г. Ессентуки |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А18-6003/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Сомова Е.Г., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., при участии представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия - Ажигова Б.Х. (доверенность от 02.12.2021 N 22), представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора - Печевской М.С. (доверенность от 29.12.2021 N 04), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.02.2022 по делу N А18-6003/2021 (в составе судьи Аушева М.А.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее - Управление) об оспаривании постановления от 12.11.2021 N 06 РИ-21-0/АР/249/2 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Решением суда от 07.02.2022 в удовлетворении заявленных требований Министерства отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Министерства состава вменяемого правонарушения, соблюдением Управлением порядка привлечения Министерства к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения назначенного размера штрафа. Считает, что Министерство не является субъектом правонарушения, загрязненный земельный участок не находится в ведении Министерства.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе указывает на незаконность и необоснованность принятого судом решения, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Министерства, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Управления поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Министерства и Управления, апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с письмом Прокуратуры г.Карабулак Республики Ингушетия от 03.09.2021 N 1р-2021 о коллективном обращении жителей улицы Октябрьская г.Карабулак о нарушениях водоохранного законодательства, сотрудниками Управления проведен осмотр водоохраной зоны реки Сунжа. В результате осмотра водоохраной зоны реки Сунжа в границах г.Карабулак, в начале улицы Революционная, Республики Ингушетия (координаты участка 43.299146, 44.891776) установлен факт сброса строительных отходов и размываемого грунта (примерная площадь загрязнения составляет 8х25м, 200-м).
11.10.2021 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и уведомление о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении N 169 от 11.10.2021.
Усмотрев в действиях (бездействии) Министерства признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, 25.10.2021 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 06РИ-21-0/АР/249/1 и 12.11.2021 вынесено постановление N 06РИ-21-0/АР/249/2 о привлечении Министерства к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000р.
Не согласившись с постановлением Управления, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Цель указанной нормы состоит в обеспечении охраны земли, как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения территории Российской Федерации. Состав административного правонарушения формальный, наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение. Объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Основным квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является факт невыполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Закон определяет основное нарушение в случае непринятия мер по предотвращению возможных ухудшающих показателей.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе, вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В рассматриваемом деле, земельный участок (координаты участка 43.299146, 44.891776) в соответствии с Законом Республики Ингушетия от 30.12.2019 N 56-РЗ о перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия находится на балансе Правительства Республики Ингушетия. Правительство Республики Ингушетии является учредителем Министерства, которое осуществляет управление имуществом, находящимся в государственной собственности и соответственно несет ответственность за данный участок до разграничения собственности между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия.
Таким образом, именно Министерство является лицом, ответственным за надлежащее использование земельного участка с координатами 43.299146, 44.891776.
В нарушение приведенных положений природоохранного законодательства Министерством в границах прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - реки Сунжа допущен факт сброса строительных отходов и размываемого грунта.
Министерством не представлено надлежащих доказательств, опровергающих фак совершения административного правонарушения, не представлено доказательств принятия необходимых мер по контролю за охраной земель, водных объектов, расположенных на территории Республики Ингушетия, государственная собственность, на которые не разграничена.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, затем суд первой инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям (бездействию) Министерства и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Министерству в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерно содеянному.
Установив, что объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере защиты и охраны земель у заявителя имелась, однако им не были приняты необходимые для этого меры, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений Управлением при привлечении Министерства к административной ответственности не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Довод жалобы о том, что Министерство не является субъектом вменяемого правонарушения, подлежит отклонению. В материалы дела представлено письмо Администрации г. Карабулак от 04.02.2022 N 333101-15, из содержания которого следует, что в связи с принятием Закона Республики Ингушетия от 30.12.2019 N 56-РЗ "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия и постановлением Правительства Республики Ингушетия от 03.03.2020 N 22 "Об уполномоченном органе исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия по распоряжению земельными участками переданы Министерству, в том числе земельный участок на котором выявлено складирование строительного мусора и твердых бытовых отходов. До того времени пока государственная собственность на данные земельные участки не будет разграничена, Министерство несет ответственность за земельные участки в качестве собственника.
Министерством не доказано, что вся территория земельного участка, водоохранной зоны, где на всей площади выявлено складирование строительного мусора и твердых бытовых отходов, являются дорогой, или земельным участком на праве собственности иного лица.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.02.2022 по делу N А18-6003/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-6003/2021
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений РИ
Третье лицо: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора