город Воронеж |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А48-6740/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Щербатых Е.Ю. |
|
Кораблевой Г.Н. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусаковой И.А.,
при участии:
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 16": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.01.2022 по делу N А48-6740/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 16" (ОГРН 1155749008216, ИНН 5754023016) к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (ОГРН 1025700831067, ИНН 5753007212) о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 16" (далее-ООО ""УК Жилищное эксплуатационное управление N 16", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - ответчик, УМИЗ) о взыскании 107 499,28 руб., составляющих 88 735,72 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, неустойку в размере 18 763,56 руб. за период с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года, (в итоговой редакции уточненных исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - БУОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.01.2022 по делу N А48-6740/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, УМИЗ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Орловской области и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорное помещение использует БУОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание апелляционного суда 24.03.2022 года представители сторон и третьего не явились.
В материалы дела от истца и третьего лица поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
От БУОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" представлен отзыв, в котором учреждение возражало против доводов апелляционной жалобы, поддержало позицию, изложенную ранее в суде первой инстанции.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом руководствуется следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муниципальному образованию "Город Орел" на праве собственности принадлежит нежилое помещение N 66, расположенное по адресу: ул. Рощинская, д. 21.
Орловский городской совет народных депутатов 26 сентября 2013 года принял решение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование для размещения бюджетного учреждения Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Между ответчиком и третьим лицом заключен договор безвозмездного пользования недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности, от 20 декабря 2013 года N 63 на срок от 10 лет, с 11 октября 2013 года по 10 октября 2023 года. Нежилое помещение передано ссудополучателю по акту.
Учитывая, что положениями действующего законодательства закреплена обязанность собственника жилого или нежилого помещения нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать жилищно-коммунальных услуги, истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без ответа.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные материалы дела, полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований истца в силу следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В части 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Как следует из пунктов 28, 29, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Обязанность по участию в содержании и ремонте общего имущества дома, оплате коммунальных услуг не поставлена законодательством в зависимость от наличия или отсутствия заключенного договора (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2014 N 305- ЭС14-1452).
Поскольку многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации как единый комплекс недвижимого имущества, собственник нежилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества дома в силу закона.
При этом наличие у собственника расходов на содержание принадлежащего ему помещения, не освобождает его от бремени несения расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 21.05.2013 N 13112/12.
Размер и факт понесенных истцом расходов по содержанию и ремонту общедомового имущества подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Предъявленная к взысканию сумма рассчитана истцом на основании Постановлении Администрации города Орла от 15 ноября 2013 года N 5213 "О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах", Постановлении Правительства Орловской области от 27 октября 2016 года N 423 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Постановлении Правительства Орловской области от 10 февраля 2017 года N 38 "Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с расчетом истца задолженность ответчика по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 88 735 руб. 72 коп. за период с 01.09.2019 года по 31.12.2020 года, в том числе содержание и текущий ремонт общего имущества - 77 724 руб. 46 коп., общедомовые нужды горячее водоснабжение - 10 109 руб. 50 коп., общедомовые нужды холодное водоснабжение - 247 руб. 82 коп., общедомовые нужды электроснабжение -9 653 руб. 94 коп.
Поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений в многоквартирном доме не совпадает, она не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества по отношению к одному из таких собственников.
Расчет задолженности, представленный истцом, проверен судом области, признан верным и соответствующим действующему законодательству.
Ответчик доказательств перечисления истцу задолженности за жилищно-коммунальные услуги в спорный период времени не представил, в связи с чем, требование истца о взыскании задолженности является правомерным и подлежит удовлетворению.
Предметом заявленных требований также является требование о взыскании неустойки за период с 01.11.2019 года по 31.12.2020 года в размере 18 763 руб. 56 коп.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", вступившим в силу с 1 января 2016 года, изменена редакция части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 307-ФЗ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истец представил расчет пени за период за период с 01.11.2019 года по 31.12.2020 года в размере 18 763 руб. 56 коп. Доказательств, опровергающих указанный расчет, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчик не исполнил обязательств по оплате, арбитражный суд апелляционной инстанции находит правомерным применение судом первой инстанции имущественной ответственности в виде неустойки в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нежилое помещение N 66, г Орёл, ул. Рощинская, д. 21, площадью 474.3 кв.м. в спорный период находилось в безвозмездном пользовании БУОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании договора безвозмездного пользования недвижимого имущества, относящегося к муниципальной собственности N 63 от 20.12.2013, в связи с чем, УМИЗ является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
По смыслу статей 210 ГК РФ, 39 ЖК РФ, 158 ЖК РФ собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения за это соответствующей платы.
Следовательно, УМИЗ как собственник нежилого помещения в спорном многоквартирном доме в силу закона несет расходы по содержанию этого помещения и общего имущества в данном доме, поскольку непосредственно на ссудополучателя законом указанное бремя не возложено.
Кроме того, из материалов дела следует, что договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной собственности N 63 от 20.12.2013, заключенный между УМИЗ г. Орла и БУОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", не возлагает обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. В спорный период третье лицо договор на содержание и ремонт общего имущества и предоставлении коммунальных услуг по помещению N 66 в г. Орел, ул. Рощинская, д. 21, не заключало.
Истец в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора безвозмездного пользования.
В отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и управляющей компанией, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате расходов по содержанию общего имущества возлагается на собственника нежилого помещения.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.09.2020 N 305-ЭС19-28087.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителей апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.01.2022 по делу N А48-6740/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6740/2021
Истец: ООО "УК ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N16"
Ответчик: "Город Орел" Администрация г. Орла в лице Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, "Город Орел" в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла
Третье лицо: "Город Орел" в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла, бюджетное учреждение Орловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"