г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А42-8899/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: предст. Хохолев А.В. - доверенность от 26.04.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4045/2022) общества с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2021 по делу N А42-8899/2021 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
третье лицо: акционерное общество "Ситиматик"
об оспаривании предписания от 24.09.2021 N П2124/88/1 (в части)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" (далее - заявитель, Общество, ООО "МУЖСК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция) от 24.09.2021 N П2124/88/1 в части возложения на Общество обязанности организовать мероприятия по вывозу складированных отходов, образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) на контейнерных площадках и за их пределами по адресам: г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 12; ул. Кошевого, д. 4, 18; ул. Пономарева, д. 8; ул. Ломоносова, д. 12, 13, 15; ул. Зеленая, д. 32, 78; 2 пр. Кирова, д. 17; ул. Халтурина, д. 3, 11; ул. Спортивная, д. 7/6; ул. Фрунзе, д. 8; ул. Полярный Круг, д. 8; ул. Копытова, д. 24, 27; ул. Бабикова, д. 7; ул. Героев Рыбачьего, д. 22, 28, 33, 35/2; ул. Крупской, д. 30; ул. Шабалина, д. 49; ул. Шевченко, д. 11а, 24, 26.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик").
Решением суда первой инстанции от 29.12.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "МУЖСК" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.12.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что отходы в виде порубочных материалов (остатков) образовались в процессе содержания придомовой территории многоквартирных домов (в процессе ухода за древесно-кустарниковыми посадками), общего имущества собственников многоквартирных домов, что напрямую относит их к твердым коммунальным отходам, обязанность по вывозу которых возлагается на регионального оператора по обращению с отходами, то есть АО "Ситиматик".
В судебном заседании 29.03.2022 представитель АО "Ситиматик" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.09.2021 N П2136 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения управляющей организацией ООО "МУЖСК" лицензионных требований, предъявляемых к деятельности по управлению многоквартирными домами в части содержания мест скопления твердых коммунальных отходов.
По результатам проверки составлен акт от 24.09.2021 N П2136, в котором отражены, в том числе, следующие нарушения.
- ул. Зои Космодемьянской, д. 12 на площадке имеется скопление складированных древесных остатков, веток;
- ул. Кошевого, д.д. 4, 18 на площадке большое скопление складированных веток; имеется наличие нескольких древесных стволов;
- ул. Пономарева, д. 8 древесные остатки и бревна за пределами площадки;
- ул. Ломоносова, д. 12 площадка не оборудована, имеется несколько древесных стволов, д.13,15 небольшое скопление веток за пределами контейнерной площадки;
- ул. Зеленая, д. 32, 78 незначительное скопление веток, обрезков деревьев на площадке;
- пр. Кирова, д. 17 скопление веток за пределами площадки;
- ул. Халтурина, д. 3 незначительное скопление веток за пределами площадки, д. 11 значительное скопление складированных древесных остатков, веток;
- ул. Спортивная, д. 7/6 большое скопление веток, бревен за пределами площадки;
- ул. Фрунзе, д. 8 большое скопление веток, бревен за пределами площадки;
- ул. Полярный Круг, д. 8 древесные остатки и бревна за пределами площадки;
- ул. Копытова, д. 24 большое скопление веток, спилы деревьев за ограждением площадки; перенакопление контейнеров и крупногабаритного мусора, д. 27 большое скопление на площадке веток и спилов деревьев;
- ул. Бабикова, д. 7 один ствол дерева за пределами площадки;
- ул. Героев-Рыбачьего, д. 22 значительное скопление веток за пределами площадки, д. 28 два ствола дерева, незначительное скопление веток за пределами площадки, д. 33 большое скопление веток за пределами площадки), д. 35/2 (стволы деревьев за пределами площадки;
- ул. Крупской, д. 30 три ствола деревьев;
- ул. Шабалина, д. 49 незначительное скопление веток за пределами площадки;
- ул. Шевченко, д. 11а скопление веток и спилов деревьев в траве, д. 24 незначительное скопление веток, бревен, д. 26 незначительное скопление веток за пределами площадки.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 192, частями 2, 3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 3.7.1, 3.7.4, Приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), а также Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, условий договора управления вышеуказанными многоквартирными домами.
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 24.09.2021 N П2124/88/1, которым Обществу предписано устранить вышеуказанные нарушения, организовать мероприятия по вывозу складированных отходов, образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) на контейнерных площадках и за их пределами по вышеуказанным адресам многоквартирных домов.
Не согласившись с предписанием от 24.09.2021 N П2124/88/1 в части, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 29.12.2021 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 26(1) Минимального перечня предусмотрено, что в состав работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.1.7 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
При этом в силу пункта 12 Правил N 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
С учетом вышеизложенных норм, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Оспариваемыми заявителем положениями предписания Инспекции от 24.09.2021 N П2124/88/1, Обществу было предписано организовать мероприятия по вывозу складированных отходов, образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, древесные остатки) на контейнерных площадках и за их пределами по адресам многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества.
Как определено в статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, древесные остатки, бревна), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, поскольку являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Порубочные остатки, образующиеся при уходе за деревьями и кустами, не отвечают указанным критериям (данные порубочные остатки также не являются уличным сметом, образующимся при уборке придомовой территории), а соответственно не относятся к ТКО, обязанность по вывозу которых из специально оборудованных мест возлагается на регионального оператора по обращению с отходами в силу Правил N 1156. Более того, в силу положений Правил N 1156 на регионального оператора по обращению с отходами не может быть возложена обязанность по вывозу отходов, которые размещены за пределами специально определенных мест складирования ТКО и КГО.
Таким образом, обязанность по организации вывоза порубочных остатков, образующихся при уходе за деревьями и кустами (ветки, древесные остатки, бревна), находящихся на придомовой территории, в силу положений статьи 161, пункта 26(1) Минимального перечня и пункта 3.7.1 Правил N 170 возлагается именно на ООО "МУЖСК" как управляющую организацию.
Ссылки Общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2022 N 309-ЭС21-27385 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данное определение вынесено с учетом иных фактических обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что предписание Инспекции от 24.09.2021 N П2124/88/1 в оспариваемой Обществом части не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 24.09.2021 N П2124/88/1 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "МУЖСК" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 29.12.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 декабря 2021 года по делу N А42-8899/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 25.01.2022 N 61.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8899/2021
Истец: ООО "МУРМАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СЕРВИСНЫМ КОМПЛЕКСОМ", ООО "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "СИТИМАТИК", АО "Ситиматик"