г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А26-5412/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Сополева Е.В. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: Алешина С.С. по доверенности от 01.02.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-96/2022) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2021 по делу N А26-5412/2021, принятое
по заявлению ПАО "МРСК Северо-Запада" (после смены наименования - ПАО "Россети Северо-Запад")
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
об оспаривании приказов в части
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН: 1047855175785, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", после смены наименования - ПАО "Россети Северо-Запад", Общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными приказов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N1007, 1009 в части слов в пункте 2 приказов: "а также на рубку лесных насаждений", об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу ненормативных правовых актов об исключении из пунктов 2 приказов от 23.04.2021 N911, от 30.04.2021 NN 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N1007, 1009 слов "а также на рубку лесных насаждений".
Решением от 23.11.2021 суд первой инстанции признал незаконными как не соответствующие Лесному кодексу Российской Федерации приказы Министерства от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N1007, 1009 в части слов в пункте 2 приказов: "а также на рубку лесных насаждений"; обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу ненормативных правовых актов об исключении из пунктов 2 приказов от 23.04.2021 N911, от 30.04.2021 NN 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N1007, 1009 слов "а также на рубку лесных насаждений"; взыскал с Министерства в пользу Общества расходы по государственной пошлине в размере 24 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды от 10.07.2020 N 434, предусмотрено использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, решениями Арбитражного суда Республики Карелия по делам N N А26-9548/2020, А26-2663/2020, А26-2612/2020 (далее - решения суда) удовлетворены требования ПАО "МРСК Северо-Запада" к Министерству, признаны незаконными, как не соответствующие Лесному кодексу Российской Федерации решения, изложенные в письмах Министерства об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения воздушных линий электропередач напряжением 0,4/6/10 кВ и связанных с ними трансформаторных подстанций 10/6/0,4 кВ.
Суд обязал Министерство в течение указанного в решениях срока с момента их вступления в законную силу принять решения по заявлениям Общества о выдаче разрешений в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения линий электропередачи и трансформаторных подстанций на земельных участках лесного фонда.
После вступления решений суда в законную силу Министерством изданы приказы от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N1007, 1009 "О выдаче разрешений использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - приказы).
Согласно пункту 1 оспариваемых приказов Обществу разрешается разместить на лесных участках линейные объекты для осуществления технологического присоединения. В пункте 2 приказов указано, что разрешения не дают права на рубку лесных насаждений.
Не согласившись с приказом в части отсутствия права на рубку лесных насаждений, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 2 данных Правил, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
Общество является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Вступившими в законную силу решениями по делам N А26-9548/2020, А26-2663/2020, А26-2612/2020 арбитражный суд обязал Министерство принять решения по заявлениям общества о выдаче разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в целях размещения линейных объектов.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, оспариваемые приказы Министерства от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N1007, 1009 не подтверждают исполнение решений суда, не восстанавливают нарушенных прав Общества, поскольку содержат прямой запрет на использование лесов для размещения линейных объектов, что влечет для Общества иные последствия, нежели определенные решениями суда.
В обоснование своей позиции по настоящему делу, Министерство указывает на то, что пунктом 3 Правил N 434 установлено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии со статьей 9 ЛК РФ; пунктом 7 Правил N 434, предусмотрено использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
Вместе с тем, Министерством не учтено, что согласно подпункту "б" пункта 18 Правил N 434, составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ не обязаны юридические лица, использующие леса на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, Приказом Минприроды РФ от 24.08.2021, который зарегистрирован в Минюсте РФ 30.11.2021 и вступил в силу с 01.03.2022, Приказ N 434 приведен в точное соответствие с действующими редакциями Земельного и Лесного кодексов РФ.
Пункт 3 Правил N 434 дополнен подпунктом 3.1 следующего содержания: "В случаях, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 3 Перечня N 434, дополнен подпунктом "д" следующего содержания:
"д) размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300".
Выводы суда первой инстанции по настоящему делу, а также по делам N N А26-9548/2020, А26-2663/2020, А26-2612/2020, А26-6927/2019, А26-11012/2019 о том, что нормы Лесного кодекса РФ (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство, подтверждены позицией Верховного Суда РФ (определения от 27.09.2021 N 302-ЭС21-16529, от 08.02.2016 N 306-ЭС15-18799).
Также, в пункте 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Данные нормы внесены в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
При этом несогласие Министерства с толкованием судом норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года по делу N А26-5412/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5412/2021
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия