г. Москва |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А40-250463/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Флексознак"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2022 по делу N А40-250463/21,
в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ООО "Флексознак" (ИНН: 7722330473)
к ИФНС России N 22 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Флексознак" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным Постановления ИФНС N 22 по г. Москве (далее - Инспекция) от 08.11.2021 N 77222127200151600003 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (далее - постановления), в виде штрафа в сумме 17 273,25 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2022 по делу N А40-250463/21 требование ООО "Флексознак" к ИФНС N 22 по г. Москве о признании незаконным и отмене постановления 77222127200151600003 от 08.11.2021 оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, снизив назначенный штраф в 2 раза.
Через канцелярию суда поступил отзыв ИФНС N 22 по г. Москве, в котором налоговый орган поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд приобщает отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Инспекцией в отношении Общества было вынесено постановление N 77222127200151600003 от 08.11.2021 (далее - постановление) в соответствии с которым общество было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25.1 КоАП РФ и в виде штрафа в размере 17 273,25 рублей, по доводам, изложенным в данном постановлении.
Общество заключило трудовой договор с иностранным гражданином (нерезидентом) N 86 от 15.10.2019 - Бободжонова П.А.
15.09.2020 Обществом по платежной ведомости N 30000000126 от 15.09.2020 нерезиденту были выплачены денежные средства (заработная плата) из кассы в сумме 23 031,00 руб., минуя счет в уполномоченном банке.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Обществу, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Общество, являясь резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц -нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в банке.
Данные ограничения связаны с необходимостью учета проведения валютных сделок, совершенных иностранными гражданами, а также для легального вывоза денежных средств с территории Российской Федерации.
Обязанность по соблюдению валютного законодательства законодателем возложена на юридическое лицо - резидента.
Часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из диспозиции приведенной выше нормы следует, что под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России.
Поскольку возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит, то заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией. При этом, законодатель не ставит в зависимость исполнение установленного порядка осуществление валютных операций на территории РФ от волеизъявления иностранного гражданина.
Таким образом, единственным законным способом оплаты по выплате заработной платы является безналичный расчет через уполномоченные банки расположенные на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.09.2020 Обществом по платежной ведомости N 30000000126 от 15.09.2020 нерезиденту были выплачены денежные средства (заработная плата) из кассы в сумме 23 031,00 руб.
В соответствии с п.2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В соответствии с подпунктом "б пункта 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, то есть выдача валюты РФ юридическим лицом - резидентом РФ нерезиденту, признается валютной операцией.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьями 131, 136 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается работникам в валюте Российской Федерации в месте выполнения ими работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором, т.е. валюта Российской Федерации выступает при взаимоотношениях между работником и работодателем как средство платежа, что согласно пункту 9 статьи 1 Закона является валютной операцией.
Как следует из статьи 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором РФ. Следовательно, реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с ТК РФ, но и другими нормативными - правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами- резидентами (Обществом) только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением:
-с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
-с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации;
-с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Данный перечень исключений, приведенный в части 2 статьи 14 Закона N 173- ФЗ, закрытый и расширительному толкованию, не подлежит.
Частью 1 статьи 3 Конвенции относительно защиты заработной платы, заключенной в Женеве 01.07.1949 N 95, предусмотрена возможность предписания выплаты заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма принята в обычной практике или необходима ввиду особых обстоятельств.
Иностранным работникам, имеющим статус временно проживающих или временно пребывающих на территорию Российской Федерации, заработная плата может выплачиваться только в безналичном порядке, со счета, открытого в уполномоченном банке юридическому лицу. Требование по безналичному получению заработной платы не ущемляет права лица, временно находящегося на территории Российской Федерации, т.к. может быть отнесено к особым обстоятельствам. В данном случае нормы Закона N 173-ФЗ имеют приоритет над положениями ТК РФ.
Условиями трудового договора предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливается заработная плата согласно должностного оклада исходя из штатного расписания. Заработная плата по настоящему договору выплачивается Работнику не позднее 15 числа месяца, следующего за оплачиваемым.
У Общества имелась возможность избежать нарушения валютного законодательства еще на стадии заключения с иностранными гражданами трудовых договоров. Такая возможность могла быть достигнута путем включения в него сведений о счете работника, на который работодатель будет перечислять заработную плату, либо условия о выплате заработной платы после предоставления таких сведений, либо путем истребования таких сведений до подписания договора. Работодатель мог приостановить выплату заработной платы нерезиденту до предоставления им сведений о банковском счете. Указанное не противоречит нормам статей 11, 64, 65 ТК РФ и части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Невыполнение резидентом - юридическим лицом, установленной ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, обязанности совершать валютные операции в определенной форме, равно как и прямой запрет на осуществление отдельных видов валютных операций, является валютной операцией, совершенной с нарушением валютного законодательства.
Общество, осуществив незаконные валютные операции на сумму 23 031,00 рублей, совершило 15.09.2020 административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что Обществом, были предприняты все возможные меры, для соблюдения требований Закона не установлены, документы о принятии конкретных мер не представлены.
Таким образом, Обществом не соблюдены требования ст. 14 Закона N 173-ФЗ в части выплаты юридическим лицом-резидентом заработной платы физическому лицу- нерезиденту в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной совершенного обществом административного правонарушения является осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в осуществлении расчетов юридическим лицом-резидентом с физическим лицом-нерезидентом без использования банковского счета, открытого в уполномоченном банке, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано было обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при намерении извлечь прибыль от планируемых сделок.
В этой связи действия общества не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершенном административном правонарушении.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В рассматриваемом случае, подтверждающими вину юридического лица, документами являются, платёжная ведомость N 30000000126 от 15.09.2020.
В соответствии ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность соблюдения положений валютного законодательства Российской Федерации, однако не было принято мер по их соблюдению. Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е., соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению Обществом норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектами правонарушения могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами и имеющие счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ обществу вменяется осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, - перечень этих случаев является исчерпывающим.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц -нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь резидентом, совершало операции по выплате заработной платы работнику - нерезиденту валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в уполномоченном банке.
Поскольку денежные средства выплачивались нерезиденту, данная операция являлась валютной операцией и требовала использования счета в уполномоченном банке.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Факт осуществления валютной операций в виде выплаты заработной платы работнику - нерезиденту наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, а не через банковские счета в уполномоченном банке, установлен материалами административного дела.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, Обществом допущено нарушение требований Закона N 173-ФЗ, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Ссылка Общества на малозначительность совершенного административного правонарушения правомерно не была принята судом первой инстанции.
Составы административных правонарушений, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, являются по своим признакам формальными, т.е. считаются законченными правонарушениями независимо от наступления вредных последствий, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких- либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Совокупность обстоятельств для применения ст.4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку суд учитывая размер взысканного штрафа.
Административное наказание назначено налоговым органом в пределах санкции ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Положения ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ налоговым органом соблюдены, что подтверждается материалами дела.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не усматривается, Арбитражный суд города Москвы правомерно не нашел оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Суд первой инстанции проверил порядок привлечения к административной ответственности Общества. На составление протокола и рассмотрение административного дела вызывались.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2022 по делу N А40-250463/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250463/2021
Истец: ООО "ФЛЕКСОЗНАК"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве