гор. Самара |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А55-22596/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2022 года в зале N 7 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2022, принятое по делу N А55-22596/2021 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" (ОГРН 1206300019375, ИНН 6318054707)
к Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Самарской области
третьи лица:
- Межрайонная инспекция ФНС России N 22 по Самарской области
- Управление ФНС России по Самарской области
- Армякова Елена Владимировна
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
от Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области - Карсюков Д.В., представитель (доверенность от 31.05.2021);
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Динамикс" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий ответчика - Инспекции ФНС России по Красноглинскому району гор. Самара по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 21.05.2021 N 2216300473244 о недостоверности сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" (ОГРН 1206300019375, ИНН 6318054707) и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения вышеназванной записи.
Определением арбитражного суда от 07.09.2021 произведена замена Инспекции ФНС России по Красноглинскому району гор. Самара на правопреемника - Межрайонную инспекцию ФНС России N 20 по Самарской области.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная инспекция ФНС России N 22 по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области, Армякова Елена Владимировна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2022 заявление Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" удовлетворено. Признаны незаконными действия Инспекции ФНС России по Красноглинскому району гор. Самара по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 21.05.2021 N 2216300473244 о недостоверности сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" (ОГРН 1206300019375, ИНН 6318054707). Суд обязал Межрайонную инспекцию ФНС России N 20 по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи от 21.05.2021 N 2216300473244 о недостоверности сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" (ОГРН 1206300019375, ИНН 6318054707). С Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" взысканы расходы по госпошлине в размере 3 000 руб.
Заявитель - Межрайонная инспекция ФНС России N 20 по Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 28.03.2022 на 09 час. 45 мин.
Представители ООО "Динамикс", Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Самарской области, Управления ФНС России по Самарской области и Армяковой Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав представителя Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, на основании следующего.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Основания, условия и способы проведения, указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания и Порядок).
Мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес места нахождения юридического лица.
В силу пункта 4 Оснований и Порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление по форме N Р34002), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, установленная пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ и предусматривающая направление юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о необходимости представления достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности), в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (пункт 18 Оснований и Порядка).
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что сведения о Армяковой Елене Владимировне как о руководителе и единственном участнике Общества с ограниченной ответственностью "Динамикс" (ОГРН 1206300019375, ИНН 6318054707) внесены в ЕГРЮЛ при государственной регистрации Общества 13.03.2020.
В материалах дела имеется решение учредителя N 1 от 28.02.2020 о создании ООО "Динамикс" и возложении обязанностей директора общества на Армякову Е.В.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ООО "Динамикс" состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области.
Инспекцией ФНС России по Советскому району гор. Самары (в настоящее время - Межрайонная ИФНС России N 22 по Самарской области) в адрес Армяковой Е.В. направлялась повестка о вызове в качестве свидетеля.
В связи с неявкой Армяковой Е.В. в налоговую инспекцию, Инспекцией ФНС России по Советскому району гор. Самары был составлен акт N 7941 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 29.03.2021.
В целях соблюдения процедуры, установленной п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, Инспекцией ФНС России по Красноглинскому району гор. Самары (правопредшественник Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области) заказными письмами направлено уведомление N 344 от 16.04.2021 в адрес места нахождения ООО "Динамикс", а так же в адрес места жительства Армяковой Е.В., содержащегося в ЕГРЮЛ, о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений в отношении учредителя и руководителя ООО "Динамикс".
Не получив ответ на указанное уведомление, Инспекцией ФНС России по Красноглинскому району гор. Самары в ЕГЛЮЛ была внесена запись от 21.05.2021 N 2216300473244 о недостоверности сведений в отношении ООО "Динамикс".
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии со 4, 5 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры юридических лиц, содержащие, в том числе, сведения:
- об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества -сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества;
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
Необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр. Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 4.2. статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в вышеназванной норме Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В соответствии с пунктом 11 названных Оснований, мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.
В силу пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Исходя из вышеназванных норм Закона N 129-ФЗ следует, что направлению уведомления о недостоверности сведений в адрес юридического лица и его участников должна предшествовать проверка достоверности сведений, проводимая налоговым органом.
Как установлено арбитражным судом, в рассматриваемом случае такая проверка фактически не проводилась.
Действия налогового органа в данном случае сводятся к вызову Армяковой Е.В. на допрос в качестве свидетеля.
При этом ее неявка сама по себе не свидетельствует о недостоверности сведений о ней как директоре и участнике Общества.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, Армякова Е.В. пояснила суду, что действительно является участником и руководителем ООО "Динамикс".
Поскольку доказательств обратного в материалах дела не имеется, оснований не доверять пояснениям Армяковой Е.В. не имеется.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности налоговым органом факта недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об участнике и руководителе ООО "Динамикс" Армяковой Е.В.
Доводы налоговых органов о том, что ООО "Динамикс" является участником "площадки минимизации НДС" правомерно отклонены судом как не подтвержденные документально какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.
Более того, данные обстоятельства не свидетельствуют однозначно о недостоверности сведений об учредителе и руководителе ООО "Динамикс" с учетом совокупной оценкой данных сведений с представленными в дело доказательствами и объяснениями заявителя и третьего лица - Армяковой Е.В., лично явившейся в судебное заседание и давшей пояснения относительно осуществляемой обществом хозяйственной деятельности.
Внесение данных в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об участнике и руководителе общества, основанное не на фактах, а на предположениях налоговых органов является недопустимым.
Не явка руководителя по вызовам налогового органа не является доказательством недостоверности сведений о руководителе и участнике общества.
В случае же не явки руководителя по очередному вызову налогового органа существуют инструменты влияния на его действия, в частности, привлечение генерального директора к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечение к налоговой ответственности. Так, ст. 128 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В обжалуемом судебном акте верно отмечено, что налоговыми органами не доказаны факты недостоверности спорных сведений об участнике и руководителе ООО "Динамикс", а также его недобросовестность.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, подробно исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию Инспекции с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2022, принятое по делу N А55-22596/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22596/2021
Истец: ООО "Динамикс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары
Третье лицо: Армякова Е.В., МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная ИФНС N20 по Самарской области, УФНС России по Самарской области