г. Саратов |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А57-1210/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 января 2024 года по делу N А57-1210/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" (ОГРН 1176451028467), г. Саратов
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН 1056405029560), г. Саратов
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Щеренко Олег Олегович, Гришко Владимир Витальевич, Забелин Владислав Валерьевич, Беляков Роман Владимирович, Гаглошвили Евгений Алексеевич, Лапшин Сергей Евгеньевич, г. Саратов
о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пеней за просрочку оплаты в размере в размере 550000 руб.
представителя общества с ограниченной ответственностью "Адамас" - Заниной В.Ю., действующей на основании доверенности от 03.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось общество с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третьи лица: Щеренко Олег Олегович, Гришко Владимир Витальевич, Забелин Владислав Валерьевич, Беляков Роман Владимирович, Гаглошвили Евгений Алексеевич, Лапшин Сергей Евгеньевич, о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пеней за просрочку оплаты в размере в размере 550000 руб.
До рассмотрения спора по существу истцом неоднократно уточнялись исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ, с учетом уточнений просил суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период июль 2022 года - апрель 2023 года в размере 98445,31 руб., законную неустойку с 02.10.2022 по 15.11.2023 в размере 27132,39 руб., законную неустойку 16.11.2023 по день фактической оплаты задолженности.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, согласно которому просит суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения: N 64, 72, 194, 278, 4, 15, 283 за период июль 2022-апрель 2023 в размере 85996,06 руб., законную неустойку с 02.10.2022 по 25.12.2023 в размере 17381,39 руб., законную неустойку с 26.11.2023 по день фактической оплаты задолженности.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Соответствующие уточнения исковых требований приняты арбитражным судом, поскольку они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
16 января 2024 года Арбитражным судом Саратовской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: судом применен закон не подлежащий применению, вывод суда первой инстанции о пролонгации договоров найма на аналогичные сроки является ошибочным; однако обстоятельство о том, что спорные жилые помещения, действительно, заселены со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ничем подтверждено не было.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поступил в суд отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "Стандарт ЖКХ" осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Панченко, д.8 на основании протоколов общего собрания собственников N б/н от 28 апреля 2018 года, протоколом N 1 от 23 мая 2022 года в период с мая 2018 года по декабрь 2020 года, затем с июля 2022 года по настоящее время.
Субъекту РФ Саратовской области принадлежат следующие помещения: N 4; 15; 18; 25; 33; 51; 54; 57; 64; 67; 72; 79; 86; 104; 114; 115; 116; 126; 131; 141; 146; 156; 174; 185; 193; 194; 219; 220; 235; 240; 250; 259; 278; 283, согласно представленным выпискам из ЕГРН.
Вышеуказанные помещения находятся на балансе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (п. 10 Постановления Правительства Саратовской области от 14.05.2005 N 168-П "Вопросы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области").
Как полагает истец, по состоянию на 1 октября 2022 года у ответчика имеется задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Задолженность ответчика по предоставленным жилищно-коммунальным услугам, согласно выпискам из финансовых лицевых счетов, на дату подачи иска, составила:
1. За помещение N 4 сумма задолженности составляет - 30 466 руб. 37 коп;
2. За помещение N 15 сумма задолженности составляет - 40 210 руб. 23 коп;
3. За помещение N 18 сумма задолженности составляет - 52 375 руб. 94 коп;
4. За помещение N 25 сумма задолженности составляет - 75 277 руб. 40 коп;
5. За помещение N 33 сумма задолженности составляет - 8109 руб. 48 коп;
6. За помещение N 51 сумма задолженности составляет - 57 244 руб. 39 коп;
7. За помещение N 54 сумма задолженности составляет - 24 186 руб. 51 коп;
8. За помещение N 57 сумма задолженности составляет - 62 965 руб. 20 коп;
9. За помещение N 64 сумма задолженности составляет - 66 491 руб. 80 коп;
10. За помещение N 67 сумма задолженности составляет - 65 471 руб. 98 коп.
11. За помещение N 72 сумма задолженности составляет - 18 357 руб. 72 коп.
12. За помещение N 79 сумма задолженности составляет - 87 243 руб. 79 коп.
13. За помещение N 86 сумма задолженности составляет - 57 155 руб. 54 коп.
14. За помещение N 104 сумма задолженности составляет - 27 298 руб. 22 коп.
15. За помещение N 114 сумма задолженности составляет - 24 584 руб. 35 коп.
16. За помещение N 115 сумма задолженности составляет - 66 632 руб. 16 коп.
17. За помещение N 116 сумма задолженности составляет - 4 058 руб. 50 коп.
18. За помещение N 126 сумма задолженности составляет - 40 764 руб. 78 коп.
19. За помещение N 131 сумма задолженности составляет - 43 895 руб. 40 коп.
20. За помещение N 141 сумма задолженности составляет - 37 651 руб. 29 коп.
21. За помещение N 146 сумма задолженности составляет - 110 232 руб. 66 коп.
22. За помещение N 156 сумма задолженности составляет - 56 228 руб. 06 коп.
23. За помещение N 174 сумма задолженности составляет - 19 372 руб. 29 коп.
24. За помещение N 185 сумма задолженности составляет - 46 284 руб. 81 коп.
25. За помещение N 193 сумма задолженности составляет - 32 093 руб. 48 коп.
26. За помещение N 194 сумма задолженности составляет - 77 057 руб. 77 коп.
27. За помещение N 219 сумма задолженности составляет - 64 599 руб. 62 коп.
28. За помещение N 220 сумма задолженности составляет - 54 207 руб. 04 коп.
29. За помещение N 235 сумма задолженности составляет - 64 107 руб. 00 коп.
30. За помещение N 240 сумма задолженности составляет - 36 859 руб. 78 коп.
31. За помещение N 250 сумма задолженности составляет - 42 221 руб. 24 коп.
32. За помещение N 259 сумма задолженности составляет - 58 034 руб. 53 коп.
33. За помещение N 278 сумма задолженности составляет - 63 943 руб. 32 коп.
34. За помещение N 283 сумма задолженности составляет - 12 522 руб. 19 коп.
"Содержание" и "Текущий ремонт" рассчитывались исходя из тарифов установленными решениями общих собраний собственников помещений, оформленных протоколами б/н от 28 апреля 2018 года; протоколом N 1 от 23 мая 2022 года.
Коммунальная услуга "ОДН электроэнергия" рассчитывалась как услуга, предоставленная на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета по формуле 15 (п. 17 Раздела 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ч.1 ст. 153 ЖК РФ.
Как указал истец, обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не исполняется, в связи, с чем образовалась задолженность.
Помимо задолженности по оплате коммунальных услуг ответчик должен уплатить пени, согласно ч.14 ст. 155 ЖК РФ.
Задолженность ответчиком до сих пор не погашена и никаких мер для этого не предпринимается.
Требования ООО "Стандарт ЖКХ" к ответчику об оплате задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в добровольном порядке не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не опровергнуто отсутствие на стороне ответчика обязанности по оплате коммунальных услуг, поставляемых в квартиры, в отношении которых представлены договоры найма с истекшим сроком действия; по истечении срока договоров наниматели продолжали проживать в спорных помещениях в отсутствие возражений собственника, данные факты свидетельствуют о пролонгации договоров найма на аналогичные сроки, являются действующими в исковой период. Следовательно, требования истца противоречат части 3 статьи 153 ЖК РФ, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих помещений, поскольку спорные жилые помещения находится в пользовании нанимателей.
Апелляционный суд полагает данные выводы ошибочными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Согласно статьям 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункты 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Факт поставки истцом коммунальных ресурсов в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривался.
В ходе рассмотрения дела сторонами был урегулирован ряд спорных вопросов, в связи, с чем истец уменьшил размер требований по долгу.
Неурегулированным остался вопрос в части предъявления ответчику к оплате суммы долга по жилые помещениям N N 64, 72, 194, 278, 4, 15, 283.
В силу статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в частности у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего кодекса. При этом собственник имущества в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления или управомоченных ими лиц несет расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В то же время исходя из разъяснений, данных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате (коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22) несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Таким образом, законом предусмотрена прямая обязанность нанимателей (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 155 ЖК РФ) вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Соответствующие расходы возлагаются на собственника имущества только до заселения жилых помещений.
В подтверждение своей позиции ответчиком по спорным жилым помещениям представлены следующие договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- N 147/16 от 14.03.2016 на жилое помещение N 64, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Мальцевой Екатериной Викторовной (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20 января 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 64, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 14.03.2016 по 13.03.2021;
- N 160/16 от 18.04.2016 на жилое помещение N 72, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Забелиным Владиславом Валерьевичем (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20 января 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 72, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 18.04.2016 по 17.04.2021;
- N 65/16 от 24.02.2016 на жилое помещение N 194, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Беляковым Романом Владимировичем (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20 января 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 194, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 24.02.2016 по 23.02.2021;
- N 127/16 от 02.03.2016 на жилое помещение N 278, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Гаглошвили Евгением Алексеевичем (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20 января 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 278, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 02.03.2016 по 01.03.2021;
- N 261/16 от 11.10.2016 на жилое помещение N 4, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Ступниковым Ильей Владимировичем (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 06 апреля 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 4, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 11.10.2016 по 10.10.2021;
- N 297/16 от 07.11.2016 на жилое помещение N 15, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Щеренко Олегом Олеговичем (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 06 апреля 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 15, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 07.11.2016 по 06.11.2021;
- N 45/16 от 24.02.2016 на жилое помещение N 283, заключенному между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Наймодатель) и Лапшиным Сергеем Евгеньевичем (Наниматель), Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Саратовской области, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 21 января 2016 года состоящее из однокомнатной квартиры N 283, по адресу: г. Саратов, ул. им. Панченко К.П., д. 8, для временного проживания в ней. Срок действия договора составляет 5 лет с 24.02.2016 по 23.02.2021.
В соответствии с пунктом 6 указанных договоров, по окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с Нанимателем однократно на новый 5-летний срок.
Согласно разделу 5 указанных договоров, Наниматель вносит плату за жилое помещение в размере и порядке, которые, предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем, материалами дела установлено, что по указанным жилым помещениям дополнительные соглашения или новые договоры найма не заключались.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В частности, правоотношения по договорам найма жилых помещений для детей_сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в которых установлены специальные нормы, регламентирующие порядок предоставления и продления договоров найма жилых помещений.
Исходя из анализа нормы ч.6 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются, а договоры продлеваются на новый пятилетней срок при соблюдении следующих условий:
1) Наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям_сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей содействия в преодолении трудной жизненной ситуации которые подтверждаются заключением уполномоченного государственного органа области в сфере социального обслуживания населения;
2) Наличие решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о продлении договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, пролонгация договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возможна только при наличии указанных условий.
Уполномоченный орган должен в каждом конкретном случае исследовать обстоятельства для пролонгации договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, следовательно вопрос о пролонгации указанных договоров не может ставиться в зависимость от отсутствия предложения наймодателя нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях, с отсутствием предупреждения об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем, отсутствием отказа нанимателя от продления договора, как это установлено в абз. 2 ст. 684 ГК РФ, в противном случае это может привести к неправомерному предоставлению жилого помещения, что не допустимо.
Кроме этого, у нанимателей жилых помещений имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг с июля 2022 года по апрель 2023 года, т.е. более чем за 6 месяцев.
В свою очередь, обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при выявлении которых договор найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области может быть заключен на новый пятилетний срок, являются: б) наличие у гражданина задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за шесть месяцев и более.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о пролонгации договоров найма на аналогичные сроки, поскольку по истечении срока договоров наниматели продолжали проживать в спорных помещениях в отсутствие возражений собственника, апелляционный суд считает ошибочными.
Доказательств того, что спорные жилые помещения, действительно, заселены со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, материалы дела не содержат.
Кроме этого, как было установлено двое нанимателей жилых помещений Ступников Илья Владимирович (кв.4) и Мальцева Екатерина Викторовна (кв.64) скончались до искового периода, что следует из ответа Управления по делам записи актов гражданского состояния Правительства Саратовской области от 27 сентября 2023 г. N 12-28/3612.
Следовательно, установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о прекращении фактических отношений по найму спорных квартир, применительно к положениям части 4 статьи 91.10 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также из ответа отдела адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области следует, что наниматель жилого помещения Лапшин Сергей Иванович (кв. 283) имеет иное место регистрации: 412832, обл Саратовская, р_н Красноармейский, с Луганское, ул Космонавтов 82.
В силу ч.3 ст.153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Таким образом, жилищное законодательство при передаче жилых помещений в законное владение и пользование физическим лицам (нанимателям), возлагает обязанность по оплате коммунальных услуг непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. (Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04 августа 2021 г. N Ф06-6619/2021).
Как установлено апелляционным судом, ответчиком не представлено надлежащих доказательств того, что указанные выше жилые помещения в заявленный в иске период были заселены нанимателями в установленном порядке.
Данная информация, в том числе, и о регистрации граждан-нанимателей и членов их семей в спорных жилых помещениях, не представлена.
Поскольку ответчик не представил доказательств предоставления спорных жилых помещений по договорам социального найма, пролонгированным в установленном порядке, с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области надлежит взыскать долг за оказанные обществом услуги по содержанию общего имущества и неустойку, начисленную на сумму долга.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 января 2024 года по делу N А57-1210/2023 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" задолженность в размере 85 996 руб. 06 коп., неустойку за период 02.10.2022 по 25.12.2023 в размере 17 381 руб. 39 коп., неустойку с начислением в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ с 26.12.2023 по день фактической уплаты основного долга, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4101 руб. 33 коп.
Возвратить ООО "Стандарт ЖКХ", г.Саратов из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 1 от 17.01.2023 государственную пошлину в размере 9 898 руб. 67 коп.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт ЖКХ" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1210/2023
Истец: ООО "Стандарт ЖКХ"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Третье лицо: Беляков Роман Владимирович, Гаглошвили Евгений Алексеевич, Гришко Владимир Витальевич, Забелин Владислав Валерьевич, Лапшин Сергей Евгеньевич, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области, Управление по делам Записи Актов Гражданского Состояния Правительства Саратовской области, Щеренко Олег Олегович