город Омск |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А46-13843/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1366/2022) индивидуального предпринимателя Архутича Сергея Михайловича на решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2021 по делу N А46-13843/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Архутича Сергея Михайловича (ОГРНИП 304550520100126, ИНН 550501487581) к Администрации Ленинского административного округа города Омска (ОГРН 1035509001395, ИНН 5505012857, адрес: 644020, город Омск, Проспект Карла Маркса, дом 62), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ленинское" (ОГРН 1075507007300, ИНН 5507087914, адрес: 644020, город Омск, улица Иртышская Набережная, дом 48А), о признании недействительным распоряжения от 06.07.2021 N 619 в части подпункта 7 пункта 1,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Архутича Сергея Михайловича - Прокопьев Иван Вадимович (по доверенности от 29.07.2021 сроком действия 3 года);
от Администрации Ленинского административного округа города Омска - Терехова Наталья Владимировна (по доверенности от 20.10.2021 N Исх-АЛАО/7285/16-38 сроком действия 1 год);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Архутич Сергей Михайлович (далее - ИП Архутич С.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Ленинского административного округа г. Омска (далее - Администрация ЛАО г. Омска, Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным подпункта 7 пункта 1 распоряжения Администрации Ленинского административного округа города Омска N 619 от 06.07.2021 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" (далее - Распоряжение N 619) в части признания нестационарного торгового объекта (далее - НТО), площадью 50 кв. м, установленного по адресу: г. Омск, ул. Труда, д. 49 - самовольно размещенным движимым имуществом.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ленинское" (далее - ООО "ЖКХ "Ленинское", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.12.2021 по делу N А46-13843/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Архутич С.М. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что между сторонами сложились отношения по аренде земельного участка, однако суд первой инстанции не дал надлежащую оценку и не применил к данному спору положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым имеет место пролонгация договорных отношений, а также не учёл положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов.
По мнению подателя жалобы, предприниматель вправе использовать спорный торговый объект в соответствии с действующей схемой размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п, вне зависимости от заключения с ним договора аренды земельного участка, поскольку в указанной схеме уже находится спорный торговый объект.
Кроме того, по мнению заявителя, бизнесмен, уже работающий на основе договора, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок, в том числе на основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 01.40.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". В случае отказа Администрация от заключения договора в последующем она обязана предоставить другой земельный участок, только отказ арендатора от компенсации в виде альтернативного земельного участка является законным основанием для невключения объекта в схему и последующего его выноса.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Архутича С.М. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ЖКХ "Ленинское", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 между Администрацией и ИП Архутичем С.М. был заключен договор N 78-Б-439 на размещение НТО (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого Администрация предоставляет, а владелец принимает сроком на 12 месяцев место под размещение НТО площадью 54 кв.м в соответствии с паспортом НТО.
Местоположение НТО: Омская область, город Омск, улица Труда, дом 49 (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.2.10 договора по истечении срока его действия, а также в случае его досрочного расторжения владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
12.09.2016 между сторонами договора заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым срок договора был изменен с 01.11.2015 по 31.10.2020.
06.07.2021 Администрацией принято распоряжение N 619 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 которого определен самовольно размещенным движимым имуществом принадлежащий заявителю торговый павильон с общей площадью 50 кв.м, расположенный по адресу: город Омск, улица Труда, дом 49.
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа НТО до 16.07.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен до 27.08.2021.
Полагая, что подпункт 7 пункта 1 распоряжения Администрации от 06.07.2021 N 619 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
28.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка.
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Согласно пункту 3 Постановления N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 7 Постановление N 1812-п нестационарный торговый объект представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Постановления).
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, являются Администрации административных округов города Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 50 Постановления N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением настоящего постановления уполномоченный орган, в том числе, выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске.
В соответствии с требованиями пункта 28 Постановления N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Указанный порядок утвержден постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Положение N 95-п).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения N 95-п под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории г. Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Как указано выше, срок действия договора на размещение НТО от 16.11.2015 N 78-Б-439, в соответствии с которым заявителем был размещён спорный объект, истек 31.10.2020.
В силу пункта 3.2.10 договора заявитель обязан по истечении срока действия договора освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней администрации округа по акту приема-передачи.
В свою очередь, заявителем по истечении срока действия договора место размещения НТО не освобождено и Администрации по акту приема-передачи не передано.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 95-п в перечень самовольно размещенного движимого имущества, подлежащего выносу, утвержденный распоряжением главы Администрации от 06.07.2021 N 619 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", включен спорный НТО.
Таким образом, размещение заявителем НТО без правовых оснований подтверждается материалами дела, в связи с чем распоряжение Администрации от 06.07.2021 N 619 в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Ссылка предпринимателя на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
Пунктом 2 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты.
Между тем в настоящий момент на территории Омской области и города Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
Ссылка предпринимателя на сложившиеся между сторонами правоотношения по аренде земельного участка, а также фактическое продолжение действия договора на размещение НТО, равно как и наличие на стороне предпринимателя преимущественного права на заключение нового договора, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку таковой был заключен на определенный срок, положения статьи 621 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям не применяются, так как отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Ссылка подателя жалобы на Федеральный закон от 01.40.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" не принимается судом апелляционной инстанции, так как указанный Федеральный закон регулирует арендные отношения относительно недвижимого имущества, к которым НТО не относится.
Ссылка предпринимателя на то, что место для размещения НТО присутствует в схеме размещения НТО, в связи с чем у него отсутствует обязанность получения разрешения на размещение НТО, судом апелляционной инстанции признается ошибочной, так как в соответствии с пунктом 47 Порядка N 1812-п только договор на размещение НТО является подтверждением права на размещение НТО в месте, установленном схемой размещения НТО.
Ссылка заявителя на обязанность Администрации предоставить другой земельный участок, а также на то, что только отказ арендатора от компенсации в виде альтернативного земельного участка является законным основанием для невключения объекта в схему и последующего его выноса, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанная на неправильном толковании вышеперечисленных норм материального права, не предусматривающих таковых положений.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2021 по делу N А46-13843/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13843/2021
Истец: ИП АРХУТИЧ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА