31 марта 2022 г. |
Дело N А55-33378/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сафаевой Н.Р., судей Александрова А.И., Гадеевой Л.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Доброродным Р.В.,
с участием:
от администрации городского округа Тольятти - представителя Сергеевой Е.В., действующего по доверенности от 24.12.2021,
от прокуратуры Самарской области - представителя Корсаковой Т.Н., действующего на основании служебного удостоверения,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2021 по делу N А55-33378/2021 (судья Бунеев Д.М.), принятое по иску первого заместителя прокурора Самарской области в интересах муниципального образования городского округа Тольятти к администрации городского округа Тольятти, обществу с ограниченной ответственностью "ПЛЮС" о признании недействительным в части муниципального контракта и применении последствий его недействительности,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной инспекции финансового контроля Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Самарской области в интересах муниципального образования городского округа Тольятти (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области к администрации городского округа Тольятти и обществу с ограниченной ответственностью "Плюс" (далее - ответчики) с исковым заявлением о признании недействительным пункта 4.5 заключенного ответчиками муниципального контракта N 0842300004020000050_259977 от 27.03.2020 и обязании установить гарантийный срок эксплуатации на зеленые насаждения не менее 3-х лет со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы администрация городского округа Тольятти сослалась на прекращение действия оспариваемого истцом контракта и отсутствие механизма реализации исполнения принятого по делу судебного акта.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Государственная инспекция финансового контроля Самарской области, представившая отзыв на апелляционную жалобу, в котором ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя, не выразила своего отношения к апелляционной жалобе ответчика, фактически оставив её разрешение на усмотрение апелляционного суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика просил судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска; а представитель прокуратуры просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены (изменения) судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.01.2020 между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и администрацией городского округа Тольятти было заключено соглашение N 36740000-1-2020-007 о предоставлении субсидии из бюджета Самарской области бюджету муниципального образования Самарской области субсидии на поддержку муниципальной программы по формированию современной городской среды на 2018-2024 годы (благоустройство общественных территорий) в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 N 36740000-1-2020-007/1.
Согласно пункту 4.3.6 указанного муниципалитет принял на себя обязательство установить минимальный трехлетний гарантийный срок на результаты выполненных работ по благоустройству общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках реализации мероприятий национального проекта "Жилье и комфортная городская среда" по благоустройству общественных территорий, при расходовании средств предоставленной в рамках указанного соглашения субсидии, администрацией г.о. Тольятти с ООО "ПЛЮС" заключен муниципальный контракт N 0842300004020000050259977 от 27.03.2020 на выполнение работ по благоустройству общественных территорий городского округа Тольятти: Сквер по ул. Жилина (от ул. Мира до пл. Свободы) на сумму 9 254 041 руб. 89 коп.
Согласно пункту 1.1 контракта работы выполняются в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы", утвержденной постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2017 N 4013-п/1 в развитие национального проекта "Жилье и комфортная городская среда".
Пунктом 6 технического задания (приложение N 2 к контракту) были установлены виды выполняемых работ: ремонт тротуаров, замена малых архитектурных форм, озеленение.
Ведомостью объемов работ (п. 13 технического задания), а также сметой (приложение N 3 к контракту) предусмотрено выполнение по контракту работ по озеленению: посадка кустарников-саженцев в живую однорядную изгородь и вьющихся растений, подготовка почвы под цветники, посадка цветов в клумбы, рабатки и вазы-цветочницы.
Согласно пункту 4.5 муниципального контракта гарантийный срок эксплуатации был установлен дифференцированно в зависимости от вида выполняемых работ, начиная со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ: на твердые покрытия - 5 лет, на оборудование (МАФ) - 3 года, на зеленые насаждения - 1 год. Срок гарантии на используемые материалы устанавливается производителем, но составляет не менее 12 месяцев с момента подписания окончательного акта о приемке выполненных работ.
Прокуратурой города Тольятти в рамках осуществления надзора во исполнение приказа Генерального прокурора России от 14.03.2019 N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" и указания прокурора Самарской области от 04.06.2019 N 83/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" была проведена проверка исполнения администрацией городского округа Тольятти действующего федерального законодательства при реализации мероприятий национального проекта "Жилье и комфортная городская среда".
По результатам прокурорской проверки было установлено нарушение пункта 4.3.6 соглашения N 36740000-1-2020-007 от 20.01.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 N 36740000-1-2020-007/1), согласно которому муниципалитет принял на себя обязательство установить минимальный трехлетний гарантийный срок на результаты выполненных работ по благоустройству общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, что послужило основанием для привлечения к административной ответственности руководителя департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти Ерина В.А. по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обращения первого заместителя прокурора Самарской области с настоящим иском в суд.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.11.2017 N 688 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2024 годы" на территории области осуществляется реализация мероприятий по созданию условий для комфортного проживания населения в условиях доступной городской среды.
Приложением N 4 к государственной программе установлен порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 17.2 Порядка для достижения значений показателей результативности регионального проекта муниципальные образования обязаны установить минимальный трехлетний гарантийный срок на выполненные работы по благоустройству дворовых и общественных территорий с участием средств субсидии.
Постановлением Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2017 N 4013-п/1 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы".
Пунктом 4.3.6 соглашения N 36740000-1-2020-007 от 20.01.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 N 36740000-1-2020-007/1), заключенного между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и администрацией городского округа Тольятти, было закреплено, что муниципалитет принял на себя обязательство установить минимальный трехлетний гарантийный срок на результаты выполненных работ по благоустройству общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено нарушение требований законодательства о контрактной системе администрацией г.о. Тольятти применительно к установлению гарантийных сроков к части выполненных работ (зеленые насаждения) в рамках муниципального контракта менее трех лет.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы, сводящийся к прекращению всего контрактного обязательства, и как следствие, к невозможности внесения изменений в прекращенное договорное обязательство, подлежит отклонению ввиду следующего.
Так, согласно пункту 8.2 муниципального контракта N 0842300004020000050259977 от 27.03.2020 с прекращением срока действия контракта (10.06.2020) прекращаются обязательства сторон, за исключением пунктов 2.5, 4.5, 4.6 настоящего контракта.
Пункты 4.5, 4.6 муниципального контракта N 0842300004020000050259977 от 27.03.2020 предусматривают гарантийные сроки на выполненные работы и срок устранения дефектов в течение гарантийного периода.
Таким образом, действие муниципального контракта N 0842300004020000050259977 от 27.03.2020 в отношении положений о гарантийных сроках не прекращалось, а, соответственно, признание недействительным пункта 4.5 названного муниципального контракта само по себе возможно и способствует установлению минимально необходимых гарантийных сроков.
В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии механизма реализации решения суда первой инстанции также подлежит отклонению, так как фактически направлен на избежание ответственности за включение в муниципальный контракт условий, противоречащих требованиям законодательства в части установления гарантийных сроков на выполненные работы.
Более того, возможное отсутствие механизма реализации внесения изменения в муниципальный контракт не исцеляет его часть - пункт 4.5 контракта, признанный недействительным.
При сложившихся обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не распределяются ввиду освобождения ответчика от уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу норм подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2021 по делу N А55-33378/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33378/2021
Истец: Первый заместитель прокурора области, Первый заместитель прокурора области в интересах муниципального образования городского округа Тольятти в лице администрации г.о. Тольятти
Ответчик: Администрация г.о. Тольятти, ООО "Плюс"
Третье лицо: Государственная инспекция финансового контроля Самарской области.