город Воронеж |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А48-7323/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Станция скорой медицинской помощи": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Мир": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207) на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2021 по делу N А48-7323/2021 по заявлению Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1025700835467, ИНН 5753025966) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207) о признании недействительными решения N 057/06/64-529/2021 от 20.07.2021 о нарушении законодательства о закупках и предписания N 057/06/64-529/2021 от 23.07.2021,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Мир" (ОГРН 1173328012131, ИНН 3327138130),
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - БУЗ ОО "ССМП", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения N 057/06/64-529/2021 от 20.07.2021 о нарушении законодательства о закупках и предписания N 057/06/64-529/2021 от 23.07.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мир" (далее - ООО "Мир", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Орловское УФАС России обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от Орловского УФАС России поступили письменные объяснения по делу, от БУЗ ОО "ССМП" через канцелярию суда - также письменные объяснения по делу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и письменных объяснений, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 05.07.2021 БУЗ ОО "ССМП" (заказчик) на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение N 0354300012121000082 на закупку респираторов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 640 000 руб.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0354300012121000082 заказчиком закупаемый товар отнесен к позиции КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор".
Раздел III "Техническое задание" аукционной документации содержит требование о соответствии товара ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:200Н А1:2009) Межгосударственный стандарт. "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия", которое установлено в соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
На участие в аукционе было подано 24 заявки, 21 заявка была признана соответствующими требованиям аукционной документации и допущена к участию в аукционе, 3 - отклонены.
Победитель аукциона - ИП Толстоусов С.В. (предложенная цена - 71 600 руб.).
13.07.2021 в Орловское УФАС России поступила жалоба ООО "Мир" на действия заказчика по разработке документации об аукционе на закупку респираторов, извещение N 0354300012121000082.
В данной жалобе указано, что заказчиком неверно установлен в документации об аукционе КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор". Данный код относится к респираторам не медицинского назначения и попадает под действие TP ТС 019/2011. Заказчику необходимо указывать код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
20.07.2021, рассмотрев жалобу ООО "Мир", комиссией Орловского УФАС России вынесено решение N 057/06/64-529/2021 о нарушении законодательства о закупках, которым признала жалобу обоснованной, признала в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 10 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
23.07.2021 Орловским УФАС России выдано предписание БУЗ ОО "ССМП", которым предписано:
1. Оператору электронной площадки:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
2. Заказчику:
- отменить все протоколы, составленные в ходе осуществления закупки;
- внести изменения в документацию и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 предписания:
- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
4. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием Орловского УФАС России, БУЗ ОО "ССМП" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (действующим в период спорных правоотношений), устанавливающим содержание документации об электронном аукционе, предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
По смыслу статьи 33, части 1 статьи 12 Закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств и достижение цели закупки.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Таким образом, как следует из положений Федерального закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований к предмету закупки.
Принципы контрактной системы установлены в статье 6 Закона о контрактной системе. Это принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принцип обеспечения конкуренции в силу статьи 8 реализуется введением контрактной системы, которая направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Создание равных условий заключается в том, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Статьей 12 Федерального закона N 44-ФЗ установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, означающий, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, поскольку закон не содержит требования об обязательном обосновании появившихся нужд, следует исходить из добросовестности заказчика, не допуская вмешательства в их профессиональную деятельность.
Оказание медицинской помощи - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу специфики назначения и использования медицинских изделий для заказчика важно указать те или иные технические и функциональные характеристики, от которых зависят эффективность диагностики заболевания, безболезненность процедур и результативность лечения, степень защиты персонала и всего учреждения в целом.
Как установлено судом, закупаемые респираторы необходимы для применения в медицинских целях персоналом выездных бригад скорой медицинской помощи с целью обеспечения защиты от заражения особо опасными инфекциями, в частности коронавирусной инфекцией (COVID19) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, они относятся к медицинским изделиям.
Согласно извещению о проведении закупки и аукционной документации, заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован каталог.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения каталога утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила от 08.02.2017 N 145).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил от 08.02.2017 N 145, КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в документации о закупке.
Пунктом "б" пункта 2 Правил от 08.02.2017 N 145 установлено, что КТРУ используется заказчиками также в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 4 Правил от 08.02.2017 N 145 заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Поскольку позиция каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения, БУЗ ОО "ССМП" закупаемый товар отнесен к позиции КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор", который включен в рубрику каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд "Медицинские изделия".
Извещение об аукционе и документация (Раздел III "Техническое задание") содержат описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор".
Из оспариваемого решения Орловского УФАС России следует, что поскольку КТРУ 32.99.11.120-00000003 не содержит описания требуемого заказчику медицинского изделия, то для описания объекта закупки в извещении и аукционной документации необходимо было указать код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В перечень, утвержденный указанным постановлением включены товары, подпадающие под код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)" (пункт 123 перечня).
Следовательно, заказчик в аукционной документации помимо указания соответствующего кода ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", вместо указанного им ОКПД2 32.99.11.120 "Респираторы", не относящегося, по мнению Орловского УФАС России, к респираторам медицинского назначения, должен был установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, однако данного запрета им установлено не было.
Возражая против указанного решения N 057/06/64-529/2021 от 20.07.2021 и предписания N 057/06/64-529/2021 от 23.07.2021 и обращаясь с рассматриваемым заявлением, БУЗ ОО "ССМП" ссылалось на то, что заказчиком (БУЗ ОО "ССМП") при описании объекта закупки обоснованно применена позиция КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор" и законные основания для установления запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 отсутствуют; поскольку КТРУ 32.99.11.120-00000003 "Респиратор" включен в рубрику каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд "Медицинские изделия", он распространяет свое действие на медицинские средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Согласно данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенного на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszaravnadz.or.gov.ru), регистрируются в качестве медицинских изделий респираторы относящиеся к ОКПД2 32.99.11.120 "Респираторы". Например, медицинские изделия со следующими реквизитами регистрационных удостоверений: N РЗН 2021/14957 от 03.08.2021, N РЗН 2021/14921 от 30.07.2021, N РЗН 2021/14559 от 10.06.2021 NРЗН 2020/13039 от 25.12.2020, N РЗН 2020/13016 от 23.12.2020, N РЗН 2020/12999 от 22.12.2020, N РЗН 2020/12744 от 30.11.2020 и др.).
В Перечне медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, указаны респираторы и соответствующий им код ОКПД2 32.99.11.120.
Кроме того, в Перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, отсутствует указание на ОКПД2 32.99.11.120 "Респираторы", указано лишь медицинское изделие "Трости опорные" и соответствующий ему код ОКПД2 32.99.21.120.
С учетом изложенного, действующим законодательством не установлен запрет на применение группы кодов ОКПД2 32.99 "Изделия готовые прочие, не включенные в другие группировки" в отношении медицинских изделий.
На основании изложенного БУЗ Орловской области "ССМП" правомерно использовало при описании медицинского изделие являющегося объектом закупки, код ОКПД2 32.99.11.120.
Частями 1 и 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42, абзацем 1 части 1 статьи 64 (действовавшей в период спорных правоотношений) Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки и в документации об электронном аукционе должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" утверждены требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Указанные требованиям утверждены в целях применения соответствующего запрета, при этом их действие распространяется на медицинские маски (за исключением полумасок фильтрующих классов защиты FFP1, FFP2, FFP3).
Согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий ((https://roszaravnadz.or.gov.ru) медицинские маски и респираторы являются различными медицинскими изделиями, имеющими разное функциональное назначение и условия применения.
Соответственно, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 при закупке респираторов устанавливать не требуется.
Таким образом, в связи с тем, что медицинская маска и респиратор не являются взаимозаменяемыми медицинскими изделиями, а требование Постановления N 616 об установлении запрета применяется только в отношении медицинских масок, у БУЗ ОО "ССМП" отсутствовали правовые основания для установления в извещении и документации о проведении электронного аукциона запрета, предусмотренного Постановлением N 616.
С учетом изложенного, арбитражный суд области обоснованно признал решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 20.07.2021 N 057/06/64-529/2021 недействительным.
Кроме того, апелляционная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Статьей 18 Закона о контрактной системе установлено, что оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
Статьей 19 Закона о контрактной системе определено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования, исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов.
В рассматриваемом деле не представлено доказательств того, что закупка необоснованна, а сформулированные заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств, одновременно приводя к необоснованному ограничению количества участников.
Неравенства условий участия в торгах не установлено.
Приведенные выводы соответствуют подходам, сформулированным в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2021 по делу N А48-7323/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7323/2021
Истец: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
Третье лицо: ООО "Мир"