новосибирскавтодор" (подрядчик) заключен контракт от 25.02.2020 N 0851200000620000093, предмет которого включал обязательства подрядчика по выполнению по заданию заказчика работ по капитальному ремонту а/д "105 км а/д "М-52" - Черепаново - Маслянино" в Черепановском районе Новосибирской области в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) в объемах, указанных в утвержденной проектной и рабочей документации, и на условиях, предусмотренных контрактом (пункты 1.1, 1.2, 3.2). Договор заключен по результатам электронного аукционного, проведенного по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Договор действовал в редакции соглашений от 20.08.2020 N 1, от 04.02.2021 N 2, от 25.02.2021 N 3, от 22.06.2021 N 4.
Цена контракта составляет 100 479 780 рублей 70 копеек, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе и контрактом. Цена контракта включает в себя расходы, связанные с выполнением работ, предусмотренных контрактом, в полном объеме, стоимость материалов, расходы на перевозку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением подрядчиком своих обязательств по контракту. Источником финансирования являются средства областного бюджета Новосибирской области (пункты 2.1, 2.2).
Цена контракта может быть изменена по соглашению сторон с учетом положений бюджетного законодательства РФ не более чем на 10 процентов от цены контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ (пункт 2.6).
Подрядчик выполняет работы в соответствии с "Описанием объекта закупки" (приложение N 1 к контракту), "Графиком выполнения работ" (приложение N 2 к контракту) (пункт 3.1).
Срок выполнения работ согласно пункту 3.3 контракта и графику выполнения работ определен с даты заключения контракта по 15.08.2020.
Выполненные подрядчиком работ, предусмотренные "Описанием объекта закупки" подлежат приемке заказчиком в соответствии с "Графиком выполнения работ" (пункт 4.1). Приемка выполненных непредвиденных работ, а также временных зданий и сооружений производится с включением их в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акт приемки выполненных работ (приложение N 4 к контракту) на основные виды (комплекс) работ с обязательным приложением расшифровки по данным видам работ (пункт 4.3). Вышеуказанные затраты принимаются при наличии их в утвержденной документации и в расчете начальной (максимальной) цены контракта. Сметы на непредвиденные работы, затраты на возвещение временных зданий и сооружений разрабатываются подрядчиком за свой счет. Расходы по составлению смет возмещению заказчиком не подлежат (пункт 4.13).
Обязанности заказчика определены в пункте 5.2 контракта и включали передачу подрядчику утвержденной в установленном порядке документации, необходимой для производства работ по контракту, в срок не позднее 10 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 5.2.2); при получении от подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ в случае, указанном в пункте 5.4.26 контракта, рассмотрение вопроса о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ (пункт 5.2.8).
Обязанности подрядчика определены в пункте 5.4 контракта и включали получение по месту нахождения заказчика утвержденной в установленном порядке документации, необходимой для производства работ по контракту, в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 5.4.1); выполнение работ в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с требованиями документации, ГОСТ, СНиП, СП, ВСН, СТП, ТУАД, СТО ТУАД, технических регламентов, принятых в установленном порядке, и другой нормативной документации (пункт 5.4.2); письменное уведомление заказчика и проектной организации в течение одного дня в случае обнаружения ошибок в документации, если эти ошибки были выявлены подрядчиком в ходе исполнения заключенного контракта, о необходимости устранения таких ошибок (пункт 5.4.5); согласование с заказчиком проекта производства работ, утвержденного главным инженером подрядной организации, не позднее 15 календарных дней с даты заключения контракта, осуществление начала строительно-монтажных работ только после получения указанного соглашения (пункт 5.4.7); обеспечение снятия и сохранности растительного слоя с временно занимаемых земель, с последующим использованием его при рекультивации в соответствии с документацией (пункт 5.4.9); проведение рекультивации строительной площадки с оформлением акта на рекультивацию земель (пункт 5.4.11); приостановление выполнения работ в случае обнаружения не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщение об этом заказчику в течение одного календарного дня после приостановления выполнения работ, информирование заказчика в течение одного календарного дня о невозможности выполнить работы в надлежащем объеме в предусмотренные контрактом сроки, надлежащего качества по независящим от подрядчика причинам (пункт 5.4.26).
Исполнение подрядчиком обязательств по контракту обеспечено представлением ему прав, обозначенных в пункте 5.3 контракта, включающих право требовать своевременной оплаты принятых в соответствии с условиями контракта работ (пункт 5.3.2); запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ, являющихся предметом контракта (пункт 5.3.3); получать от заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями контракта (пункт 5.3.4); принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.3.4).
Подрядчик гарантирует, что выполняемые работ соответствуют требованиям, установленным в "Описании объекта закупки" и иным требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 6.1).
Подрядчик несет ответственность за загрязнение окружающей среды, нарушение правил производства работ в водоохраной зоне, ненадлежащее использование полосы отвода, разработку карьеров и сосредоточенных резервов без соответствующего оформления, несвоевременную рекультивацию и возврат временно используемых земель (пункт 8.16).
В соответствии с условиями контракта сторонами в приложении N 1 согласовано описание объекта закупки, согласно которому проектная и рабочая документацию шифр 1/306-337-2014 "Капитальный ремонт а/д "105 км а/д "М-52" - Черепаново - Маслянино" прилагается в составе описания объекта закупки к документации об электронном аукционе, работы выполняются в объеме, предусмотренном документацией шифр 1/306-337-2014.
Условием выполнения работ является выполнение всех работ в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему и сдача объекта заказчику с качеством, соответствующим условиям контракта и приложений к нему (пункт 2 описания объекта закупки).
В составе раздела проектной и рабочей документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "СибирьДорПроект" в 2015 году, ответчик предоставил истцу раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" шифр 1/306-337-2014-ООС том 5, пунктом 7.3.1 которого предусмотрена рекультивация земель, согласно пункту 7.3 которого работы по ремонту автодороги производятся в полосе существующего постоянного отвода. Существующий постоянный отвод составляет 12,7 га. По результатам разработки проекта определен временный отвод земель под капитальный ремонт участка автодороги протяженностью 5,000 км, составивший 4,71 га (земли сельхозназначения), в том числе грунтовый резерв 1,59 га (земли сельхозназначения), подъезд к резерву 0,04 га (земли сельхозназначения), притрассовый отвод 3,0 га (земли сельхозназначения), временная объездная дорога при строительстве труб 0,8 га (земли сельхозназначения). Предусмотрены мероприятия по рекультивации земель.
Согласно пунктам 7.3.1, 7.10 раздела 7 проекта рекультивации подлежат временно занимаемые земли. Рекультивация включает в себя два этапа: технический и биологический.
Следуя материалам дела, письмом от 16.07.2020 N УП-ИС-1915 истец обратился к ООО "Сибирская Нива" как собственнику земельных участков, предназначенных для грунтового резерва и устройства подъездной дороги при выполнении работ, предложив заключение срочного договора аренды земельных участков, одновременно гарантировало обеспечение проведения работ по рекультивации нарушенных земель в срок до 31.10.2020.
05.08.2020 между истцом и ООО "Сибирская Нива" как владельцем земельного участка заключен договор N 30-7-2020/02 о предоставлении в пользование земельного участка с кадастровым номером 54:28:04651:943.
С целью обеспечения выполнения работ по рекультивации земельных участков АО "Новосибирскавтодор" заключило как заказчик договор от 06.05.2020 N 07-20/087 с индивидуальным предпринимателем Лаптевым В.П., техническими заданиями от 31.07.2020 N 4 и от 04.08.2020 N 14 к которому предусматривалось выполнение проекта рекультивации земель, нарушенных в результате выемки грунта на земельных участках ООО "Сибирская Нива" с кадастровыми номерами 54:28:046517:943, в результате обустройства временной объездной дороги, подъездной дороги, размещения площадки для складирования строительных материалов, площадки для размещения строительной техники, площадки для складирования плодородного слоя почвы, строительства водопропускной трубы на земельных участках с кадастровыми номерами 54:28:046517:939, 54:287:46517:992, 54:28:046517:897, 54:28:046517.
Стоимость работ по указанным техническим заданиям составила 250 000 рублей и полностью оплачена истцом по платежным поручениям от 01.12.2020 N 15335, от 11.12.2020 N 16029.
АО "Новосибирскавтодор" обратилось к ГКУ НСО ТУАД с запросом от 20.05.2020 N УП-ЮР-138, в котором просило сообщить будут ли компенсированы затраты на разработку проекта и проведение работ по рекультивации за счет статьи непредвиденных расходов и разъяснить порядок компенсации вышеизложенных затрат в случае отсутствия статьи непредвиденных расходов. Ответом от 08.06.2020 N 3991 ГК НСО ТУАД сообщило об отсутствии оснований для компенсации стоимости разработки проекта рекультивации земель при проведении капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог.
Обращением от 19.08.2021 N УП-ЮР-458 истец потребовал компенсировать понесенные им расходы в связи с необходимостью разработки проектов рекультивации в сумме 250 000 рублей. Ответом от 3.08.2021 N 7238 ГКУ НСО ТУАД отказало в удовлетворении требования.
Полагая, что обязанность по несению затрат на подготовку проекта рекультивации земельных участков, предоставленных для проведения работ по контракту, отнесена на заказчика, в связи с исчерпанием переговорных возможностей АО "Новосибирскавтодор" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из осведомленности истца как профессионального участника отношений в сфере строительства, с учетом даты заключения контракта, уже на момент его заключения о нормативных требованиях к проведению рекультивации земель; получение им о ответчика уведомлений об отсутствии оснований для компенсации затрат на подготовку проектов рекультивации; отказа истца от реализации права на приостановление работ и запрос разъяснений заказчика, права на отказ от исполнения контрактных обязательств после получения отказа в компенсации расходов, которым он принял на себя риск возникновения неблагоприятных последствий в виде несения расходов на указанные цели.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 7 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают как из договоров и иных сделок, так и вследствие неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или это произошло помимо их воли.
Согласно статье 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из пункта 1 статьи 1102 ГК РФ и статьи 65 АПК РФ по спору о взыскании неосновательного обогащения подлежат доказыванию следующие обстоятельства: наличие обогащения на стороне одного лица (приобретателя); происхождение этого обогащения за счет другого лица (потерпевшего); отсутствие достаточного, установленного законом или договором, основания обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно положениям статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пункту 1 статьи 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (части 1, 2 статьи 716 ГК РФ).
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ (пункт 3 статьи 743 ГК РФ).
Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (пункт 1 статьи 746 ГК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок урегулированы Законом о контрактной системе, согласно части 2 статьи 34 которого при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за установленными исключениями, при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
В рассматриваемом случае разногласия сторон возникли в связи с несением истцом расходов в сумме 250 000 рублей на оплату работ по подготовке проекта рекультивации земельных участков, предоставленных для ремонта поименованной в контракте автомобильной дороги.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800), в соответствии с которыми предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанных Правил.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ (пункты 8,9 Правил N 800).
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил N 800).
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Исходя из условий контракта от 25.02.2020 с учетом буквального значения содержащихся в них слов и выражений (статья 431 ГК РФ), при заключении контракта истец принял на себя обязательство по выполнению всех работ, предусмотренных в описании объекта закупки, проектной и сметной документации, в соответствии с нормативными требованиями к порядку выполнения и качеству соответствующих работ.
Актуальные требования к выполнению работ по рекультивации земельных участков установлены Правилами N 800, действовавшими на момент вступления сторон в подрядные отношения, на что верно указал суд первой инстанции.
Возложение на подрядчика обязанности по проведению мероприятий по охране окружающей среды, проведению работ по рекультивации земельных участков предусмотрено как нормами закона, регулирующими отношения из договора подряда (пункт 1 статьи 751 ГК РФ), так и условиями контракта (пункты 5.4.9, 5.4.11, 8.16 контракта). Проведение работ по рекультивации земель включено в описание объекта закупки, проектную документацию, являющуюся его частью.
Положениями статьи 716 ГК РФ презюмировано неравенство у сторон договора подряда специальных знаний о характере материалов и особенностях работ, для выполнения которых нанимается подрядчик. Подрядчик предполагается осведомленным о непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материалов, переданной документации, указаний заказчика о способе выполнения работ еще до их выполнения, о чем он обязан предупредить заказчика, который, напротив, заранее об этих обстоятельствах осведомленным не считается. Если подрядчик не выполнит этой обязанности, он утрачивает право ссылаться на указанные обстоятельства.
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает определенные алгоритмы действий добросовестного и осмотрительного подрядчика, в том числе при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, являющиеся частными случаями реализации стороной обязательства правомочий, предоставленных пунктом 2 статьи 328 ГК РФ.
Организуя заключение контракта на выполнение работ, ответчик разместил в составе аукционной документации расчет начальной (максимальной) цены контракта, обоснование которой содержало указание на включение в цену работ мероприятий по охране окружающей среды.
Положительное заключение государственной экспертизы N 54-1-3-0079-15 проектной документации, включая смету, размещенное ответчиком в составе аукционной документации, также содержало указание на подлежащий выполнению в рамках проекта перечень мероприятий по охране окружающей среду, включая рекультивацию земельных участков, отведенных для выполнения работ по ремонту автодороги (пункт 8.7 заключения).
Размещение указанной выше документации при организации проведения электронного аукциона на право заключения спорного контракта подтверждается сведениями общедоступного информационного ресурса - Единой информационной системы в сфере закупок, размещенной на официальном сайте в сети Интернет по веб-адресу "https://zakupki.gov.ru".
Следовательно, на момент принятия решения об участии в электронном аукционе, подачи соответствующей заявки, содержащей ценовое предложение, и заключения контракта истец знал о составе работ, подлежащих выполнению за установленную по результатам аукциона цену, предъявляемых к порядку их выполнения нормативных требованиях, включая работы по рекультивации земель.
Получив от заказчика извещения об отказе от компенсации стоимости проекта рекультивации земельных участков, истец не приостановил выполнение работ по контракту, не отказался от их последующего выполнения. Изложенное поведение истца лишило его возможности ссылаться на недостатки переданной заказчиком документации, о которых ему было известно еще до заключения контракта, которые, однако, не послужили основанием для приостановления работ или отказа от их выполнения.
Арбитражный апелляционный суд также полагает необходимым учитывать организационно-правовой статус ответчика как государственного казенного учреждения, закупочная деятельность которого строго регламентирована Законом о контрактной системе, запрещающим заключать дополнительные соглашения в отсутствие на то законных оснований.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статья 1). Целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств.
Законом о контрактной системе, применительно к данному случаю, предусмотрено определение твердой цены работ, включающей всех расходы подрядчика на их выполнение, а равно ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для подрядчика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Основания увеличения цены контракта, предусмотренные в пункте 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, включая изменение объема работ, их качества, в рассматриваемом деле отсутствуют.
Из материалов дела следует, что работы по рекультивации земель включены как в состав работ согласно проектно-сметной документации и условиям договора, так и в расчет цены контракта согласно обоснованию его начальной цены.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 приведены разъяснения, по смыслу которых к дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
С учетом положений статьи 743 ГК РФ и приведенных выше разъяснений подготовка проекта рекультивации земель, используемых для выполнения работ по ремонту автодороги, не относится к дополнительным работам, на оплату которых может претендовать подрядчик, участвующий в контракте на условиях твердой цены работ, поскольку работы по рекультивации земель учтены в технической документации при заключении контракта и определении его цены.
Поскольку обязанность по оплате проектных работ по рекультивации земель сверх цены контракта не возникла у ответчика, доводы ответчика о формировании на стороне истца неосновательного обогащения признаются апелляционным судом необоснованными.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом расходов соответствует подлежащим применению нормам закона, установленным по делу обстоятельствам и основан на представленных доказательствах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе АО "Новосибирскавтодор" не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26266/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Е.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26266/2021
Истец: АО по Строительству, Ремонту и Содержанию Автомобильных Дорог и Инженерных Сооружений "Новосибирскавтодор"
Ответчик: ГКУ НСО "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд