город Омск |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А70-17386/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафронова М.М.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1835/2022) федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 30.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-17386/2021 (судья Михалева Е.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "УК "Восточный" (ОГРН 1167232094644, ИНН 7203406707, адрес: 625051, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Станислава Карнацевича, д. 1, корп. 1/1, оф. 1) к федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208, ИНН 5031006724, адрес: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр. 3) о взыскании 969 518 руб. 01 коп.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Восточный" - Мулявиной Ю.А. (доверенность б/н от 18.10.2021 сроком действия один год, диплом от 03.07.2015 N 5573),
федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Восточный" (далее - ООО "УК "Восточный", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Специальное ТУИО", управление) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 715 695 руб.
Решением от 30.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Специальное ТУИО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ФГКУ "Специальное ТУИО" указывает, что оно не является собственником жилых помещений, в силу закона не обязано нести расходы на капитальный ремонт.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "Восточный" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Восточный" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ФГКУ "Специальное ТУИО" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
На основании статей 123, 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости ответчику на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения, расположенные по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 4, кв. N N 1,5, 13, 29, 38, 46, 55, 59, 60, 64, 69, 70. 75. 79. 80, 91. 106, 119, 123. 127, 128, 131, 132, 135, 136, 139, 140, 141, 143, 144, 147, 148, 150, 151, 155, 156, 159, 160, 167, 168, 171, 172, 175, 176, 180, 183, 184, 187, 191, 192, 195, 196,199, 200, 207, 211, 221, 223, 241, 248, 252, 253, 256, 257, 261, 264, 265, 268, 269, 272, 273, 274, 276, 277, 280, 285. 288. 289. 290. 294. 301, 304, 305, 308. 309, 312, 313, 316, 317, 321, 324, 325, 328, 329. 332, 336, 337, 341. 345, 356, 360, 372, 377, 380, 381, 384, 385, 387, 388, 389, 392, 393, 396.
На основании договора управления многоквартирным домом N ПА4 от 07.02.2017, заключенного между собственниками помещений и ООО "УК "Восточный", истец осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 4.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2050 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2050 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014.
МКД по адрес г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 4, в состав которого входят спорное жилые помещения, был включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2050 годы (см. распоряжение Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224- рп).
Протоколом N 1-19 от 19.07.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений указанного МКД закреплено решение общего собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта за специальном счете в ПАО "Сбербанк", владельцем специального счета является ООО "УК "Восточный", утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт равным установленному Правительством Тюменской области минимальному размеру взноса на капитальный ремонт 7,50 руб. за 1 кв.м площади помещения в МКД.
Поскольку уплата взносов на капитальный ремонт ответчиком не осуществлялась, истец направил в адрес ответчика претензию от 30.06.2021 с требованием об уплате взносов на капитальный ремонт
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленной материалами дела задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт спорного МКД и наличия обязанности ответчика по их оплате.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителей истца, апеллянта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от отсутствия договорных отношений, актов выполненных работ, счетов-фактур, наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося в его собственности.
Право оперативного управления - это вещное право лица, не являющегося собственником имущества (часть 1 статьи 216 ГК РФ).
На основании статей 296, 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Следовательно, если помещение в МКД передано собственником иному лицу на праве оперативного управления, то владеющий имуществом субъект такого права с момента его возникновения обязан нести расходы по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
В этой связи, вопреки ошибочному доводу апеллянта, установив, что спорные помещения в МКД, расположенном по адресу: по адрес г. Тюмень, ул. Прокопия Артамонова, д. 4, принадлежат учреждению на праве оперативного управления, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии у ФГКУ "Специальное ТУИО" обязанности по несению расходов на оплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в котором эти помещения находятся.
Факт передачи ответчику на праве оперативного управления спорных помещений, как и факт их учета на балансе ФГКУ "Специальное ТУИО" сторонами не оспаривается.
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно статье 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" (далее - Закон N 197) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырёх календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Учитывая, что перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тюменской области, на 2014-2050 годы, утвержденную распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в МКД наступила у собственников помещений в спорном МКД с 01.05.2015.
Согласно пункту 1 статьи 6.5 Закона N 197 минимальный размер взноса устанавливается Правительством Тюменской области в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
Правительством Тюменской области установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД в размере 7 руб. 50 коп. (постановление Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 642-п).
Протоколом N 1-19 от 19.07.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений указанного МКД закреплено решение общего собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта за специальном счете в ПАО "Сбербанк", владельцем специального счета является ООО "УК "Восточный", утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт равным установленному Правительством Тюменской области минимальному размеру взноса на капитальный ремонт 7 руб. 50 коп. за 1 кв.м площади помещения в МКД.
В силу положений статьи 6.10 Закона N 197 в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные ЖК РФ для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований статей 158, 169 ЖК РФ, статьи 6.10 Закона N 197 оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД за период с 01.12.2020 по 01.10.2021 не произведена.
Суд апелляционной инстанции, проверив произведенный истцом расчет исковых требований, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений, признает его арифметически верным.
При таких обстоятельствах, установив факт наличия спорной задолженности в отсутствие доказательств ее погашения ответчиком, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования фонда о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" 715 695 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.12.2020 по 01.10.2021.
В связи с нахождением жилых помещений в федеральной собственности обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возлагается на юридическое лицо, которому на праве оперативного управления принадлежит данное недвижимое имущество, то есть на ответчика.
Основания для освобождения ФГКУ "Специальное ТУИО" от погашения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт отсутствуют. Доказательств обратного не представлено в нарушение требований 65 статьи АПК РФ.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при их рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 17.02.2022 N 305-ЭС21-25187 по делу N А40-229211/2020, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.02.2022 N Ф04-7972/2021 по делу N А45-10509/2021.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
С учетом результата рассмотрения спора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, правомерно отнес на ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска, возвратив истцу излишне уплаченную сумму госпошлины за подачу иска.
Принимая во внимание, что ФГКУ "Специальное ТУИО" освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов в связи с рассмотрением апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не обсуждается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.12.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-17386/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.М. Сафронов |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17386/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОЧНЫЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11737/2022
03.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3380/2022
31.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1835/2022
30.12.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-17386/2021
29.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14163/2021