г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-130369/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Е.А.Птанской, С.П.Седова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Регионального общественного фонда помощи больным мышечной дистонией
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2022
по делу N А40-130369/20
по заявлению Региональный общественный фонд помощи больным мышечной дистонией
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы,
при участии:
от заявителя: |
Дульцев И.Ю. по дов. от 01.07.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд помощи больным мышечной дистонией (далее также - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 13.05.2020 г. N ДГИ-Э-39854/20-1 в предоставлении поддержки малого и среднего бизнеса по решению Правительства Москвы от 24 марта 2020 года N 212-ПП Фонду и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Фонда возложить на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение прав и оказать поддержку Фонду как субъекту малого и среднего бизнеса по решению Правительства Москвы от 24 марта 2020 года N 212-ПП в виде освобождения от уплаты арендных платежей по Договору на период с 01.03.2020 по 01.07.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А40-130369/20-92-940 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2021 по делу N А40-130369/20-92-940 решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 отменены, дело N А40-130369/20-92-940 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы. При новом рассмотрении Арбитражный суд г. Москвы решением от 11.01.2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, между Департаментом и Региональным общественным Фондом помощи больным мышечной дистонией заключен договор аренды от 10.12.2012 N 01-00056/12 нежилого помещения площадью 353,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 1, стр. 5.
Согласно пункту 1 договора аренды помещение передаётся Арендатору "под служебные цели".
17.06.2020 Фонд обратился с заявлением об освобождении от уплаты арендных платежей по указанному договору аренды на основании Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 года N 212-ПП.
Однако Департаментом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ в разделе "Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" не содержится ОКВЭД 91 "деятельность в области культуры, спорта, организация досуга", на который ссылается заявитель.
Также в сведениях ЕГРЮЛ отсутствует указание на получение каких-либо лицензий на ведение видов деятельности, на которые указывает Фонд.
В разделе выписки из ЕГРЮЛ "Сведения о записях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц", отсутствует информация о том, что в период пандемии заявитель обращался в регистрирующий орган для внесения изменений в Реестр.
Учитывая, что целевое использование объекта недвижимости заявителем не попадает под действие пункта 3.1 указанного Постановления Правительства Москвы, Департаментом принято решение отказать в оказании имущественной поддержки в виде освобождения от уплаты арендной платы.
Полагая, что отказ Департамента нарушает законные права и интересы Фонда, последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Департамента городского имущества города Москвы от 13.05.2020 г. N ДГИ-Э-39854/20-1 в предоставлении поддержки малого и среднего бизнеса по решению Правительства Москвы от 24 марта 2020 года N 212-ПП является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно п.п. 3.1 - 3.2 Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 года N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности" по обращению организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы, такие организации освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 числа месяца приостановления деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2020 г; по обращению организаций осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, общественного питания, торговли и предоставления бытовых услуг населению, туризма, предоставления гостиничных услуг, такие организации освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, на период с 1 марта 2020 г., до прекращения режима повышенной готовности, но не ранее 1 июля 2020 г.
Как указано в п. 3.3 Постановления, от уплаты арендных платежей в соответствии с п.п. 3.1 - 3.2. освобождаются организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют видам деятельности, указанному в пп. 3.1 - 3.2. Постановления, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что судебными актами по делу N А40-58026/2020 установлено, что в нарушение требований и ограничений, установленных договором аренды от 10.09.2012 N 01-00056/12, фонд использовал здание на арендованном земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 1, стр. 5, под хостел (временное проживание), в то время как договором аренды предусмотрено, что указанное здание передано фонду для использования в служебных целях: фондом допущено административное правонарушение, выразившееся в использовании объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, с нарушением установленного порядка изменения целевого назначения нежилого помещения (его части), без наличия соответствующего разрешения (ч.1 ст. 9.7 КоАП Москвы).
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно данным ЕГРЮЛ виды экономической деятельности Регионального общественного Фонда помощи больным мышечной дистонией не включены в Перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем правовые основания для отсрочки и уменьшения арендной платы по договору аренды от 10.12.2012 N 01-00056/12 отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что наличие хостела в указанном помещении отвечает служебным целям фонда, а именно использованию имущества и поступлений от него на общественно полезные цели: данный хостел является местом бесплатного размещения больных мышечной дистонией по обращениям нуждающихся граждан, а при наличии свободных мест - для размещения любых граждан, отклоняются судом, поскольку противоречат материалам дела.
В частности, в пункте 2.2 Устава Фонда приведен исчерпывающий перечень целей его деятельности. При этом в указанном перечне отсутствует указание на то, что целью деятельности Фонда является использование имущества и поступлений от него на общественно полезные цели.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2022 по делу N А40-130369/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Е.А.Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130369/2020
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ МЫШЕЧНОЙ ДИСТОНИЕЙ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20156/2021
29.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8453/2022
11.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-130369/20
07.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20156/2021
22.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9290/2021
24.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-130369/20