г. Чита |
|
4 апреля 2022 г. |
Дело N А10-6395/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Содружество" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2021 года по делу N А10-6395/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Содружество" (ОГРН 1080326004736, ИНН 0326475994, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, далее - административный орган) о признании незаконным решения по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия, повлекшего исключение из реестра сведений об управлении многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.16 управляющей организацией ООО "УК Содружество" и включение сведений об управлении указанным домом ООО "Паритет-Плюс", об исключении из Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия недействительной записи, восстановлении в Реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия сведений об управлении указанным многоквартирным домом ООО "УК Содружество", оформленное приказами от 23.12.2020 N 180/1-РЛ и N 180/2-РЛ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Паритет-Плюс" (ОГРН 1150327005586, ИНН 0326538891).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2021 года по делу N А10-6395/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что при рассмотрении заявления ООО "УК Содружество" об оспаривании решения Службы судом первой инстанции не были применены нормы права, подлежащие применению, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Полагает, что Служба не имела законных оснований для принятия решений об исключении из реестра лицензий ООО "УК Содружество" многоквартирного дома ул. Пушкина, N 16, а также должна была принять решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов ООО "Паритет-Плюс".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.02.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08 мая 2015 года Республиканской службой государственной жилищной инспекции обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Содружество" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 003000054, в реестр лицензий ООО "УК Содружество" включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, дом 16.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников МКД N 16 от 27 октября 2020 года собственниками МКД N 16 по ул. Пушкина, г.Улан-Удэ, принято решение о расторжении договора управления с ООО УК Содружество" и выборе новой управляющей организации ООО "Паритет-Плюс" (л.д. 16, т.2).
06 ноября 2020 года ООО "Паритет-Плюс" направило в адрес ООО "УК Содружество" уведомление о проведенных собраниях и принятом решении (л.д.146, т.2).
В связи с принятыми решениями, 10 ноября 2020 года ООО "Паритет-Плюс" обратилось в РСГЖИ с заявлением о внесении сведений в реестр лицензий Республики Бурятия, о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Пушкина, 16, ООО "Паритет-Плюс" (л.д. 15, т.2). В этот же день ООО "Паритет-Плюс" также направлены в адрес Службы: протокол общего собрания с приложениями, реестры собственников помещений, сообщения о проведении собраний, регистрационные протоколы, бланки решений собственников (л.д.179-180, т.2).
12 ноября 2020 года по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий главным специалистом РСГЖИ вынесено заключение о приостановлении рассмотрения заявления ввиду несоответствия заявления и документов условиям установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (л.д.142-143, т.2).
12 ноября 2020 года Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора в адрес ООО "Паритет-Плюс" направлено письмо о необходимости предоставления уведомления направленного в адрес ООО "УК Содружество", предусмотренное пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416. (л.д.138-139, т.2).
12 ноября 2020 года Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора в адрес ООО "УК Содружество" направлено письмо о необходимости предоставления сведений относительно смены управляющей организации (л.д.140-141 т.2).
13 ноября 2020 года ООО "Паритет-Плюс" направило в адрес РСГЖИ уведомление о выборе новой управляющей компании в МКД 16 по ул. Пушкина (л.д.145-146, т.2).
Письмом от 19 ноября 2020 года (л.д. 148, т.2) ООО "УК Содружество" сообщило РСГЖИ о наличии обстоятельств препятствующих включению МКД в реестр лицензий ООО "Паритет-Плюс", просило отказать во внесении изменений в реестр лицензий.
26 ноября 2020 года РСГЖИ направило в адрес Чайка С.И. запрос об уточнении управляющей организации, с которой расторгнут договор управления, с указанием реквизитов (л.д.150, т.2).
Согласно ответу Чайки С.И. в бланках голосования в названии управляющей организации допущена опечатка. Собственники принимали решения о расторжении договора с ООО "УК Содружество" (ИНН 0326475994 (л.д.1159, т.2).
23 ноября 2020 года заместителем руководителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора вынесен приказ о проведении в отношении ООО "УК Содружество" внеплановой документарной проверки (л.д.151-153, т.2).
08 и 15 декабря 2020 года ООО "УК Содружество" направило в адрес РСГЖИ возражения относительно внесения изменений в реестр лицензий мкд (л.д.154, т.2).
18 декабря 2020 ООО "УК Содружество" Службой вручено уведомление о подписании акта проверки (л.д.158, т.2).
21 декабря 2020 года по результатам внеплановой проверки составлен акт проверки N 092/20-А (л.д.160, т.2).
23 декабря 2020 года РСГЖИ по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Бурятия вынесено заключение N 180/1, согласно которому на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поступившего в РСГЖИ 10.11.2020 от ООО "Паритет-Плюс", проведена проверка заявления о внесении изменений в реестр лицензий и иных представленных лицензиатом документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий, в ходе проверки не установлено несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка от 25.12.2015 N 938/пр и принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Республики Бурятия многоквартирного дома N 6 по ул. Пушкина с 01.01.2021 (л.д. 163-164, т.2).
23 декабря 2020 года руководителем Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора вынесен Приказ N 180/1-РЛ об исключении многоквартирного дома по адрес: ул. Пушкина, 16 из реестра лицензий Республики Бурятия ООО "УК Содружество" (л.д.162).
23 декабря 2020 года руководителем Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора вынесен Приказ о включении многоквартирного дома в реестр лицензий Республики Бурятия ООО "Паритет-Плюс", с 01.01.2021 МКД N 16 по ул. Пушкина включены в реестр лицензий ООО "Паритет-Плюс" (л.д.165,т. 2).
Несогласие ООО "УК Содружество" с решением по внесению изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Бурятия, повлекшего исключение из реестра сведений об управлении многоквартирными домами, расположенными по адресу: г.Улан- Удэ, ул. Пушкина, д.16 управляющей организацией ООО "УК Содружество" и включение сведений об управлении указанными домами ООО "Паритет-Плюс", явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Выводы суда первой инстанции о том, что Служба действовала в рамках предусмотренной ЖК РФ и Порядком N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем, оспариваемое решение является законным, являются правомерными.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
На основании части 1.3 статьи 161, части 1 статьи 192 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 3.9, 3.14, 3.24 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденному Постановлением Правительства РБ от 21.09.2015 N 460 (далее - Положение), РСГЖИ уполномочена на принятие решений, вынесение приказов касающихся внесения сведений в реестр лицензий Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Из части 2 указанной статьи следует, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (Кодекса).
В соответствии с частью 3 той же статьи орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Пункт 5 Порядка N 938/пр устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127 -ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
По правилам пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктами "б, в" пункта 10 Порядка N 938/пр, основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Согласно пункту 16 Порядка N 938/пр в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Согласно пункту 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, до 01.01.2021, управление многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу г.Улан-Удэ, ул. Пушкина, дом 16, осуществляло ООО "УК Содружество".
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11 и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 309-ЭС-15- 11478, собственникам помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменения способа управления данным домом.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома от 27.10.2020 N 1, собственниками МКД N 16 по ул. Пушкина, г.Улан-Удэ, принято решение о расторжении договора управления с ООО УК Содружество и выборе новой управляющей организации ООО "Паритет-Плюс".
В связи с принятыми решениями, 10 ноября 2020 года ООО "Паритет-Плюс" обратилось в РСГЖИ с заявлением о внесении сведений в реестр лицензий Республики Бурятия, о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г.Улан-Удэ, ул. Пушкина, 16. В этот же день ООО "Паритет-Плюс" также направлены в адрес Службы: протоколы общего собрания с приложениями, реестры собственников помещений, сообщения о проведении собраний, регистрационные протоколы, бланки решений собственников.
12 ноября 2020 года по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий главным специалистом РСГЖИ вынесено заключение о приостановлении рассмотрения заявления ввиду несоответствия заявления и документов условиям установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (л.д. 142, т.2).
РСГЖИ направлены запросы в адрес ООО "Паритет-Плюс", Чайки С.И., ООО "УК Содружество", получены соответствующие сведения.
23 декабря 2020 года РСГЖИ вынесено заключение N 180/1 по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Бурятия согласно которому на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поступившего в РСГЖИ 10.11.2020 от ООО "Паритет-Плюс", проведена проверка заявления о внесении изменений в реестр лицензий и иных представленных лицензиатом документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий, в ходе проверки не установлено несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка от 25.12.2015 N 938/пр и принято решение о внесении изменений (включении) в реестра лицензий Республики Бурятия МКД N 16 по ул. Пушкина с 01.01.2021.
23 декабря 2020 года руководителем Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора вынесены Приказы об исключении многоквартирного дома по адрес: ул. Пушкина, 16 из реестра лицензий Республики Бурятия ООО "УК Содружество" и включении в реестр лицензий Республики Бурятия ООО "Паритет-Плюс" с 01.01.2021.
Таким образом, из материалов дела следует, что ООО "Паритет-Плюс" по итогам принятых решений собственников МКД были представлены все необходимые документы в РСГЖИ, решение Службы принято по результатам проведенной проверки заявления и приложенных к нему документов на соответствие требованиям пункта 5 Порядка, что подтверждается заключением по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом (далее - Заключение), которое, в свою очередь, составлено в полном соответствии с требованиями пункта 6 Порядка N 938/пр.
Таким образом, следует признать, что требования пункта 5 Порядка Службой соблюдены.
Заявитель указывает на ничтожность протокола общего собрания, в том числе, ввиду его принятия в отсутствие кворума.
Согласно пункту "е" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в числе прочего, условий об отсутствии признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно части 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 ЖК РФ).
Как следует из пояснений РСГЖИ, в протоколе от 27.10.2020 N 1 указано, что общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме N 16 составляет 3 863,85 кв.м. Учитывая содержание решений собственников помещений, в голосовании принимали участие только собственники жилых помещений. По информации, указанной в протоколе, участие в голосовании приняли лица, обладающие в совокупности правом собственности на помещения в размере 2087,14 кв.м. при подсчете голосов лиц, принявших участие в голосовании (сверка по представленным решениям, бюллетеням голосования), установлено, что в собрании приняли участие лица, обладающие количеством голосов равным 2087,14 кв.м. кворум составил 54,02 %. Определение кворума производилось простым арифметическим способом, исходя из представленных бюллетеней. При повторном подсчете голосов лиц, принявших участие в голосовании, установлено, что в собрании приняли участие лица, обладающие количеством голосов равным 1948,24 кв.м., кворум составил 50,4%. Таким образом, службой установлено, что решение принято большинством голосов при наличии кворума.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, у Службы отсутствует обязанность и полномочия по установлению достоверности представленных сведений путем опроса принявших участие в голосовании собственников помещений, истребовании выписки и ЕГРН и сверки данных, направлении иных запросов, поскольку в полномочия Службы в соответствии с Порядком N 938/пр входит только проверка заявления и документов на наличие признаков ничтожности, которые, в свою очередь, установлены в статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, данным Порядком не предусмотрена обязательная проверка документов на соответствие Приказу Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр которым утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - Приказ N 44/пр).
Вопреки доводам заявителя, при рассмотрении вопроса о внесении изменений в реестр лицензий у Службы отсутствуют полномочия признавать собрание собственников недействительным и давать оценку легитимности проведенного собрания. Проверка соблюдения процедуры проведения общего собрания, оформления его итогов Порядком N 938/пр не предусмотрена.
Службой не установлено признаков ничтожности в документации. РСГЖИ в соответствии с Порядком N 938/пр осуществила проверку заявления и документов и установила, что решение по дому N 16 принято большинством голосов собственников, то есть, при необходимом кворуме. Подсчет голосов Госстройжилнадзор осуществлял арифметическим способом.
В компетенцию Службы не входит признавать протоколы общего собрания недействительными. Служба лишь проверяет такой протокол на соответствие его положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр. На момент же принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решение собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 27.10.2020, оспорено и признано недействительными не было.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г.Улан- Удэ от 10.06.2021 признано недействительным решение собственников помещений многоквартирного дома N 16 по ул. Пушкина от 27.10.2020.
Между тем, признание судом общей юрисдикции протокола недействительным, не может являться основанием для признания оспариваемого решения недействительным, поскольку Служба при проведении проверки действовала в пределах своей компетенции, осуществила все действия, предусмотренные Порядком N 938/пр, и при анализе представленных ООО "Паритет-Плюс" документов признаков ничтожности протокола не установила.
В этой связи применительно к указанному в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка 938/пр вступившее в законную силу решение суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для последующего внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Служба по результатам проверки заявления и документов ООО "Парите-Плюс" на предмет соблюдения условий, перечисленных в пункте 5 Порядка N 938/пр обоснованно пришла к выводу о том, что собственники спорного мкд избрали способ управления домом управляющей организацией, приняли решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Парите-Плюс".
В соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", собственники помещений спорного многоквартирного дома должны были уведомить ответчика о принятом решении и о расторжении ранее заключенного с ним договора управления в течение 5 рабочих с даты принятия решения.
Между тем, отсутствие такого уведомления не может являться основанием для признания решения общего собрания не состоявшимся, либо ограничить право собственников помещений многоквартирного дома на заключение договора управления многоквартирным домом с вновь избранной управляющей компанией.
Кроме того, согласно материалам дела, 06 ноября 2020 года ООО "Паритет-Плюс" направило в адрес ООО "УК Содружество" уведомление о проведенных собраниях и принятых решениях, что подтверждается входящим штампом ООО "УК Содружество" (л.д.146, т.2).
РСГЖИ полно и надлежащим образом дала оценку представленным ей документам и сведениям и на основании них приняла законное и обоснованное решение, которое не нарушает прав заявителя по делу.
Доводы о неразмещении информации о проведении собрания в ГИС ЖКХ судом правомерно отклонены, поскольку обязанность по размещению указанных сведений в силу части 2 статьи 198 ЖК РФ возложена на лицензиата, а не на РСГЖИ.
При таких обстоятельствах Служба по результатам проверки заявления и документов ООО "Паритет-Плюс" на предмет соблюдения условий, перечисленных в пункте 5 Порядка, обоснованно пришла к выводу о том, что собственники помещений спорного многоквартирного дома в установленном законом порядке избрали способ управления спорным жилым домом - управление управляющей организацией, приняли решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Паритет-Плюс" и расторжении в этой связи договора управления с прежней управляющей организацией - ООО "УК Содружество".
Оснований, указанных в пункте 9 Порядка, для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр и возврата заявления новой управляющей компании у Службы не имелось.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
При обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляет 1 500 руб.
Определением суда от 17.02.2022 года ООО "УК Содружество" удовлетворено ходатайство о зачете государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченной по платежному поручению от 14.05.2020 N 332 в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 14.05.2020 N 332 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2021 года по делу N А10-6395/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Содружество" (ОГРН 1080326004736, ИНН 0326475994) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6395/2020
Истец: Общество с ограниченой ответственностью Управляющая компания Содружество
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора
Третье лицо: ООО Паритет-плюс