г. Пермь |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А60-43731/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 февраля 2024 года
по делу N А60-43731/2023
по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис-СЛ" (ИНН 6633023687, ОГРН 1156633000820)
о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - истец, Отделение фонда) обратилось в суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис-СЛ" (далее ответчик, МУП "Жилкомсервис-СЛ") о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 91 734,07 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены частично: с МУП "Жилкомсервис-СЛ" в пользу Отделения фонда взыскано 348,78 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Кроме того, с МУП "Жилкомсервис-СЛ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 14 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отделение фонда настаивает на том, что пособия, выплаченные на основании листков нетрудоспособности Русакову А.К., Коптяевой Н.В., Мельниковой Т.А., являются излишне выплаченными. Излишняя выплата вызвана неправомерными действиями ответчика, является следствием представления страхователем недостоверных сведений о рабочем времени (размере ставки), учитываемых при начислении пособия.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Жилкомсервис - СЛ" зарегистрировано в качестве страхователя в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области и является плательщиком страховых взносов.
В отношении МУП "Жилкомсервис - СЛ" была проведена выездная проверка за период с 01.01.2020 по 31.12.2021. По результатам которой составлен акт выездной проверки от 16.11.2022 N 66052280001305 и вынесено решение от 13.12.2022 N 6605228001307 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, которым предложено страхователю возместить расходы, излишне понесенные фондом в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения на начисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в размере 91 734, 07 руб.
До настоящего времени требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем не исполнено.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Судом принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховое обеспечение) понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных Федеральных законом N 255-ФЗ, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Федеральных законом N 255-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
При этом основанием для выплаты страхового обеспечения являются документы, подтверждающие достоверность страхового события - листок нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 3 Временных правил N 402 назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе ФСС РФ, в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, уполномоченной Министерством здравоохранения РФ.
В соответствии с пунктом 4 Временных правил N 402 страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства РФ в области персональных данных направляет в фонд перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции, для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением N 294.
Страхователь формирует и направляет в фонд перечни застрахованных лиц раздельно в отношении каждого из периодов временной нетрудоспособности, указанных в пункте 8 Временных правил.
В соответствии с пунктом 8 Временных правил N 402 уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную организацию в соответствии с п. 7 Временных правил, с кодом "03", в том числе, единовременно на 14 календарных дней с 06 по 19 апреля 2020 г.
Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждены Приказом Фонда социального страхования РФ от 24.11.2017 N 579.
С учетом пункта 3.22 Порядка N 579 в графе 41 "Сведения о неполном рабочем времени (размер ставки)" указывается размер ставки получателя пособия, указанный в трудовом договоре получателя пособия.
С 01.04.2020 вступил в действие Закон N 104-ФЗ, которым были утверждены Особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
Статьей 1 Закона N 104-ФЗ определено, что пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 на основании Закона N 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 104-ФЗ в случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности, а размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения указанного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с Законом N 255-ФЗ, за полный календарный месяц не должно быть меньше федерального МРОТ, независимо от стажа и фактического заработка застрахованного лица.
Действие Закона N 104-ФЗ распространяется на все страховые случаи.
Наличие трудовых отношений между спорным застрахованным лицом и заявителем, размер среднего заработка, наступление страховых случаев, факт направления обществом реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Как следует из решения, основанием предъявления требований о возврате пособия послужил выявленный Фондом факт предоставления обществом недостоверных сведений о ставке застрахованных лиц (в направленном обществом реестре сведений для назначения выплаты указана ставка "1", вместо "0,5" и "0,25").
По мнению фонда, сумма пособия по временной нетрудоспособности ошибочно рассчитана исходя из среднего заработка, принимаемого равным минимальному размеру оплаты труда, без учета продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Частью 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что спорными являются расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности Русакову А.К., Коптяевой Н.В., Мельниковой Т.А.
Как установлено проверкой и не оспаривается заявителем, указанные лица работали в предприятии на условиях неполного рабочего времени. Заработная плата им начислялась в размере менее установленного МРОТ, действовавшего на момент заключения трудового договора.
Поскольку средний заработок указанного лица в спорные периоды был ниже МРОТ, расчет пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам произведен страхователем из среднего заработка, приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
Положения части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на день наступления страхового случая средний заработок застрахованных лиц был ниже минимального размера оплаты труда, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, суд пришел к выводу о правомерности произведенного обществом расчета среднего заработка застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, исходя из которого было исчислено пособие по временной нетрудоспособности, в связи с чем отсутствуют основания для вывода об излишней выплате пособия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у фонда оснований для требования возместить понесенные расходы на выплату страхового обеспечения.
Данные выводы соответствуют правовому подходу, изложенному в определениях ВС РФ от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727, 18.11.2019 N 309-ЭС19-20504, 16.07.2020 N 301-ЭС20-9094.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Самостоятельных доводов в части взыскания излишне понесенных расходов на выплату пособий в размере 348,78 руб. понесенных в связи с предоставлением недостоверных сведений относительно размера стажа застрахованного лица Брехунцовой Н.В. апелляционная жалоба не содержит. Выводы суда в данной части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого в части решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отделение Фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2024 года по делу N А60-43731/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43731/2023
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ "ЖИЛКОМСЕРВИС-СЛ"