г. Вологда |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А13-15231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2022 года по делу N А13-15231/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 14; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (ОГРН 1063529023898, ИНН 3507304516; адрес: 160544, Вологодская область, Вологодский район, поселок Васильевское, улица Молодежная, дом 6; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права ввиду применения норм, не подлежащих применению. Указывает, что с 01.07.2021 отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное разбирательство проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, обществу выдана лицензия от 19.09.2018 N (35)-6314-СР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Общество осуществляет эксплуатацию полигона ТБО в п. Васильевское на основании договора аренды недвижимого имущества от 29.05.2018.
На основании решения от 11.10.2021 N 02-01-04/67-рв управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля, по результатам которой составлен акт от 13.10.2021 N 08-01-17-2021-226.
Согласно акту в ходе проверки выявлено нарушение обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290), выразившиеся в размещении отходов на полигоне ТБО в п. Васильевское, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, а также в ведении журнала учета принимаемых на полигон ТБО для поселка Васильевское отходов не в соответствиями с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1028.
По факту данных нарушений управлением в отношении общества составлен протокол от 20.10.2021 N 08-01-20/2021-283-01 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении установил грубое нарушение управлением порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), влекущее недействительность ее результатов. Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что акт проверки и протокол об административном правонарушении не могут рассматриваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, указывающие на наличие события административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исходя из пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением N 2290.
Согласно подпунктам "а" и "е" пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами относится в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ).
Утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1028 Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок N 1028) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области вращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 9 Порядка N 1028 учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.
Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
Пунктом 11 Порядка N 1028 установлено, что данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.
Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Порядку.
В соответствии с Приложениями N 2 и N 3 к Порядку обобщенные данные учета в области обращения с отходами и данные учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов формируются за отчетный квартал и отчетный год.
На основании пункта 15 Порядка N 1028 индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В данном случае управлением в ходе проверки выявлено и обществом не опровергнуто размещение отходов на полигоне ТБО в п. Васильевское, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, что исходя из приведенных выше норм является нарушением лицензионных требований.
Нарушение обществом при ведении журнала учета принимаемых на полигон ТБО для поселка Васильевское отходов требований Порядка N 1028 апелляционный суд считает недоказанным.
Так, в акте проверки, в протоколе об административном правонарушении не усматривается обоснования требования о соответствии именно данного документа требованиям Порядка N 1028.
Апелляционный суд учитывает, что в решении о проведении проверки не усматривается запрос от общества документов, подтверждающих соблюдение положения указанного Порядка. Представление обществом управлению названного выше журнала именно в качестве доказательства соблюдения Порядка N 1028 материалами дела не подтверждено, управлением нигде не зафиксировано.
Общество в ходе рассмотрения дела в отзыв на заявление управления указывало на ведение учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком N 1028 в электронном виде. Материалы дела не содержат доказательств фактического исследования управлением материалов такого учета, а также выявления его несоответствия положениям Порядка N 1028.
Поскольку по данному эпизоду нарушение лицензионных требований управлением установлено исключительно применительно к содержанию журнала, обязанность соответствия которого Порядку N 1028 управлением не обоснована, а иных документов относительно ведения обществом учета в области обращения с отходами административным органом не исследовано, апелляционный суд считает, что претензии к журналу учета принимаемых на полигон ТБО п. Васильевское отходов так, как они описаны в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, не свидетельствуют достоверно о наличии в деянии общества нарушения лицензионных требований.
Вместе с тем ввиду доказанности размещения отходов на полигоне ТБО в п. Васильевское, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, наличие в деянии общества события административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является доказанным.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению установленных требований, обществом не представлено.
Не имеется в деле и документов, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиям, находящимися вне контроля общества, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения лицензионных требований.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, апелляционный суд считает, что наличие в деянии общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управлением доказана.
Выводы суда первой инстанции об ином, основанные на грубом нарушении управлением порядка уведомления общества о проведении проверки, предусмотренного Законом N 294-ФЗ, апелляционный суд считает ошибочными.
Как справедливо отметил апеллянт, в данном случае соблюдение управлением порядка проведения проверки подлежит оценке применительно к положениям Закона N 248-ФЗ.
На дату назначения рассматриваемой проверки действовало утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096 Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее - Положение), которого согласно пункту 1 устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - государственный экологический контроль).
Предметом государственного экологического контроля является в том числе соблюдение лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 настоящего Положения (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 7 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического контроля, применяются положения Закона N 248-ФЗ.
В силу части 3 статьи 2 Закона N 248-ФЗ положения данного Закона применяются в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Законом N 99-ФЗ, в том числе в части проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 284-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля (часть 3 статьи 73 Закона N 248-ФЗ).
В данном случае решение о проведении плановой выездной проверки от 11.10.2021 N 02-01-04/67-рв размещено в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 11.10.2021 в 08 час 38 мин и получено обществом 11.10.2021 в 09 час 42 мин, что подтверждается скриншотом страницы электронной почты общества.
Согласно части 1 статьи 65 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором контрольных (надзорных) действий, указанных в данной статье, в частности путем проведения осмотра.
Рассматриваемая проверка проводилась в отношении полигона ТБО в п. Васильевское, а первым контрольным действием, согласно акту проверки от 13.10.2021, являлся осмотр полигона, который начат 12.10.2021 в 09 час 46 мин, что подтверждается протоколом осмотра от 12.10.2021.
Таким образом, срок уведомления общества о проведении плановой проверки, установленный частью 3 статьи 73 Закона N 248-ФЗ, управлением не нарушен.
Вопреки позиции общества, само по себе время прочтения уведомления о начале проверки не имеет правового значения, поскольку уведомление направлено в адрес общества в установленный срок.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о недоказанности события административного правонарушения являются ошибочными, поскольку сделаны с нарушением норм материального права.
Вместе с тем названный ошибочный вывод суда первой инстанции не является в данном конкретном случае основанием для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В данном случае допущенное предприятием нарушение выявлено управлением 13.10.2021 (дата составления акта проверки). Такая дата совершения правонарушения зафиксирована и в протоколе об административном правонарушении.
Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 настоящего Кодекса.
С учетом того, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек, оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в любом случае не имеется.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2022 года по делу N А13-15231/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15231/2021
Истец: Северное Межрегиональное управление Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, СМУ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "АСПЕКТ"
Третье лицо: СМУ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования