г. Москва |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А41-52846/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Богомазова Ю.В. на решение Арбитражного суда Московской области от 05.02.2022 по делу N А41-52846/21, принятое судьей Гарькушовой Г.А., по иску МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1035009552654, Дата присвоения ОГРН: 07.02.2003, ИНН: 5000001469) к ИП Богомаз Ю.В. (ОГРНИП: 316502200051711, ИНН: 502201492550) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, в размере 1.500.000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Богомаз Юрию Вячеславовичу о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, в размере 1.500.000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.02.2022 по делу N А41-52846/21 исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ИП Богомазов Ю.В. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя, МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
ИП Богомаз Ю.В. поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Богомаз Юрием Вячеславовичем (далее - ИИ Глава К(Ф)Х Богомаз Ю.В.) 06 мая 2016 года заключено Соглашение N 26 о предоставлении средств бюджета Московской области па поддержку начинающих фермеров в Московской области (далее - соглашение) с целью приобретения сельскохозяйственных животных, строительства производственного помещения.
Соглашение заключено в рамках реализации постановления Правительства or 14.07.2012 г. N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы", постановления Правительства Московской области от 13.08.2013 г. N 602/31 "Об утверждении государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья", а также в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 г. N 866/22 "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области".
В соответствии с соглашением, на основании решения Конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию животноводческих ферм от 21.04.2016 г., ИП Главе К(Ф)Х Богомазу Ю.В. перечислены средства бюджета Московской области на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в виде гранта в размере 1.500.000 руб.
Средства гранта перечислены па расчетный счет ИП Главы К(Ф)Х Богомаза Ю.В. 19.05.2016 г.
Согласно представленному ИП Главой К(Ф)Х Богомаз Ю.В. отчету о целевом расходовании гранта по состоянию на 31.12.2020 г., денежные средства израсходованы не в полном объеме.
Письмом от 13.05.2021 г. N 19Исх-13097 Министерство направило в адрес ИП Главы К(Ф)Х Богомаза Ю.В. акт о нарушении условий предоставления гранта, с предложением устранить выявленное нарушение в срок до 21.05.2021 г.
В связи с тем, что в установленный срок нарушение не устранено, Министерство, в соответствии с п.3.3 соглашения, направило в адрес предпринимателя требование о возврате гранта па поддержку начинающих фермеров.
Указанное требование ИП Главой К(Ф)Х Богомаз Ю.В. оставлено без финансового удовлетворения, что явилось основанием для обращения Министерства в суд с иском о принудительном взыскании предоставленных средств гранта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 указанной статьи в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Цели и условия предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в рамках реализации государственной программы Московской области определены Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 в редакции от 27.06.2017 "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области" (далее - Порядок).
Пунктом 13 порядка (в редакции от 24.03.2015 г.) установлено, что получатель грантовой поддержки обязан использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств) на его расчетный счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства, согласно представленному плану.
Пунктом 14 порядка установлена обязанность главы хозяйства предоставлять Министерству раз в полгода, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании гранта с приложением документов, подтверждающих его целевое расходование по перечню, утвержденному Министерством, в течение 5 лет с даты перечисления средств гранта.
Аналогичные условия обозначены в пп.2.2.2 и 2.2.4 соглашения от 06.05.2016 г. N 26. Данные условия являются обязательными при получении гранта и обязательством, которое принимает на себя крестьянское (фермерское) хозяйство.
Судом первой инстанции установлено, что с условиями предоставления гранта ИП Глава К(Ф)Х Богомаз Ю.В. был ознакомлен и согласен, что подтверждается его заявкой на участие в конкурсе, а также обязательством использовать средства гранта в течение 18 месяцев и предоставлять отчет о целевом расходовании гранта с приложением, в течение 5-и лет. (л.д. 67)
Между тем, согласно представленному ИП Главой К(Ф)Х Богомаз Ю.В. отчету о целевом расходовании гранта по состоянию на 31.12.2020 г., денежные средства израсходованы не в полном объеме. (л.д. 80-96).
В нарушение распоряжения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10,09.2012 г. N 85 "Об утверждении перечней документов. подтверждающих целевое расходование гранта па создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, гранта па развитие семейной животноводческой фермы, полученных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Московской области" подтверждающие расходы документы в Министерство не представлены (расчеты, связанные с приобретением крупного рогатого скота, произведены в наличной форме).
Пунктом 17 Порядка и п.3.2 соглашения установлено, что стороны несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.3. соглашения установлено, что в случае несоблюдения участником программы обязательств, предусмотренных соглашением и порядком, Министерство направляет получателю гранта акт о нарушении условий предоставления гранта, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения.
В случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, Министерство принимает решение о возврате в бюджет Московской области предоставленною гранта, оформленное в виде требования о возврате гранта.
В случае неисполнения получателем гранта требования о возврате средств бюджета Московской области в соответствии с актом Министерство производит взыскание средств гранта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основанием для освобождения получателя гранта от применения мер ответственности за невыполнение показателей результативности использования субсидии является документально подтвержденное наступление чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы), препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В соответствии со ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из акта выездного обследования, 13.05.2021 г. при проверке хозяйства КФХ Богомаз Ю.В. было выявлено наличие имущества, принадлежащего другому фермеру - КФХ Суслину А.В. При этом поголовье крупного рогатого скота ответчика подтверждено не было (представленные 12 голов КРС принадлежат КФХ Суслину А.В.). Есть помещение, построенное хозспособом. В хозяйстве трудоустроен 1 работник. В системе ветконтроля "Меркурий" КФХ не зарегистрировано.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, документов о производстве затрат на строительство помещений и закупку животных в материалы дела не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по соглашению, то должен возвратить денежные средства в заявленной сумме.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что ферма была организована им совместно с ИП Суслиным А.В., поскольку не подтвержден убедительными доказательствами по делу.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.02.2022 года по делу N А41-52846/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52846/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Богомаз Юрий Вячиславович