г. Москва |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А41-37597/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ИП Громова П.А: Афонин А.Ю., по доверенности от 11.11.2020;
от Афонина А.Ю.: лично (паспорт);
от Администрации городского округа Люберцы Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Люберцы на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-37597/20 по заявлению ИП Громова П.А. и Афонина А.Ю. к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании.,
УСТАНОВИЛ:
ИП Громов П.А., Афонин А.Ю. обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области с требованиями:
- Признать незаконным отказ Администрации городского округа Люберцы Московской области в предоставлении в аренду на 49 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010302:112, оформленный решением от 04.06.2020 по заявлению N P001-6116596961-35378733.
- Обязать Администрацию городского округа Люберцы Московской области (ОГРН 1025003213179, ИНН 5027036758) в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес Громова Петра Андреевича и Афонина Артура Юрьевича проект договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010302:112 категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под строительство торгового павильона", местоположением: Московская, Люберецкий р-н, г. Люберцы, ул. Электрификации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-37597/20 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявители направили в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Администрация муниципального образования городской округ Люберцы и Министерство имущественных отношений Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого определения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, ИП Громову П.А. и Афонину А.Ю. принадлежит на праве долевой собственности нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836, площадью 46,2 кв. м, расположенному по адресу: г. Люберцы, ул. Электрификации.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:112, находящимся в аренде у заявителей по договору аренды земельного участка от 20.06.2017 N 16/17.
17.05.2020 ИП Громов П.А. и Афонин А.Ю. обратились в Администрацию городского округа Люберцы Московской области с заявлением о предоставлении им в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:12:0100707:20.
Решением, оформленным письмом заинтересованного лица от 04.06.2020 N Р001-6116596961-35378733 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в предоставлении указанной государственной услуги отказано.
Считая отказ Администрации городского округа Люберцы незаконным, заявители обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Администрация, отказывая в предоставлении в аренду участка, указала на то, что информация, которая содержится в документах, представленных Заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а именно:
Если установлено, что на испрашиваемом в собственность за плату земельном участке расположен объект капитального строительства, зарегистрированный в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию (в случаях, если законом прямо предусмотрено получение таких разрешений) / зарегистрированный в ЕГРН на основании декларации (в случаях, если законом прямо не предусмотрена такая регистрация). Не представлена разрешительная документация на объект капитального строительства (разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию).
Информируем: свидетельство о государственной регистрации права от 22.07.2014 г. N 50-50-22/075/2014-434 получено на основании Декларации об объекте недвижимого имущества от 27.06.2014 г., что противоречит ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса. Таким образом объект капитального строительства является самовольной постройкой.
Дополнительно сообщаем, что Администрация городского округа Люберцы Московской области обратилась в судебные органы с требованием снести самовольную постройку.
Признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно выписке из ЕГРН на нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836, год завершения является 2011 год. Нежилое здание находится в общей долевой собственности заявителей, что подтверждается записями ЕГРН N 50:22:0010302:9836-50/022/2017-3 от 27.04.2017, N 50:22:0010302:9836-50/022/2017-2 от 27.04.2017.
Определением от 19 октября 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Василенкову Евгению Владимировичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
- Какие объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:112? Расположено ли нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836 на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:112, если выходит за границы участка, то определить на каких еще земельных участках и (или) землях расположен объект? Используется ли земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010302:112 для обслуживания и эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 50:22:0010302:9836 полностью или частично?
- Определить основные характеристики нежилого здания с кадастровым номером 50:22:0010302:9836 и установить является ли нежилое здание объектом капитального строительства, а также имеет ли оно прочную связь с землей, позволяют ли конструктивные характеристики нежилого здания осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
- Нарушены ли при возведении постройки требования законодательства об охране окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и других обязательных норм и правил, выполнение которых требуется при строительстве и эксплуатации? Если не соблюдены, то в чем они выразились и являются ли эти нарушения существенными, грубыми, неустранимыми, повлияют ли отрицательно на прочность и безопасность конструкций здания, на удобство содержания смежных участков и пользования находящимися на них объектами недвижимости?
- Создает ли нежилое здание угрозу жизни и здоровью людей? Может ли нежилое здание быть принято в эксплуатацию?
Экспертное заключение поступило в адрес суда, из него усматривается следующее:
Как видно из плана Приложения B 1 нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836 расположено только в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010302:112 и не выходит за его пределы.
На земельном участке с кадастровым 50:22:0010302:112 расположен один объект - нежилое здание площадью 46,2 кв. м с кадастровым номером 50:22:0010302:9836. Иные здание, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, нестационарные объекты в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010302:112 отсутствуют.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010302:112 полностью используется для обслуживания и эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером 50:22:0010302:9836.
Исследуемое здание не является сборно-разборной конструкцией. Все элементы здания жестко соединены между собой, не имеют монтажных разъемных соединений.
По результатам обследования эксперт пришел к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:112, является объектом капитального строительства, перемещение которого и (или) демонтаж с последующей сборкой невозможен.
Габариты исследуемого нежилого здания, а также особенности его конструкции, обеспечивающей целостность объекты и прочную связь землей, обуславливают отсутствие возможности перемещения объекта грузоподъемными механизмами. Кроме того, сами по себе габариты здания делают невозможным его погрузку на передвижное транспортное средство и транспортировку по дорогам общего пользования.
Нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:112 по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. Электрификации, соответствует градостроительным нормативам и правилам, выполняются требования законодательства об охране окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и других обязательных норм и правил, выполнение которых требуется при строительстве и эксплуатации.
Существенные, грубые, неустранимые нарушения, которые могут отрицательно повлиять на прочность и безопасность конструкций здания, на удобство содержания смежных участков и пользования находящимися на них объектами недвижимости отсутствуют.
Нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:112 по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. Электрификации, не создает угрозу жизни и здоровью людей и может быть принято в эксплуатацию.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ признано судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Вопреки доводам Администрации, оснований для признания указанного экспертного заключения ненадлежащим доказательством не имеется.
Таким образом, исходя из представленного в материалы дела заключения объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010302:9836 является объектом капитального строительства и соответствует градостроительным нормативам и правилам, выполняются требования законодательства об охране окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и других обязательных норм и правил, выполнение которых требуется при строительстве и эксплуатации.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о признании незаконным отказа.
По доводу апелляционной жалобы о том, что Администрацией подан самостоятельный иск о признании находящихся на испрашиваемом земельном участке строений самовольными постройками апелляционный суд отмечает следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-4721/21 от 23.07.2021 Администрации г.о. Люберцы отказано в удовлетворении иска к Ип Громову П.А., Афонину А.Ю. о признании 1-этажное здания нежилого назначения с КН 50:22:0010302:9836, площадью 46,2 кв.м., расположенное на земельном участке с КН 50:22:0010302:112, площадью 60 кв.м., по адресу: МО, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. Электрификации, самовольной постройкой; обязании в течение 15 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу снести самовольную постройку.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года по делу N А41-37597/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37597/2020
Истец: Афонин Артур Юрьевич, Василенков Е. В., Громов Петр Андреевич
Ответчик: Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ