г. Вологда |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А66-9547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вектор" Суслова А.А. по доверенности от 10.01.2024 N 01/24,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2023 года по делу N А66-9547/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1196952016260, ИНН 6950234872; адрес: 170033, город Тверь, улица Тамары Ильиной, дом 6/15, офис 2; далее - ООО "Вектор", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, 4/4; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 28.04.2023 N 1506/2/ОГ-23.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2023 года по делу N А66-9547/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. с общества в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество не является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению, поэтому пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на него не распространяется. Считает необоснованной ссылку ГЖИ на практику судов Уральского округа 2019 года, которая в настоящее время изменена. Полагает неверным применение инспекцией формулы 20 даже для исполнителя коммунальной услуги.
Представитель общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Инспекция отзыв на жалобу не представила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением Бодунковой В.А., проживающей по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. 60 лет Октября, д. 16, кв. 14, по вопросу определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с октября 2020 года по февраль 2023 года, в соответствии с решением заместителя начальника ГЖИ от 30.03.2023 N 1506/ОГ/2-23 ГЖИ в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения проверки ГЖИ установлено нарушение обществом пункта 54 Правил N 354, что выразилось в неверном определении удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что привело к занижению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и завышению размера платы за коммунальную услугу по отоплению с июня 2020 года.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 28.04.2023 N 1506/2/ОГ-23.
По итогам проверки инспекцией выдано предписание от 28.04.2023 N 1506/2/ОГ-23, которым обществу предписано в срок до 01.07.2023: выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставленные с 01.06.2020, с учетом удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере утвержденного норматива расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных законом полномочий.
В части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом (далее - МКД) управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. 60 лет Октября, д. 16 (далее - МКД), на основании статьи 157.2 ЖК РФ принято решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, с ресурсоснабжающей организацией, которое оформлено протоколом общего собрания от 25.12.2019.
В данном случае исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, поскольку статьей 157.2 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для получения ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги.
Таким образом, суд первой инстанции согласился с позицией ГЖИ о том, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для собственников и пользователей помещений в МКД является ООО "Вектор".
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил N 354 к обязанностям исполнителя отнесено производить в установленном Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
При этом в соответствии с подпунктом "е" пункта 32 Правил N 354 исполнитель вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и коллективных (общедомовых) приборов учета и распределителей; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, ООО "Вектор" обязано выполнять расчеты размера платы за коммунальные услуги и, при наличии оснований, перерасчеты за них.
Из изложенного следует, что исполнитель для осуществления расчетов за коммунальные услуги обладает всей необходимой информацией, в том числе о показаниях приборов учета, тарифах, иной необходимой информацией, в связи с этим довод заявителя об отсутствии у общества сведений, необходимых для выполнения расчетов и перерасчетов, признан судом первой инстанции несостоятельным.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что спорный МКД оборудован централизованной системой отопления и нецентрализованной системой горячего водоснабжения (бойлер), общедомовым прибором учета тепловой энергии смешанного типа (далее - ОДПУ). Свидетельство о поверке ОДПУ до 29.08.2025. Общедомовой прибор учета горячей воды отсутствует. Стояки горячего водоснабжения неизолированные без полотенцесушителей.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведение" (далее - Закон N 416-ФЗ) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Пунктом 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с абзацем первым пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно абзацу второму пункта 54 Правил N 354 объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил (абзац третий пункта 54 Правил N 354).
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды (абзац пятый пункта 54 Правил N 354).
Формула 20 включает в себя указанные составляющие и предусматривает, что размер платы определяется с учетом потребленного объема горячей воды и удельного расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды - утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматива расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом формула 20.1 содержит порядок расчета удельного расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды, который производится при наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.
Поскольку в формуле 20.1 учтен в том числе объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная формула применяется только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома. Указанный вывод суд обосновал позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 22.10.2019 N 309-ЭС19-19156.
Материалами дела подтверждается, что общество не осуществляет производство тепловой энергии для целей горячего водоснабжения и отопления многоквартирных жилых домов посредством автономной котельной.
Вопреки мнению заявителя, независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232).
Поскольку в рассматриваемом многоквартирном доме система отопления является централизованной, суд первой инстанции посчитал, что применение формулы 20.1 для определения количества использованного на приготовление горячей воды коммунального ресурса невозможно, поэтому суд пришел к выводу о том, что начисление платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и с применением формулы 20.1 производилось заявителем неверно.
При расчете платы за ГВС с применением формулы 20 распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях ГВС, в рассматриваемой ситуации должно осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды независимо от наличия прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае при оборудовании МКД централизованной системой отопления и нецентрализованной системой горячего водоснабжения (бойлер) удельный расход тепловой энергии на подогрев воды должен применяться в размере утвержденного норматива расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В акте проверки от 28.04.2023 N 1505/2/ОГ инспекцией изложен порядок расчета объема потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, за период с марта 2020 года по март 2022 как произведение объема потребленной жителями многоквартирным домом горячей воды и норматива на подогрев 1 куб. м холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к Правилам N 354.
Из расчетов следует, что объем тепловой энергии, определенной по показаниям ОДПУ, направленной на оказание коммунальной услуги по отоплению, обществом завышен.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению заявителем допущено нарушение пункта 54 Правил N 354, в связи с этим ГЖИ правомерно указала обществу в оспариваемом предписании на необходимость произвести перерасчет.
Суд первой инстанции учел, что в данном случае, оспариваемое предписание выдано обществу как исполнителю коммунальных услуг, то есть лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить; содержащиеся в предписании формулировки суд первой инстанции посчитал доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю; предписание является исполнимым.
Общество в жалобе ссылается, что не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Действующее жилищное законодательство предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам. В отношении многоквартирного дома, не оборудованного централизованной системой горячего водоснабжения, когда входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме оборудование не используется ресурсоснабжающей организацией для самостоятельного приготовления горячей воды, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию), не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2023 N 307-ЭС23-2986).
Вместе с тем в рассматриваемом случае на основании протокола общего собрания от 25.12.2019 общество выставляло собственникам помещений многоквартирного дома плату за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (подогрев воды), что следует из агентского договора от 23.12.2019 и единых платежных документов.
В связи с этим доводы общества о том, что оно не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не оказывает данную услугу и не использует общедомовое имущество для ее оказания не принимаются апелляционным судом в качестве основания для признания предписания незаконным, поскольку общество при выставлении платы за отопление обязано исключать объем тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения и верно применять требования Правил N 354. В данном случае ГЖИ установлено, что общество является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и им завышена плата за данную оказанную услугу.
Ссылки апеллянта на то, что общество понесет непокрываемые затраты ввиду применения заниженного норматива апелляционным судом не принимаются, поскольку общество получает плату за всю потребленную тепловую энергию.
Доводы апеллянта об изменении судебной практики опровергаются правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 N 301-ЭС21-4039, от 10.02.2021 N 309-ЭС20-23178.
Таким образом, требования общества обоснованно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Определением от 11 января 2024 года ООО "Вектор" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит взысканию с подателя жалобы в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2023 года по делу N А66-9547/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1196952016260, ИНН 6950234872; адрес: 170033, город Тверь, улица Тамары Ильиной, дом 6/15, офис 2) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9547/2023
Истец: ООО "Вектор"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области